Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса(Многозначность понятия «стресс»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Стрессорные гормоны, зрения, пагубно действуют на внутренние (ухудшают работу , могут вызвать аорты, способствуют организма и т. д.). Тем не , на женщинах это сказывается , чем на мужчинах.
Все чаще приходят к выводу, именно эмоциональных нагрузок люди употребляют средства. Но со стрессом бороться, учиться, нейтрально к относиться. Так уж сложилось, что развитие человека физиологическое. И разрыв компенсируется сорной реакцией
Рассмотрев теоретические понятия «», мы пришли к выводу о том, что «стресс» с момента появления претерпело изменения. Эти связанны как с расширением применения термина «», так и с фундаментальным изучением аспектов проблемы – причинности, , детерминации, проявления, стресса. Неоднозначность стресса к различиям во взглядах на тех или иных психических , несовпадению трактовок феноменов, полученных данных, строгих критериев при их так:
- как стимул: стресс рассматриваться как окружающей среды ( времени, нездоровая на работе и т.д.).
- как реакция: рассматривается как психического напряжения, в ответ на сложные .
- отсутствие равновесия в между и окружающей обстановкой ( взаимодействия для стрессовой ).
Причины стрессов – – делят на 2 : физические и психические. стрессоры вызывают стрессы, а психические – . К физиологическим относятся реакции на шум, охлаждение, перегревание, кислорода, кровопотерю, , физическую и др., к психоэмоциональным – реакции на опасности, неожиданное , неустойчивость опоры.
Все являются , т.к. действие физических обычно вызывает реакцию.
У человека могут вызывать перегрузки, недостаток , неопределенность исхода, конкурирующих мотиваций. обращено на производственные и бытовые : «трудное начальство», « отцов и детей», «опустевшего », одиночество и перенаселение.
- наш ежедневный «попутчик», (хотим мы этого или нет) надо . Даже если мы не ощущаем его воздействия, это не нам права забывать о нем и о той , которую он .
2. Эмпирическое исследование реагирования на стресс
2.1 исследования
База . Исследование на базе Нарьян-Марской компании и имело целью изучить стрессоустойчивости и выявить различия в психосоциального стресса, таковые имеются.
энергосбытовая является специализированным Администрации Ненецкого округа.
Выборку коллектив компании – 40 (20 женщин и 20 мужчин). диапазон испытуемых 28 – 52 года.
Методы . При задач исследования методы:
- наблюдение за испытуемых в естественных ;
- анализ деятельности и организации ;
- знакомство с личными сотрудников;
- беседа с ;
- тестирование.
В основного инструмента исследования использовалась Методика диагностики уровня напряжения () и его источников (О.С. Копина, Е.А. , Е.В. Заикин), включающая в шкалу психосоциаль стресса Л. .
Исследователи относят ПЭН к классу явлений. Как и все эмоциональные (аффекты, эмоции, ), ПЭН является представленности в сознании смысла происходящих в человека событий и степень удо его потребностей.
Всякое явление характеризуется тем или субъективным качеством () и предметным . По своему субъективному ПЭН и другие эмоции, в ситуации неудовлетворенности , являются эмоциональными переживаниями.
включает в себя «Ваше самочувствие», в который в свою методы диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:
- ;
- шкала психосоциального Л. Ридера;
- шкала жизнью в О.С. Копиной;
- шкала условиями жизни О.С. ;
- шкала удовлетворенности жизненных О.С. Копиной;
- основные показатели (пол, , уровень образования, группа, положение).
Цель методики: комплексное исследование психосоциального напряжения и измерение его различных .
Опросник «Ваше самочувствие» на самостоятельные ответы . Время психологического обследования человека в среднем 20 – 30 минут. одновременное обследование испытуемых.
Поэтапность . Наше проходило в пять .
На первом этапе мы анализ по проблеме стресса и реакций. В ходе исследования нами рассмотрены основные понятия «», модели и теории , а также его стадии и (физические и психологические). представлены различия реагирования на мужчин и женщин.
этапом исследования с базой исследования, включало в себя: с руководителем предприятия, со спецификой его работы, и беседа коллективом.
Третий – диагностическая работа, в которой был выявлен балл стресса у представителей и женского пола, а были выявлены психосоциального и степень их выраженности у .
Четвертый этап – полученных данных.
этап – –написание психологических заключений .
2.2 Анализ полученных данных
Для оценки уровня психосоциального стресса у мужчин и женщин использовалась методика экспресс диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), включающая в себя шкалу психосоциального стресса Л. Ридера, которая позволяет определить его показатель.
Полученные результаты по шкале психосоциального стресса Л. Ридера представлены в диаграмме (рисунок 1).
Рис. 1. Результаты методики экспресс диагностики уровня психосоциального стресса Л. Ридера
В зависимости от показателей испытуемых можно разделить по группам: с высоким, средним и низким уровнем психосоциального стресса. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин представлены в таблице 1.
Таблица 1. Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин
Уровень стресса |
Средний балл |
|
Мужчины |
Женщины |
|
Высокий |
2,00 – 3,00 |
2,18 – 3,00 |
Средний |
1,00 – 1,99 |
1,18 – 2,17 |
Низкий |
0,00 – 0,99 |
0,00 – 1,17 |
Сопоставив данные и переведя баллы в проценты испытуемых можно разделить на три группы:
- Первая группа (35% мужчин и 25% женщин) – испытуемые с низким уровнем психосоциального стресса;
- Вторая группа (45% мужчин и 40% женщин) – испытуемые со средним уровнем психосоциального стресса;
- Третья группа (20% мужчин и 35% женщин) – испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса.
Далее мы подсчитали по t критерию Стьюдента уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, что позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Распределение возможных источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых представлено в таблице 2.
Таблица 2. Распределение источников психосоциального стресса по степени выраженности у испытуемых
Источники психосоциального стресса |
Среднегрупповая оценка, в баллах |
|
мужчины |
женщины |
|
Беспокойство о работе |
4,6 |
3,7 |
Чувство нервозности |
2 |
4,2 |
Напряжение от повседневной деятельности |
3,3 |
3,6 |
Нервное напряжение от общения с людьми |
2,2 |
3,4 |
Чувство физического и психического истощения |
1,8 |
4,8 |
Нервное напряжение от смены семейных отношений |
3,9 |
4,4 |
На основании таблицы 2 были построены круговые диаграммы (рисунок 2, 3), которые наглядно отображают распределение источников психосоциального стресса у мужчин и женщин.
Рис. 2. Степень выраженности источников психосоциального стресса у мужчин
Рис. 3. Степень выраженности источников психосоциального стресса у женщин
Из рисунков 2 и 3 видно, что у мужчин на первое место выходит беспокойство о работе и нервное напряжение от смены семейных отношений, в то время как у женщин преобладает чувство физического и психического истощения, и также как у мужчин чувство нервного напряжения от смены семейных отношений.
В результате исследования нами были выявлены гендерные различия в определении выраженных источников психосоциального стресса у мужчин и женщин. При этом у мужчин в большей степени выражена тенденция к «беспокойству о работе», тогда как у женщин преобладает «чувство физического и психического истощения».
А также в ходе исследования по t критерию Стьюдента нами был подсчитан уровень психосоциального стресса мужской и женской выборки, где были выявлены значимые различия между мужской и женской выборкой в оценке уровня психосоциального стресса. Это позволило отклонить нулевую гипотезу (различия стремятся к 0) и принять альтернативную гипотезу, свидетельствующую о существующих различиях в уровне психосоциального стресса между мужчинами и женщинами.
Таким образом, гипотеза нашей курсовой работы подтвердилась.
Заключение
Изучив основные теоретические обоснования проблемы стресса, рассмотрев его симптоматику и модели, мы пришли к заключению, что стресс это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.
Г. Селье считал, что полная свобода от стрессов означает смерть. Это вытекает из адаптивной природы стресс реакции. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и при ее повторении или длительном действии способствует эффективному запуску специфических более экономных адаптивных реакций.
Повторные и умеренные стрессы, совершенствуют стресс лимитирующие системы, повышают устойчивость организма к повреждениям, обычно вызываемым чрезмерными стрессами. Умеренные стрессы способствуют повышению настроения и увеличивают работоспособность.
Влияние почти всех факторов на здоровье человека выражается U-образной кривой. Отсутствие стрессов или интенсивные или длительные стрессы приносят ущерб организму.
Неблагоприятному влиянию стрессов могут способствовать:
а) безысходность ситуации или неопределенность, к которой трудно приспособиться;
б) высокая интенсивность или продолжительность стресс реакций, завершающихся истощением адаптивных резервов;
в) личностные или биологические особенности организма, определенная слабость антистрессорной защиты.
Неблагоприятным влиянием на здоровье человека обладают, в основном, психоэмоциональные стрессы. Стрессы, связанные с отрицательными эмоциями, чаще дают неблагоприятный эффект. При этом наступают изменения нервной системы, крови, иммунитета и внутренних органов, которые становятся более значительными, когда человек старается ограничить внешнее проявление эмоций, т.е. всегда лучше «отреагировать», а не таить в себе. «Неотреагированные» острые стрессы имеют тенденцию накапливаться в организме и переходить в хронический стресс, ускоряя наступление фазы истощения.
Устойчивость к стрессорным повреждениям можно специально выработать путем предварительной адаптации к повторным воздействиям умеренной интенсивности и длительности: физическим нагрузкам, холоду, недостатку кислорода и др. Тип адекватной стратегии в стрессорных ситуациях определяется, очевидно, силой, подвижностью, уравновешенностью нервных процессов и другими свойствами организма.
Устойчивость или повышенная чувствительность к стрессам представляет собой индивидуальные качества и может быть врожденной. Женщины легче, чем мужчины переносят стрессы, они адаптируются к стресс-факторам более экономно физиологически, но при этом испытывают больший психический дискомфорт, чем мужчины, женщины чаще страдают неврозами.
Список использованных источников
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. – М.: Феникс, 1992.
- Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Гранд, 2014.
- Бодров В.А. Информационный стресс. – М.: ПЕРСЭ, 2010.
- Василенко Т.Д., Никитина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы. – М.: Гранд, 2014.
- Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.
- Вейнингер О. Пол и характер. – М.: Феникс, 1992
- Гендер и общество: Учеб. Пособие. – Иркутск: ИГПУ, 2012.
- Гиссе Л.Д. Время стрессов. - М.: Знание, 1992.
- Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Минск-М.: Харвест АСТ, 2011.
- Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2012.
- Гуревич П.С. Популярный психологический словарь. – М.: Феникс, 2014.
- Евдокимов В.И., Марищук В.Л. Поведение и саморегуляция человека в стрессе. – СПб.: Питер, 2011.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Знание, 1997.
- Ильин Е.В. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. – СПб.: Питер, 2013.
- Как разрешить конфликт и быстро выйти из стресса // под ред. Л.Е. Телятниковой. – Иркутск, 2015.
- Кордуэлл М. Психология: словарь-справочник от А до Я. – М.: Гранд, 1999.
- Кузнецова А.С., Леонова А.Б. Психопрафилактика стрессов. – М.: Издательство Московского университета, 2013.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 2013.
- Нейдхард Д. Властелин эмоций: Как сохранить спокойствие в любой ситуации. – СПб.: Питер, 2007.
- Селье Г. Стресс и жизнь. – М., 1979.
- Стрессы и их профилактика // под ред. С.И. Майборода. – Иркутск: ИГПУ, 2012.
- Тьюбсинг Д.А. Избегайте стрессовых ситуаций. – М.: Медицина, 2013.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М.: Академия, 2007.
- Чиркова Ю.Г. Стресс без стресса. М., 1988.
- Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях // под ред. А.И. Яроцкого. – Гродно: ГрГУ, 2011.