Файл: Налог на прибыль организаций (Эволюция налога на прибыль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Также актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Налог на прибыль организаций занимает важное место в национальной
бюджетной системе. С одной стороны, налог на прибыль организаций - один из самых значительных элементов в общей структуре платежей организации,
поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль организаций огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики.

На сегодняшний день государство стремится снизить налоговую нагрузку на экономику, в частности налога на прибыль организации. Это должно
способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, росту
самофинансирования производства, поощрению образования мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению инновационных технологий.

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как
напрямую уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности, поэтому к этому налогу нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждый нюанс в налоговом изъятии прибыли должен быть просчитан и оправдан.

Объектом исследования является система налогообложения прибыли юридических лиц в Российской Федерации.

Предмет исследования – элементы налога на прибыль.

Целью исследования являлся анализ роли налога на прибыль организаций в налоговой системе и экономике Российской Федерации, анализ проблем налогообложения организаций и путей совершенствования налога на прибыль.


Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) охарактеризовать налог на прибыль организаций;

2) изучить его сущность и функции;

3) проанализировать современную систему налогообложения организаций в России;

4) проанализировать проблемы налога на прибыль и предложить пути их решения.

Методологической основой написания работы являются законодательные и нормативные акты, методическая и учебная литература, научные статьи и другие материалы. Изложение материала опирается на современную правовую базу, действующие законодательно-нормативные акты, публикации экономических журналов и газет.

Информационную базу работы составили нормативные и законодательные акты Российской Федерации; учебники и учебные пособия по налогам и налогообложению, по экономике предприятия; периодические издания по теме работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1. Эволюция налога на прибыль

В современном налоговом законодательстве России особое значение
уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является
прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия[1].

Налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 г., когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций». До этого времени, начиная с IX века - периода зарождения Руси до XVI века - времен формирования молодого Российского государства, когда понятий как «предприятие» или «организация» не существовало в принципе, и людей, которые занимались исключительно каким-либо ремеслом или только торговлей было очень мало. В тот период истории налогообложение различных производственных видов деятельности не выделялось как отдельная группа, и, следовательно, практически невозможно точно назвать налог, который бы являлся прототипом налога на прибыль[2].

Первый налог, который можно было бы назвать прототипом налога на
прибыль, не имел конкретного названия или определения. Появился он в XVII веке и уплачивался как «5-ая, 10-ая, 20-ая... деньга» от доходов, а взимался в основном городскими жителями, которые являлись представителями торгового и ремесленного классов[3].


В середине первой половины XVIII века по указу Петра I все купцы были объединены в купеческие гильдии, и все купцы стали облагаться единым 40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла.

Однако реформа 1775 г. Екатерины II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Согласно данной реформе купечество было разделено по имущественному принципу на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого купцом капитала, и с каждого купца стал взиматься гильдейский сбор в размере 1 процента от величины капитала. Позже ставка этого сбора постоянно возрастала, и к 1821 г. она достигла 5,225 процентов[4].

Впервой половине XIX века после промышленного переворота, который
дал сильный толчок к развитию русской промышленности, сформировался
новый предпринимательский класс, и с параллельным ростом расходов у
государства возникла потребность к дополнительным источникам финансирования казны. Очевидным решением стал поиск новых путей к налогообложению этого класса предпринимателей. Результатом данных поисков стало принятое в 1863 г. положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов», согласно которому все предприниматели были обязаны приобретать своею рода «лицензии» для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Оплата за лицензии зачислялась непосредственно в государственную казну[5].

Однако сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков[6]. Таким образом, в 1898 г. Министерство финансов во главе с С. Ю. Витте приняло решение разработать новую систему налогов, касающихся торгово-промышленной деятельности, и в 1899 г. было принято положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Основной налог был окладным и собирался путем оплаты промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями[7]. Дополнительный налог же в свою очередь делился на налог с капитала предприятий и на процентный сбор с прибыли предприятий, при этом впервые в налоговой практике государство требовало от предприятий предоставлять соответствующие публичные отчетности. Промысловый налог просуществовал вплоть до революции 1917 г.


С наступлением советского режима власть отказалась от существовавшей налоговой системы и заменила ей бессвязными и несистематичными налогами. Однако в скором времени, убедившись в нецелесообразности данного решения, в 1021 г. была восстановлена часть досоветских налогов, и в частности промысловый налог, который в скором времени стал основным налогом и обеспечивал около трети всех налоговых поступлений в бюджет[8]. Позже по налоговым реформам 1930-1932 гг. для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налоге оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий: налог с оборота и подоходный налог. Целью данных реформ была унификация налоговых платежей. Уже в конце 70-х гг. отчисления от прибыли предприятий происходили не в виде налогов, а виде нормативных методов распределения прибыли. Таким образом, финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий[9].

Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период с 1984 по 1990 гг. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период. С 1 января 1991 г. вступил в силу закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий[10].

Далее следует постсоветский период развития системы налогообложения прибыли. С 1991 по 2002 гг. была осуществлена широкомасштабная
комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Единственным недостатком были постоянные изменения законодательных норм, что влекло за собой постоянное изменение ставок по этому налогу[11].

И последним на данный момент этапом развития системы налогообложения прибыли можно считать период с 2002 г. по нынешнее время. Именно тогда была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно которой был кардинально изменен механизм исчисления налога на прибыль, и он принял ту форму, в которой мы его знаем сейчас. Параллельно происходило возникновение целой индустрии профессиональных налоговых менеджеров, основной деятельностью которых была экономия на налоговых платежах.


Из всего этого следует, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России. На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве[12].

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующий перечень задач: 1) изучить историю происхождения и развития транспортного налогообложения в России и за рубежом; 2) дать характеристику основным элементам транспортного налога; 3) исследовать проблемы действующей системы транспортного налога; 4) предложить возможные варианты реформирования транспортного налога. Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации. Основными методами изучения сущности и роли транспортного налога в
формировании бюджета государства, используемыми в данной работе, являются теоретические и эмпирические методы, такие как: теория, классификация, индукция, научное исследование, измерение, анализ.