Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

В последнее время большое внимание уделяется проблеме государственного регулирования экономики. По этой проблеме написано большое количество работ, разработаны достаточно привлекательные методики и предложено большое число практических рекомендаций. Однако, несмотря на активную работу в этой области ни среди ученых, ни среди практиков нет полной ясности относительно того, что представляет сбой государственное регулирование, каковы причины его использования на практики и ряд других вопросов, которые остаются по сей день дискуссионными. Полагаем, что нерешенность проблемы, а также наличие множества дискуссионных моментов является следствием (но не причиной) отсутствия однозначного решение проблемы понятия «государственное регулирование экономики» (ГРЭ). [3]

Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественного производства. Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена ре­шением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.д. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.[7]

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а также его необходимости в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики;
  2. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики;
  3. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России;
  4. Выявить направления совершенствования государственного финансового регулирования экономики.

Объектом исследования является государственное финансовое регулирование экономики.

Предметом изучения является анализ форм и способов финансового регулирования экономики государством.

На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства. Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

Государство играет важную роль в жизни общества, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др. Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства — частной, акционерной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.


Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, а также следить за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц, осуществлять защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Кроме того, государственное регулирование экономики направлено на поддержку некоторых форм предпринимательства — малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, благотворительной деятельности, а также на ограничение и подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием и др.[8]

Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

Финансовое регулирование – это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.

Устранения бюджетного дефицита, возможно, достичь двояким путем: увеличивая доходы и уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается, сокращению расходной части бюджета.

Значительное воздействие на обеспечение рыночного равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.

Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедлении их роста.


Другое направление усилий правительства и центрально банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что вселит уверенность в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.

Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

При краткосрочном регулировании денежного рынка в рамках обеспечения на нем долгосрочного равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действия, тогда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабильности и роста.

Другая крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной

антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы.

Методы краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.

Определенный вклад в борьбу с инфляцией может внести и приватизация государственной собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов, и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита.

Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.

Банковская система в регулировании денежного обращения. Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным набором инструментов: операции с ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия.

Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Речь идет об открытости для всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций.


Приобретая облигации, владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков на соответствующие коммерческие банки или другие финансово-кредитные учреждения. Центральный банк тут же предъявляет полученные чеки к оплате банком, которые тем самым утрачивают часть своих резервов – депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.

Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за

разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов.[15]

Необходимость государственного регулирования экономики вызвана следующими особенностями функционирования рынка:

1.Несовершенством конкуренции, выражающейся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках возникают монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

2.Наличие совокупности товаров и услуг, жизненно необходимых обществу, которых либо нет на рынке, либо, если они есть, то в недостаточном количестве (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.).

3.Загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу.

4.Наличие информации, представляющей собой «товар», которая в более или менее достаточном количестве и качестве не может быть произведена без участия государства.

5.Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

6.Неравномерность распределения доходов, которая если не принимать мер «социальной компенсации» малоимущим слоям населения, ставит под угрозу стабильность общества.

7.Наличие совокупности «товаров и услуг» (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но не рынок.

Из анализа приведенных проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. Таким образом, государственное регулирование экономики - это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. [1]