Файл: Основные принципы управления затратами (Теоретические основы управления затратами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы управления затратами на предприятии

1.1 Затраты на производство и реализацию продукции: сущность и классификация

1.2 Принципы управления затратами и методика анализа затрат на производство и реализацию продукции на предприятии

2. Анализ эффективности управления затратами ОАО «Березастройматериалы»

2.1 Общая экономико-организационная характеристика и анализ основных финансовых показателей деятельности ОАО «Березастройматериалы»

2.2 Оценка системы управления затратами на предприятии

2.3 Анализ затрат на производство и реализацию продукции и показателей эффективности управления затратами на предприятии

3. Направления повышения эффективности управления затратами и пути оптимизации затрат ОАО «Березастройматериалы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников

– недопущение излишних затрат;

–широкое внедрение эффективных методов снижения затрат; повышение заинтересованности всех подразделений предприятия в снижении затрат.

Управление затратами на предприятии призвано решать следующие задачи:

– выявление роли управления затратами как фактора повышение
экономических результатов деятельности;

– определение затрат по основным функциям управления;

– расчет затрат по производственным подразделениям предприятия;

– исчисление необходимых затрат на единицу продукции (работ, услуг);

– подготовка информационной базы, позволяющей оценивать затраты при выборе и принятии хозяйственных решений;

– выявление технических способов и средств измерения и контроля
затрат;

– поиск снижения затрат на всех этапах производственного процесса
и во всех производственных подразделениях предприятия;

– выбор способов нормирования затрат; [13, с. 97].

– выбор системы управления затратами, соответствующей условиям
работы предприятия.

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование управления, учет и анализ [15, с. 81].

Система директ-костинг является атрибутом рыночной экономики.
В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа, и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется
изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов
производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по
нормализации финансового состояния предприятия [12, с. 81]. Элементы системы управления затратами и их взаимосвязь изображены на рисунке 1.1

Регулирование затрат

Прогнозирование затрат

Планирование затрат

Нормирование затрат

Учет затрат производство

Калькулирование затрат

Экономический анализ затрат

Контроль затрат

Рисунок 1.1– Элементы системы управления затратами и их взаимосвязь

Источник: [14, с. 91]

Помимо целей сравнения с плановыми данными является важным инструментом финансового контроля за рациональным использованием в производстве различных видов ресурсов.

На предприятии применяются различные системы управления затратами в зависимости от принципов организации особенностей предприятия и целей управления конкретного предприятия на плановом периоде, состава и взаимосвязи элементов, формирующих эти системы. Классификация управления затратами приведена в таблице 1.2.


Таблица 1.2 – Классификация систем управления затратами

Основные признаки классификации

Виды систем

Степени связи управленческого и финансового учета

Интегрированная (монистическая)

Автономная

Оперативность получения информации

Система, основанная на учете прошлых (фактических) затрат

Система, основанная на учете нормативных (плановых) затрат

Полнота включения затрат в себестоимость

Система учета полной себестоимости

Система учета частичной (переменной) себестоимости

Источник: [8, с. 53]

По форме взаимосвязи финансового (бухгалтерского) и управленческого учетов различают интегрированную (монистическую) и автономную системы. Интегрированная система предлагает дополнение финансового учета данными внутренней отчетности, которые позволяют администрации оценить рациональность организации производства на любом его участке. Данная система эффективна для небольших предприятий, выпускающих однородную по своему составу продукцию.

Автономная система представляет собой обособленное создание финансового и управленческого учета. Связь между этими учетами осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования [18, с. 71].

Таким образом, затраты – это выраженная в денежном измерении
стоимость каких-либо ресурсов (материальных, трудовых, финансовых,
информационных и др.), использованных на обеспечение процесса расширенного воспроизводства. В отличие от общего понятия «издержки» понятие «затраты» относятся прежде всего не к поглощающим объектам, а к поглощаемым ресурсам. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги.

Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом, т.е. разработку и реализацию решений, а также контроль за их выполнением. Функции управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование управления, учет и анализ.

Принципы управления затратами – это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления.


2. Анализ эффективности управления затратами ОАО «Березастройматериалы»

2.1 Общая экономико-организационная характеристика и анализ основных финансовых показателей деятельности ОАО «Березастройматериалы»

Свою историю ОАО «Березастройматериалы» начинает с 1 января 1967 года, когда Решением Брестского областного совета депутатов трудящихся № 478 от 13 декабря 1967 года из состава Березовского райпромкомбината в целях дальнейшей специализации предприятий местной промышленности был выделен и создан с 1 января 1967 года Березовский комбинат строительных материалов.

С 1-го ноября 1978г. (распоряжением Совета Министров БССР от 14 июня 1978г. № 446 и решением Брестского облисполкома от 9 октября 1978г. № 636) комбинат передан в подчинение Брестского Облмежколхозстроя, а с 1-го октября 1981 года (Постановлением Белмежколхозстроя № 169 от 31 августа 1981г.) предприятие передано на баланс Белмежколхозстроя, реорганизованного с 01.02.1986г. в Белсельстрой.

В соответствии с приказом Министерства экономики Республики
Беларусь от 20.12.2005 г. № 221 «О создании открытого акционерного общества в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности Производственного республиканского унитарного предприятия «Березастройматериалы» совместно с Дочерним республиканским унитарным торгово-производственным предприятием «Торговый дом «Береза» предприятие
преобразовано в Открытое акционерное общество «Березастройматериалы» (свидетельство о государственной регистрации № 05844 от 27 марта 2006 года, зарегистрировано в едином государственном регистре юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей за № 200034522).

Основной вид деятельности – промышленное производство
строительных материалов.

Целью деятельности предприятия является предложение своим покупателям уникального продукта с неповторимым и модным дизайном, выделяющегося эстетикой и превосходным качеством и извлечение прибыли.


Предметом деятельности является рост капитализации ОАО «Березастройматериалы» путем эффективного использования имеющихся активов, выбора перспективных направлений деятельности, соответствия управления ОАО принципам корпоративного управления.

Предприятием ОАО «Березастройматериалы» руководит директор,
аппарат управления состоит из главного инженера, заместителя директора,
заместителя директора по финансово-экономическим вопросам – главного
бухгалтера, производственно - технического отдела, отдела материально-технического снабжения, отдела автоматизированных систем управления,
отдела правовой и кадровой работы, отдела бухгалтерского учета и финансовых операций, расчетного отдела, планово - экономического отдела.

Производственно - технический отдел отвечает за выполнение
производственных заданий в соответствии с планами развития и на него
возложены задачи по выполнению ремонтно-строительных и ремонтно-аварийных работ.

Отдел материально-технического снабжения осуществляет обеспечение необходимыми материальными ценностями.

Отдел автоматизированных систем управления – осуществляет
обеспечение бесперебойной работы действующих на предприятии автоматизированных систем управления, разработка и сопровождение новых автоматизированных систем.

Отдел правовой и кадровой работы – обеспечивает кадровую политику на предприятии, заключение договоров на техническое обслуживание
и эксплуатацию помещений с арендаторами, осуществление правового
обеспечения деятельности предприятия и ведение претензионной работы.

Отдел бухгалтерского учета и финансовых операций – обеспечивает
отражение в бухгалтерских проводках результатов финансово – хозяйственных операций.

Расчетный отдел – производит начисления, выставление и контроль
по уплате коммунальных и эксплуатационных услуг арендаторами.

Финансово-экономическое управление возглавляет заместитель
генерального директора – начальник управления – главный бухгалтер. В структуру финансово-экономического управления входит отдел бухгалтерского
учета и финансовых операций, расчетно-аналитический отдел, отдел организации труда и заработной платы, планово-экономический отдел, планово-экономический сектор по производству.

В состав ОАО «Березастройматериалы» на 01.01.2017 г. входят:

  • 3 цеха по производству керамических плиток мощностью
    10 695, 0 тыс. м2 в год, в т.ч.:
  • цех № 1 – по производству керамической плитки для пола
    мощностью 1 463,0 тыс. м2 в год (линия САКМИ, Италия) (проектная мощность 1000 тыс. м2);

– линия двукратного обжига (САКМИ, Италия) мощностью
1 875,0 тыс. м2 в год (проектная мощность 1 500 тыс. м2)

– линия однократного обжига (САКМИ, Италия), введенная в ноябре 2008 года мощностью 3 172,0 тыс. м2 в год (проектная мощность
3 000,0 тыс. м2);

– линия двукратного обжига (САКМИ, Италия) мощностью
2 500,0 тыс. м2 в год (проектная мощность 2 500 тыс. м2)

– линия однократного обжига (САКМИ, Италия), мощностью
1 685,0 тыс. м2 в год (проектная мощность 2 000,0 тыс. м2);

Численность в трех цехах по производству керамической плитки,
массозаготовительном цехе и на участке фритты – 523 чел.;

– цех по производству декоративных элементов из плитки керамической, выпущенной на мощностях перечисленных выше цехов мощностью
320 тыс. м² в год – 102 чел.;

  • швейный участок – 5 чел.;
  • транспортный цех – 79 чел.;
  • погрузо-разгрузочный участок – 33 чел.;
  • непромышленная группа – 36 чел.;
  • ремонтно-строительный участок по выполнению ремонтных
    и строительных работ хоз.способом, численность – 23 чел;
  • участок по распиловке древесины – 33 чел.

Анализ основных показателей деятельности ОАО «Березастройматериалы» за 2015 – 2017 годы представлен в в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Анализ основных показателей деятельности
ОАО «Березастройматериалы» за 2015 – 2017
годы

Показатели

Значения, тыс рублей

Отклонение

тыс. руб.

Темп роста, %

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2016 / 2015

2017 / 2016

2016 / 2015

2017 / 2016

Выручка от реализации

478623

537940

530861

59317

-7079

112,4

98,7

Себестоимость реализации

370350

417823

417737

47473

-86

112,8

99,9

Валовая прибыль

108273

120137

113124

11844

-6993

110,9

94,2

Расходы на реализацию

17275

20206

20398

2931

192

117,0

101,0

Прибыль (убыток) от реализации

58049

59447

50376

1398

-9071

102,4

84,7

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

48676

46658

40567

-2018

-6091

95,9

86,9

Чистая прибыль (убыток)

3303

-26846

-29335

-30149

-2489

-812,8

109,3

Рентабельность продаж, %

12,1

11,1

9,5

-1,1

-1,6

91,1

85,9