Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельность (теоретические аспекты) (Особенности маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Функционирования рынка услуг в каждой отдельной стране имеет ряд особенностей.

Ведь каждое государство принимает определенные меры для поддержки того элемента рынка услуг, который имеет соответствующие перспективы на будущее [6, c.34].

В процессе развития сферы услуг в экономике все большее значение приобретает применение методов маркетинга, без использования которого практически невозможна успешная предпринимательская деятельность и принятия управленческих решений.

С помощью маркетинга проводится постоянный поиск новых рынков и потребителей, новых видов продукции и сфер применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию высокий уровень прибыли [2, c.34].

Маркетинг выступает инструментом регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятий сферы услуг, их структурную политику на рыночный спрос. Поэтому процесс исследования и анализа маркетинговой деятельности предприятий сферы услуг на современном этапе является весьма важным и актуальным [1, c.5].

Вопрос комплексной системы организации маркетинговых процессов сферы услуг, ориентирован на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получения прибыли на основе изучения, анализа и прогнозирования рынка услуг, что рассматривают в своих научных трудах такие ученые-экономисты, как М.В.Вачевский, В. Г. Скотный, И. В. Новикова, Л. В. Балабанова и др.

Цель исследования – провести теоретический анализ особенностей маркетинга в различных сферах экономической деятельности.

Объект исследования - особенности маркетинга.

Предмет исследования - анализ особенностей маркетинга в различных сферах экономической деятельности.

Задачи исследования:

1. Описать особенности маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг.

2. Раскрыть маркетинг социально-проектной деятельности .

3. Проанализировать маркетинг некоммерческого проекта.

Методы исследования – теоретический анализ источников.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.


1. Особенности маркетинговой деятельности на предприятиях сферы услуг

Маркетинг в сфере услуг - это метод не только удовлетворение потребностей, но и, прежде всего, выявление возможностей сбыта, включая изучение различных нужд людей, до их отдельного удовлетворения.

В процессе маркетинговой деятельности важным является учет особенностей услуг, которые отличают их от товара и влияют на разработку маркетинговых программ, в частности это - неопределенность результата, неотделимость от объекта, непостоянство качества, невозможность сохранения [4, c.45].

Неопределенность результата услуги создает такую ситуацию, когда покупатель не имеет возможности управлять и влиять на ее результат. Потребитель способен оценить качество услуги только после ее получения. Ведь услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, ощутить на запах или услышать. Поэтому, покупая услугу, покупатель больше рискует, чем при покупке товара. Стремясь снизить риски, клиенты анализируют внешние признаки качества услуг, а именно: поведение персонала, месторасположение офиса и т. для маркетинга важно заблаговременно принять меры по уменьшению неопределенности результата услуги [5, c.35].

Неотделимость от объекта означает, что контакт с потребителями часто рассматривается как неотъемлемая часть предоставления услуги. Потребитель не может отделить услугу от того, кто ее оказывает, или от условий, при которых она осуществляется [8, c.34].

Услуги, в основном, производятся в то же время, когда осуществляется их "Потребления". Именно это и определяет ограниченность предоставления услуги во времени.

Поскольку услуги предоставляются людьми, которые имеют разный уровень знаний, умений, навыков, способностей, чувств, квалификации, а также по-разному относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, соответственно, и предоставленные услуги существенно отличаются по своему качеству. Поэтому в процессе маркетинга важным является обеспечение предоставления услуг на должном качественном уровне с учетом индивидуальных особенностей каждого потребителя [10, c.22].

Отличие услуги связано с невозможностью ее сохранения, а также с тем, что услугу нельзя изготовить заранее как товар, выставить ее в витрине в рекламных целях, складировать и предлагать в моменты повышенного спроса. Указанная проблема становится и маркетинговой проблемой. Ведь маркетолог должен владеть информацией о периодах возможного повышения спроса и набором стратегий для решения этих проблем [8, c.14].


Таким образом, особые характеристики услуг и их отличия от товара требуют дополнительных маркетинговых знаний и применения стратегических подходов для сбалансирования спроса и предложения на рынке услуг.

Маркетинговые исследования включают два направления: сбыт продукции и изучение рынка. Если основная задача сбыта заключается в разработке форм и методов доставки продукции до потребителя, то исследования рынка предполагает разработку методов воздействия на потребителя с целью расширения объема сбыта.

Для каждого предпринимателя важно постоянное получение объективной, достоверной и целевой информации по различным направлениям и темам с применением различных способов [9, c.36].

В практике маркетологов среди источников информации и методов исследования рынка выделяют: первоначальное исследование, например, опрос определенной группы покупателей, клиентов, и целевое исследование, как: оценка имеющихся источников информации, статистических данных для выработки собственных направлений стратегии деятельности.

Как правило, для предпринимателей сферы услуг оценка информации осуществляется по второстепенным источникам, поскольку проведение глубокого, научно обоснованного исследования требует больших средств. Предпринимателям, которые впервые выходят на рынок услуг, целесообразно проводить демоскопическое и экоскопическое исследование рынка.

Демоскопическое исследование рынка - это сбор информации от потребителей, клиентов, необходимой предпринимателю для выработки собственной стратегии деятельности.

Такие опросы предоставляют сведения о качестве обслуживания, а также помогают выявить недостатки в работе обслуживающего персонала [11, c.24].

Экоскопическое исследование рынка для сферы услуг проводится с целью определения его современного состояния, конкуренции в данном направлении. С этой целью необходимо иметь следующие данные:

-общеэкономические (народнохозяйственное развитие вообще; динамика роста (спада) населения; изменения производства и технологий; тенденции в мотивации покупки и ее использования покупателями)

- регионально-экономические (структура населения; местные предприятия, отрасли и количество занятых в производстве; покупательская способность; уникальность местности);

- специфические области (возрастная структура населения, структура его доходов; деловой (частный) туризм транспортные магистрали; местные и другие конкуренты) [17, c.56].

Деятельность в сфере услуг должна строиться на планировании и контроле маркетинга - это будет способствовать разработке четких направлений деятельности, прогнозированию непредвиденных ситуаций и возможных быстрых собственных изменений в соответствии к внешней среде. Для формирования стратегических факторов успеха необходим обоснованный выбор маркетинговых стратегий предприятия [15, c.12].


Маркетинговые стратегии - это основные направления сосредоточения усилий, философия бизнеса предприятия в условиях маркетинговой ориентации.

Эти стратегии должны направлять предприятие на максимальную и своевременную адаптацию его деятельности к динамичной маркетинговой среде для достижения стратегических целей [15, c.67].

Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ является предоставление услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевым здесь является предоставление услуг, которые бы удовлетворяли и даже превосходили ожидания клиентов, формируются на основе уже имеющегося у них опыта, а также информации, полученной по прямым (личным) или массовых (неличных) каналам маркетинговых коммуникаций [6, c.24].

Предоставление менеджеру необходимой информации для обоснованного выбора маркетинговой стратегии с учетом последующих изменений по внешней и внутренней среде функционирования предприятий входит к основным задачам SWOT-анализа.

SWOT-анализ представляет собой исследования, направленные на определение и оценки сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз. С помощью SWOT-анализа диагностируют различные стороны деятельности предприятия и показатели его работы [7, c.14].

Исследование состояния предприятия путем SWOT-анализа осуществляются через оценивания: потенциальных внутренних сильных сторон (полная компетентность из ключевых вопросов, адекватные финансовые ресурсы, позиция признанного лидера рынка, наличие собственной технологии, преимущества в издержках, эффективные рекламные мероприятия, опыт в разработке новых товаров); потенциальных внутренних слабых сторон (устаревшее оборудование, низкая доходность, достаточно узкий ассортимент продукции, слабая сбытовая сеть, высокая себестоимость изделий, недостаток умений и навыков в ключевых сферах деятельности); потенциальных внешних возможностей (способность обслуживать дополнительные группы потребителей, выходить на новые рынки или сегменты рынка [13, c.34].

Подытоживая сказанное, следует отметить, что деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:

- изучение платежеспособного спроса на различные виды услуг, рынки их сбыта и обоснование плана производства и реализации [1, c.4];

- анализ факторов, формирующих эластичность спроса на услуги и оценки степени риска их невостребованности;


- оценки стабильности и эффективности производства и сбыта услуг, их конкурентоспособности и изыскания резервов для повышения качественного уровня услуг [3, c. 28].;

- разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирование сбыта услуг.

Выводы по 1 главе

Маркетинг дает возможность регулировать производство и сбыт услуг в долгосрочной перспективе, адаптироваться к изменениям на рынке, корректировать свои действия в соответствии с влияния динамики среды, уточнять ассортимент на основе исследований жизненного цикла услуг, способствовать освоению новых видов товаров и услуг.

2. Маркетинг социально-проектной деятельности

Анализ социально-проектной деятельности, как отдельной особо важной обязанности организаций позволил определить, что социальный проект призван быть решением актуальной общественной проблемы, типы проектов могут варьироваться с учетом множества критериев, концепции работы над социальным проектированием схожи между собой в стремлении решить актуальную проблему, учитывая ее значимость, собственные ресурсы, актуальное состояние общества [13, c.21].

В значительной степени решения ключевых задач маркетинга некоммерческих организаций лежит в области маркетинговых коммуникаций. С развитием информационных технологий и подтверждением эффективности интернет маркетинга коммерческих организаций актуализируется применения его инструментария для неприбыльных компаний, как сравнительно дешевых и действенных средств продвижения идей и обеспечения социальных эффектов [12, c.45]. Особого значение для деятельности неприбыльных компаний приобретают виртуальные социальные сети и использования инструментария SMM-маркетинга (англ. social media marketing), которые позволяют реализовать широкие коммуникативные возможности и достичь желаемых социальных эффектов. Ключевыми преимуществами применения инструментов SMM-маркетинга в деятельности некоммерческих организаций являются:

- возможности для сегментирования и таргетирования: легкодоступность целевой аудитории и обеспечения целенаправленности маркетинговых усилий [11, c.21];

- возможности одновременного достижения различных целевых аудиторий: например, аудитории спонсоров, меценатов с целью привлечения средств; государственных структур для лоббирования принятия политических решений; широкой общественности с целью информирования, продвижения определенных общественно полезных инициатив или, наоборот, побуждение общества к генерированию идей социально значимых проектов;