Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания (Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий. Требования, предъявляемые к принятию и оформлению решений в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Требования, предъявляемые к принятию и оформлению решений в оперативно-розыскной деятельности

Результаты ОРД представляют собой сведения о фактах и обстоятельствах, которые могут отвечать правовому требованию относимости, предъявляемому к содержанию доказательств в уголовном процессе[19,с.16]. Действительно, результаты ОРД могут содержать сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела, и в силу этого быть относимыми[31,с.43].

Однако одного соответствия требованию относимости недостаточно для того, чтобы признать их доказательствами. Необходимо, чтобы они отвечали и требованию допустимости, предъявляемому к форме доказательства, т.е. были получены из источников, установленных уголовно-процессуальным законом, и в соответствии с предусмотренными им способами. Этому требованию результаты ОРД не отвечают и отвечать не могут. Они получаются из источников, установленных Федеральным закономот 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», а не УПК РФ. Способами их получения являются оперативно-розыскные мероприятия, а не следственные и судебные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом[40,с.27].

Тем обстоятельством, что результаты ОРД не отвечают правовому требованию допустимости, предъявляемому уголовно-процессуальным законом к законности источника и способа собирания доказательств, объясняется принципиальная недопустимость использования оперативно-служебных документов, удостоверяющих факт проведения и результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий, в качестве доказательств вообще и в качестве такого самостоятельного вида доказательств, как иные документы, в частности.

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г.[10] отмечается, что результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и ст. 50 (ч. 2) Конституции Российской Федерации[1].

Не оставляют сомнений в том, что Конституционный Суд в данном случае исходит именно из возможности использования результатов ОРД в качестве доказательств (а следовательно, тождественности результатов ОРД и доказательств): «Решение же в каждом отдельном случае вопроса о том, являются ли конкретные материалы, представленные оперативными службами (в том числе произведенные при проведении оперативно-розыскных мероприятий аудиозаписи), достоверными и допустимыми и могут ли они, с учетом требований уголовно-процессуального закона, использоваться в качестве доказательств, относится к ведению судов общей юрисдикции»[8].


В качестве требований к принятию решений вОРД выступает непобедимая и достаточная совокупность общеобязательных поведений (распоряжений), предъявляемых к содержанию и форме решения в ОРД законодателем и (или) выработанных оперативно-розыскной практикой, которые направлены на реализацию принципов ОРД.

Совокупность обязательных поведений, предъявляемых к решению в ОРД, представлена двумя группами требований: к форме и к содержанию[36, с.254].

Во-первых, требования различают в зависимости от формы принятия решения. Так, решение, которое допустимо принимать в любой, кроме документально оформленной (письменной), форме (например: приказа), должно быть принято уполномоченным на то законом или иным соответствующим нормативным правовым актом должностным лицом (как правило, руководителем оперативно-розыскного органа); отдано внятно и понятно; доведено без искажений до исполнителя и др.[31,с.44].

Особые требования предъявляются к каждому решению, которое влечет ограничение конституционных прав человека и гражданина (прослушивание телефонных переговоров, обследование жилища и др.). Оно (решение) обязательно оформляется документально, должно иметь соответствующее название, предусмотренное Федеральным законом от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и другие необходимые реквизиты.

Во-вторых, требования предъявляют к содержанию решения. Любое решение вОРД должно быть законным, обоснованным и мотивированным[19,с.32].

Документально оформленное решение, как правило, состоит из трех частей:

- вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, а также основания вынесения данного постановления;

- в описательно-мотивировочной части указывается, в результате какого ОРМ получены материалы, какие именно, для каких целей они представляются (использование в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовка и осуществление следственных и судебных действий, использование в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное оперативно-розыскное мероприятие, наличие судебного решения на его проведение. Описательно-мотивировочная часть заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и п. 9 Инструкциио порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд;


- в резолютивной части, формулируется решение руководителя органа, осуществляющего ОРД, о направлении оперативно-служебных документов в органы расследования или в суд, отражающих результаты ОРД[26,с.188].

Момент вступления решения в силу зависит от ряда факторов и прежде всего от его формы и субъекта принятия.

Устное решение (например, приказ) вступает в силу, как правило, после его оглашения[29,с.31].

Решение, которое оформлено документально, может вступить в силу с момента:

- его подписания (в необходимом случае – утверждения);

- непосредственно указанного в тексте документа;

- ознакомления с ним непосредственного исполнителя (под роспись).

Момент вступления в силу решения зависит также от субъекта, который его принимает. Например, для вступления в силу постановления о проведении гласных ОРМ достаточно его письменного утверждения руководителем оперативно-розыскного органа, либо подписания распоряжения[32,с.22].

Совсем иначе обстоит дело со вступлением в силу решения, которое влечет ограничение конституционного права человека и гражданина. В дан-ном случае недостаточно утверждения постановления о проведении ОРМ руководителем оперативно-розыскного органа. Кроме его разрешения необходимо получить судебное решение, которое оформляется в виде мотивированного постановления[38,с.37].

Материалы, полученные в результате ОРД должны содержать:

- достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами по уголовному делу, о любых другихфактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (для решения вопроса о возбуждении уголовного дела)[36,с.63];

- сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о возможных источниках доказательств, о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу (для подготовки и осуществления процессуальных действий)[23,с.103];


- сведения, на основании которых можно формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законода-тельства, представляемым к доказательствам в целом или к соответствую-щим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (для использования в доказывании по уголовным делам)[31,с.43].

Таким образом, независимо от формы отражения в результатах оперативно-розыскной деятельности обстоятельств и фактов, имеющих значение для уголовного дела (в сознании людей, на предметах, в документах), они сами по себе не являются доказательствами в уголовно-процессуальном смысле, а могут быть использованы лишь в качестве основы для их последующего собирания (формирования). Судебные доказательства формируются не в ходе оперативно-розыскной деятельности, а только при осуществлении уголовно-процессуальных действий, являющихся способами собирания доказательств.

2.3.Использование результатов оперативно-розыскной деятельности для формирования доказательств

В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ[2] под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[4]об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда[19,с.33].

Использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27.09.2013№ 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»[5].


В соответствии с п. 20 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу; указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе[26,с.243].

Собранные оперативно-розыскным путем фактические данные сами по себе без их получения и подтверждения в уголовно-процессуальном порядке доказательствами не являются. При проведении ОРМ отсутствуют процессуальные гарантии достоверности сведений, которые используются для установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 73 УПК РФ. Исходя из этого, сведения, полученные в ходе проведения ОРМ, сами по себе не являются доказательствами[34,с.14]. Именно поэтому Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»(ст. 11) предусматривает возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, которые регламентируют сбор, проверку и оценку доказательств, а ст. 89 УПК РФ закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ[29,с.32].

Такие доказательства признаются не имеющими юридической силы и не могут быть использованы для обоснования обвинения при производстве дознания, предварительного расследования и разбирательстве уголовного дела в суде.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[11] результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Из разъяснения Пленума следует, что результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть положены наряду с другими доказательствами в основу обвинительного приговора лишь после их проверки. Вместе с тем к материалам уголовного дела они могут приобщаться, а также подвергаться проверке и оценке и на начальном этапе расследования[23,с.104].