Файл: Карьера государственного служащего: технологии планирования и управления (Анализ карьерного роста государственных служащих не примере Администрации городского округа Балашихи).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления карьерой государственного (муниципального) служащего
1.1 Понятие и основы организации карьерного процесса государственных (муниципальных) служащих
1.2 Классификация карьеры государственных (муниципальных) служащих
2. Анализ карьерного роста гражданских служащих не примере Администрации городского округа Балашихи
2.1 Общая характеристика деятельности и кадрового состава администрации городского округа Балашихи
2.2 Планирование и развитие карьерного роста служащих Администрации городского округа Балашихи
На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:
На протяжении всего исследуемого периода, город Балашихи показывал стабильно высокие показатели социально-экономического развития, позволяют говорить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности служащих Администрации городского округа Балашихи.
Организационная структура, численность персонала, количество должностей по категориям в администрации городского округа Балашихи соответствуют действующим нормативным актам.
В течение анализируемого периода происходит постепенный рост численности, и по данным на 01.01.2018г. общее число работающих в Администрации составляет 132 чел. Необходимо отметить, что на протяжении исследуемого периода, численность персонала значительно не достигает предельной установленной нормы (от 12,1% в 2015 г. до 8% в 2018г.), что говорит, скорее о нехватке служащих. Соотношение количества сотрудников мужского пола к среднесписочной численности уменьшилось с 51,7% в 2014 г., до 37,6% в 2018г., а сотрудников женского пола возросло с 55,4% в 2014 г. до 61,7 % в 2018г.
На начало анализируемого периода, разница в соотношении сотрудников мужского пола и женского пола к среднесписочной численности являлась незначительной и составляла – 3,7% в пользу женщин. За прошедшие пять лет, разрыв значительно усилился и составляет уже 24,1%.
Достаточно стабильная динамика происходящих изменений, позволяет утверждать, что в администрации присутствует тенденция увеличения удельного веса сотрудников женского пола, в общей численности сотрудников. В то же время, данная тенденция характерна для служащих, среднего звена и не распространяется на руководящие кадры.
В период с 2014г. по 2018г. в Администрации наиболее значительно сократилось количество руководителей с 25,2 % до 22%, так же уменьшилось количество главных специалистов и специалистов I категории. Возросло количество ведущих специалистов, специалистов II категории и технических работников.
Можно отчетливо наблюдать, что после незначительных колебаний, произошедших в 2016г., уровень текучести кадров постоянно снижается, что является позитивным фактором для кадровой политики Администрации. Так же стабильно снижаются коэффициенты выбытия и приема кадров, и соответственно растет коэффициент стабильности кадров.
За анализируемый период количество служащих, имеющих второе высшее образование, увеличилось в Администрации в 2 раза, а количество служащих, имеющих ученую степень возросло, соответственно в 2,5 раза.
На начало 2018г. количество сотрудников, имеющих высшее образование, составило 86,4% от общего числа сотрудников на начало года. В 2014г. этот показатель составлял 76,9%. Сотрудники, имеющие среднее и среднее специальное образование по данным 2018г. полностью относятся к техническому персоналу.
На 10% возросло количество служащих, работающих по специальности, и этот показатель в 2018г. составляет 81,2%. На фоне произошедшего снижения общей численности сотрудников (2014г.), количество молодых сотрудников, в возрасте до 25 лет, увеличилось в период 2014-2018гг. с 5 до 11 человек, так же можно наблюдать рост численности сотрудников возрастной группы от 26 до 35 лет.
2.2 Планирование и развитие карьерного роста служащих Администрации городского округа Балашихи
Управление карьерой персонала представляет собой одну из сложнейших кадровых технологий. В результате ее применения важно добиться такого положения, чтобы то, чем располагают или могут располагать люди как личности, как носители профессиональных способностей, опыта, было включено в трудовой процесс в интересах человека и в интересах Администрации в целом.
Управление карьерой служащих Администрации городского округа Балашихи протекает в конкретных условиях, которые определяют особенности, содержание и трудности работы с персоналом государственной службы. Учет условий реализации этой кадровой технологии позволяет разработать основные направления, пути, способы, конкретные мероприятия, которые будут обеспечивать реализацию профессиональных способностей человека.
Такими условиями выступают:
- Осознание ценности профессионального опыта человека как важнейшего национального достояния, как ценнейшего капитала Администрации.
- Высокий статус кадровых служб в Администрации городского округа Балашихи. В настоящее время возможности кадровой службы Администрации несколько ограниченны. Статус службы принижен, она слабо влияют на качественный состав служащих Администрации и фактически не влияет на рациональное использование профессиональных возможностей персонала. В целях эффективного управления персоналом роль кадровой службы Администрации должна быть изменена, прежде всего, повышен ее статус.
- Создание системы общественного контроля над использованием профессионального опыта служащих Администрации городского округа Балашихи, механизма защиты общества от непрофессионализма в государственном управлении. Общество вправе знать, кто от его имени и кого нанимает себе (обществу) на службу. Практика показывает, что келейность, закрытость информации об отборе на государственные должности ничего хорошего авторитету Администрации городского округа Балашихи не дает.
- Создание оптимальной карьерной среды и карьерного пространства. Как известно, организационная и должностная структура - это установленное формальное разграничение отношений, задач, функций в организации для достижения ее целей, что и задает формальное карьерное пространство, в котором и происходит изменение должностного статуса служащего Администрации, формируется потребность в необходимых профессиях и специальностях, накапливаются профессиональный опыт и профессиональные способности персонала.
Система управления карьерным процессом сотрудников Администрации должна включать взаимосвязанные между собой цели, функции, технологии, принципы, структуру и кадры управления карьерой.
Цели системы должны вытекать из общих целей системы управления персоналом и должны включать:
- формирование, развитие и рациональное использование профессионального потенциала каждого работника и Администрации городского округа Балашихи.
- обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры Администрации городского округа Балашихи
- достижение взаимопонимания между Администрации городского округа Балашихи и ее сотрудников по вопросам реализации карьерного роста;
- создание благоприятных условий для развития и продвижения персонала в рамках организационного пространства и др.
Для этого необходимо, чтобы в Администрации городского округа Балашихи сложилась следующая структура важнейших социальных инструментов управления карьерой:
- система;
- механизм;
- процесс управления карьерой служащих.
Как уже упоминалось, важным условием управления карьерой служащих Администрации городского округа Балашихи является наличие подготовленных специалистов кадровой службы, которые бы в совершенстве знали содержание этой кадровой технологии. Кадровая служба должна решать две основные задачи:
- сформировать заинтересованность сотрудников в развитии карьеры;
- предоставить им инструменты для начала управления собственной карьерой.
Система управления карьерой персонала представляет собой совокупность субъектов управления персоналом, их функций, полномочий и ответственности, совокупность принципов, правовых норм и механизма управления, которые необходимым целенаправленного воздействия на объект управления. Речь идет о создании такой системы управления карьерой персонала Администрации городского округа Балашихи , которая строилась бы на правовых нормах, закрепляющих механизм ответственности субъектов управления за создание благоприятных условий карьерной среды для профессионального и должностного роста служащих Администрации, востребованности их профессионального опыта.
Система управления карьерой персонала Администрации городского округа Балашихи должна обеспечивать формирование наиболее оптимальных типовых схем карьерного движения, начиная с низших должностей, а также с момента поступления граждан на государственную службу, их открытости для ознакомления, условий продвижения, материального и морального вознаграждения.
Кроме того, важно предусмотреть в системе управления должностной карьерой и персональную ответственность руководителей за создание и поддержание безупречной репутации Администрации городского округа Балашихи и в целом авторитета государства при нарушении установленных процедур и правил управления карьерой. Анализ нынешней практики работы с персоналом Администрации городского округа Балашихи свидетельствует о том, что значимость многих из этих технологий не отвергается, но результаты их не являются основанием для принятия окончательных решений по кадровым вопросам.
Таким образом, в настоящее время можно вести речь лишь о формальном признании важности средств, представляющих содержательную часть механизма управления должностной карьерой персонала Администрации городского округа Балашихи. Но говорить о самом механизме, тем более об его полноценном функционировании, пока не представляется возможным.
Планирование и управление развитием карьеры требует от работника и от Администрации городского округа Балашихи дополнительных усилий, включающих:
- представления сотруднику возможности профессионального роста;
- обеспечение более высокого уровня его жизни;
- более четкое определение личных профессиональных перспектив сотрудника;
- возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
- повышение конкурентоспособности сотрудника на рынке труда.
Процесс управления карьерой персонала Администрации городского округа Балашихи должен включать:
- выявление потребностей (текущих, перспективных) Администрации в профессиональном опыте персонала и оценка его актуальных профессиональных возможностей, т.е. структуры наличного профессионального опыта персонала;
- разработку и принятие решения о карьерной стратегии организации и внедрении технологии управления карьерой в Администрации;
- выполнение принятых решений и реализацию планов карьеры служащих Администрации городского округа Балашихи.
Планирование карьеры служащих состоит в определении целей развития карьеры и путей, ведущих к их достижению. Пути реализации целей развития представляют собой последовательность должностей, на которых необходимо поработать, прежде чем занять целевую должность, а так же набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации – курсов по профессиональному обучению, стажировок и т.д.
Следующим этапом является разработка плана развития карьеры. План карьеры – документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения служащего в Администрации городского округа Балашихи. План должен включать в себя этапы профессионального развития служащих Администрации и наименование должностей, на которых могут быть проведены стажировка и временное исполнение должности, а также назначение и необходимые для этого мероприятия по его профессиональному развитию.
Сотрудник должен определить свои профессиональные интересы и методы их реализации, то есть должность, которую он хотел бы занять. На данном этапе сотруднику необходима следующая помощь:
- консультирование;
- специальное тестирование для определения сильных и слабых сторон сотрудника Администрации, его потенциальных интеллектуальных возможностей.
- Реализация плана развития карьеры зависит, в первую очередь, от самого служащего Администрации.
План карьеры может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. При планировании карьеры служащим Администрации городского округа Балашихи важно учитывать сроки, или стадии пребывания в должности.
План карьеры составляется с учетом того, что оптимальное время нахождения специалиста в должности может находиться в пределах 4-5 лет. По истечении этого срока у человека может снизиться интерес к своему профессиональному развитию, что ведет к снижению трудовой отдачи.
Таким образом, основную ответственность за планирование и развитие собственной карьеры несет служащий Администрации городского округа Балашихи. Руководитель выступает в качестве наставника сотрудника. Его поддержка необходима для успешного развития карьеры, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет процессом организации всей деятельности трудового коллектива Администрации. Немаловажную роль в управлении карьерой играет самоорганизация служащего Администрации городского округа Балашихи. Знание своего интереса, своих способностей и возможностей – исходная позиция в служебной карьере. Большинство служащих Администрации городского округа Балашихи имеют лишь служебную цель. Однако реализовать ее им мешает отсутствие карьерной цели. Поскольку в процессе исследования также было выявлено, что много времени служащие Администрации проводят в Интернете с целью знакомства для устройства своей личной жизни на соответствующих сайтах, доступ в Интернет должен предоставляться только для выполнения служащими своих профессиональных обязанностей по сбору и предоставлению информации, а также для работы с удаленными системами. В противном случае создается противоречивая ситуация, выражающаяся в ненормированном рабочем дне, т.к. не всегда сотрудники успевают в течение рабочего дня выполнять свои прямые обязанности. Список запрещенных сайтов, доступ к которым пользователям закрыт, должен содержать независимые почтовые сервера, банерообменные сети и другие сайты. Данный подход применяется во многих организациях и не противоречит известной теории Дугласа МакГрегора, т.е. использование не только «пряника», но и «кнута» в отношении к работникам.