Файл: Карьера государственного служащего: технологии планирования и управления (Анализ карьерного роста государственных служащих не примере Администрации городского округа Балашихи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что система государственного управления непосредственно определяет степень благополучия и возможности счастливой жизни для жителей страны. Государственное управление способствует удовлетворению потребностей разных групп населения, что достигается использованием конкретных действий. Нынешний уровень социально-экономического развития общества обусловливает необходимость повышения эффективности государственного управления. От того, насколько эффективно работают органы государственной власти, зависит общее благосостояние населения страны. В связи с возрастающей ролью государственного управления становится все более актуальной решение проблем, повышения эффективности деятельности государственных органов. В целом для эффективной работы органов государственного управления необходим комплексный подход с анализом соотношения между политической системой, государственной властью, институтами гражданского общества, социально-экономическими стандартами и социокультурными нормами.

Проблема карьеры привлекает все больше внимания исследователей различных научных направлений. Но в то же время проблемы служебной карьеры в системе государственной службы затрагивают внимание ученых крайне незначительно и в основном в ракурсе административного управления должностным движением персонала. Сегодня такой подход не может быть достаточным. Становится очевидной необходимость научного осмысления карьеры как сложнейшего феномена в жизнедеятельности человека и организаций, к сожалению, воспринимаемого на обыденном уровне в негативном отображении. Основным показателем развития карьеры на государственной службе является продвижение по карьерной лестнице. Сегодня профессия государственного служащего является одной из наиболее социально важных и сложных. Поэтому проблема карьеры привлекает все больше внимания исследователей. Карьера представляет собой успешное продвижение вперёд в той или иной деятельности.

Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию технологии управления карьерой государственных (муниципальных) служащих на основе анализа управления карьерой гражданских служащих в Администрации городского округа Балашихи

Задачи курсовой работы:


  • рассмотреть реализацию кадровой политики государственной службы.
  • охарактеризовать понятие и классификацию карьеры государственных (муниципальных) служащих.
  • Исследовать кадровый состав администрации городского округа Балашихи.
  • Оценить планирование и развитие карьерного роста служащих Администрации городского округа Балашихи.
  • Предложить мероприятия по совершенствованию технологии управления карьерным процессом государственных (муниципальных) служащих в Администрации городского округа Балашихи

Предмет исследования – карьера государственного служащего.

Объект исследования – Администрация городского округа Балашихи.

При написании курсовой работы использовались такие методы как: исследования, анализа, сравнения, систематизации данных, логического рассуждения и наблюдения.

Теме карьере государственного служащего уделили свое внимание много авторов: П. А. Градова, В. С. Катькало, А. Шохова, М. И. Круглова, Э. М. Короткова, М. М. Алексеевой.

Объем курсовой работы 43 страницы, список использованных источников в процессе подготовки курсовой работы – 35источников в т.ч. законодательные и нормативно - правовые акты.

1. Теоретические аспекты управления карьерой государственного (муниципального) служащего

1.1 Понятие и основы организации карьерного процесса государственных (муниципальных) служащих

В России продвижение по службе регламентирует Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В российской практике государственной службы сочетаются два типа продвижения по карьерной лестнице: вертикальные и горизонтальные.

Государственное управление представляет собой важное научное понятие, в результате анализа которого исследователями раскрываются и объясняются характерные черты организационного устройства государства, а также описывается деятельность людей, входящих в данную систему и на основе этого выдвигаются направления, способствующие росту эффективности проводимой ими работы. Система государственного управления непосредственно определяет степень благополучия и возможности счастливой жизни для жителей той или иной страны.


Немаловажно отметить тот факт, что население ряда стран мира, не располагающих обширными территориями, запасами природных ресурсов, живет в более лучших условиях в отличие от тех, кто обладает этими преимуществами. Считаем это свидетельством того, что общество характеризуется лучшей организованностью, то есть технологии управления используются с большей эффективностью, кроме этого зачастую государством лучше выполняются его функции [5].

Сущностная основа государственного управления строится, исходя из следующих его характеристик: необходимость государственного управления, непосредственно вытекающая из потребности обеспечения реализации политики государства, ориентированной на эффективное использование имеющихся ресурсов (природных, трудовых, материальных и информационных), обеспечения справедливости при перераспределении доходов и предоставления гарантий, основных социальных прав и свобод, а также поддержание общественного правопорядка; - общественная обусловленность государственного управления, что объясняется тем, что основным направлением существования этой сложной организационной системы является удовлетворение потребностей населения страны. Одновременно с повседневными жизненными потребностями на государственное управление оказывают немаловажное влияние также и цели политического характера, что способствует упорядочиванию развития в интересах всего общества в целом [9].

На современном этапе развития российского гражданского общества от органов государственной власти требуется своевременно, а главное, эффективно внедрять все новые и новые рычаги управления экономикой страны. Речь идет, прежде всего, об улучшении качества работы, как самих гражданских служащих, так и властвующих институтов государства[10].

Проблема повышения организации деятельности сферы государственного управления является ключевым моментом, опровергающим или поддерживающим применяемые методы и формы властвования, но только в рамках критерия эффективности[8]. Проблемы повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации неоднократно становились предметом исследования ученых-юристов, а также представителей управленческих структур хозяйственного сектора экономики.

В целом, вопросы повышения эффективности государственного управления изучены правоведами хоть и в достаточном количестве, но узконаправленных исследований, по нашему мнению, не достаточно. Бесспорно, можно констатировать, что проблема не эффективности построения стабильной системы государственного управления в современной России – присутствует. Определить реальную эффективность государственного управления на современном этапе реформирования административно-управленческого сектора Российской Федерации, показать важность правильной оценки показателей и критериев эффективности государственного управления; предложить возможные пути решения рассматриваемой проблемы.


Государственное же управление это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти[3]. Учитывая особенности самого процесса управления, можно конкретизировать и проблемы эффективности управления. Так, например, основными организационными проблемами государственного управления являются:

1) декларативность нормативно-правового обеспечения (относительно: полномочий и специфики государственного аппарата; взаимоотношений между органами власти, взаимоотношений государственных органов с гражданами);

2) императивно-авторитарный метод управления (не соответствие управленческих отношений в государственном аппарате – содержанию рыночной экономике в современной России; повсеместное применения командно-плановых методов регулирования, характерных для советских времен);

3) дисбаланс взаимодействия федеральных и региональных органов управления (вертикаль власти выстроена не соразмерно географических показателей по территориальному критерию;

4) недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих (нет четких требований к наличию обязательного высшего образования, включая отсутствие исчерпывающего профильного перечня для государственных гражданских служащих);

5) злоупотребление властью для получения выгод в личных целях (методы преодоления коррупции в стране не работают вовсе);

6) неоправданная многочисленность штата государственного аппарата управления (складывается впечатление, что количество сотрудников компенсирует их непрофессионализм; чиновники среднего звена могут уже на оправданных основаниях претендовать на расширение своих полномочий и функций);

7) снижение общественного престижа государственной службы (уровень недоверия со стороны граждан все еще достаточно высок).

Служащие основывают свое стремление построить служебную карьеру на мотиве достижения, который напрямую связан с потребностью достичь властных высот с их привилегиями и материальными благами, потребностью самоутверждения, а также извечной потребностью избегать неудач в социальном отношении и добиваться успехов, иными словами быть одним из первых. Прохождение службы является процессом, состоящим из последовательно сменяющих друг друга стадий: поступления на службу; исполнения обязанностей на занимаемой должности; прекращения службы. Каждая стадия имеет свои особенности. Поступление на службу осуществляется на основании результатов конкурса либо при назначении. Претендент не может участвовать в конкурсе на вакантную должность в случаях, если он не соответствует квалификационным требованиям либо имеются ограничения для поступления на службу и ее прохождения на основании законодательства. В момент поступления на службу и при ее прохождении не могут быть установлены ограничения или преимущества, связанные с полом, расой, национальностью, происхождением, имущественным и должностным положением, местом жительства, отношением к религии, убеждениями, принадлежностью к общественным объединениям и другими обстоятельствами, не имеющими отношения к профессиональным и деловым качествам служащего.


В случае соответствия гражданина требованиям к должности и при отсутствии оснований для отказа, кандидат имеет право быть претендентом на ее замещение. Чтобы выявить наиболее подходящее лицо на данную должность, проводится конкурс среди документов либо конкурс-испытание, для чего создается конкурсная комиссия. По результатам конкурса лицо либо допускается к исполнению своих должностных обязанностей, либо ставится в резерв службы.

Стадия прохождения службы может длиться несколько десятков лет, а может быть закончена при окончании испытательного срока. Данная стадия состоит из трех этапов: адаптационного (знакомство с должностными обязанностями, условиями и порядком работы);этапа высокопрофессионального исполнения должностных обязанностей (глубокое знание служащим своей работы);инновационного этапа (нестандартный подход к решению поставленных задач и внедрение новшеств, способствующих повышению эффективности работы). Раз в три года должна проводиться обязательная аттестация служащих. Служащий может подать заявление на аттестацию вне плана.

Аттестация не касается следующих служащих: замещающих должности менее одного года; достигших 65-ленего возраста; беременных женщин; женщин, которые находятся в отпуске по беременности и родам; замещающих должности на основании срочного трудового договора. Прекращение службы – это завершающий этап карьеры муниципального служащего.

Основания для прекращения службы наступают при: отставке служащего; увольнении; признании безвестно отсутствующим или объявлении умершим; в случае смерти служащего. Также служба может быть прекращена в соответствии с законодательством по инициативе руководителя при следующих обстоятельствах: достижении предельного возраста, установленного законом для данной категории служащих; прекращении гражданства РФ; при несоблюдении обязанностей и запретов для данной категории служащих; при разглашении сведений, являющихся государственной тайной. Причиной прекращения службы может быть инициатива самого служащего.[3, с.44-45]

В зависимости от таких личностных особенностей как уровень притязаний, самооценка, а также характеристики личности, определяющей склонность приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам можно выделить шесть типов развития профессиональной карьеры государственных служащих.[4, с. 23-25] Для первого типа характерны высокий уровень притязаний, высокая самооценка и внутренний локус контроля. Обладающий данными личностными особенностями государственный служащий проходит в организации все ступени карьерной иерархии снизу доверху сознательно, последовательно, с полной внутренней отдачей, пользуется у руководства и коллег заслуженным авторитетом, и, как правило, он является профессионалом своего дела. Данный тип развития профессиональной карьеры государственных служащих получил название «скалолаз». Второму типу присущи также такие личностные особенности как высокий уровень притязаний и высокая самооценка, но локус контроля в данном случае внешний. При наличии указанных личных особенностей государственный служащий обладает уверенностью в своих возможностях, 397 для него характерно стремление к карьерным высотам, однако обращает на себя внимание склонность к использованию по большему счету благоприятные внешние обстоятельства. Государственный служащий с легкостью усваивает внешние признаки имиджа успешного человека, которые успешно использует .Даже незначительные успехи может представить в лучшем свете. Предпочитает «казаться» в большей степени, чем «быть», иными словами – мастер «видимостей». Обладает качеством умело организовывать работу других. Имеет склонность к общению исключительно с сотрудниками успешными и нужными в карьерном смысле. Данный тип развития профессиональной карьеры государственных служащих – «имитатор». Третий тип характеризуется низким уровнем притязаний, высокой самооценкой и внутренним локусом контроля. Государственный служащий в рассматриваемом типе развития профессиональной карьеры проявляет интерес при осваивании новых, зачастую сопряженных со смежными профессиями, областей в своей профессиональной деятельности. Для него характерно нестандартное решение сверхсложных профессиональных задачи. Обращает на себя внимание тот факт, что государственного служащего практически не интересует продвижение по карьерной лестнице, в связи с чем наблюдается снижение интереса к работе по мере того, как происходит достижение намеченного. Приоритетом в профессиональной деятельности госслужащего выступает ощущение движения не вверх, а вперед. Следует отметить, что для него характерно принятие решений о смене профессиональной деятельности или об уходе, которое совершенно неожиданно для окружающих.Данный тип развития профессиональной карьеры государственных служащих получил название«мастер». Четвертому типу присущи также такие личностные особенности как низкий уровень притязаний, низкая самооценка, а также внешний локус контроля. В рассматриваемом случае для государственного служащего приоритетом выступает не столько продвижение его по иерархической лестнице, сколько признание со стороны авторитетных для него людей или руководства его заслуг. Для госслужащего характерна повышенная ответственность, работоспособность, а также отличительной чертой выступает трудолюбие. Для него необходима внешняя поддержка со стороны руководства. Следует отметить, что такой государственный служащий представляет собой ценность как исполнитель. Он выполняет свою работу строго следуя конкретному и четко сформулированному заданию. Данный тип развития профессиональной карьеры государственных служащих – «муравей». Пятый тип характеризуется высоким уровнем притязаний, низкой самооценкой и внешним локусом контроля. Государственный служащий данного типа имеет склонность к получению нескольких образований, а также к прохождению не одного курса повышения квалификации. Для чиновника характерно стремление к достижению вершин карьерной лестницы, однако при этом отмечается безынициативность, постоянная неуверенность в собственных силах и себе, осторожность при освоении новой работы[7].