Файл: Табакокурение, употребление алкоголя подростками как социально-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В таких условиях не может быть правильного и полноценного формирования мышечного и нервного аппарата сердца подростка. Токсическое воздействие спиртного сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется ход эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих существенное значение для свертывания крови. Реагирует на присутствие алкоголя и сердце подростка. Изменяются ритм, частота сердечных сокращений, обменные процессы в сердечной мышце.

Таким образом алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание буквально всех органов и систем, оказывает глубокое губительное воздействие на подрастающий организм. При этом, чем моложе организм, тем гибельнее действие на него алкоголя. Так, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и развитием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем спиртное может привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями подросткового возраста. [5, стр. 40-47]

Ученые всей планеты на протяжении многих лет все громче и неспокойнее заявляют об опасности, подстерегающей растущее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о усиливающемся размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.

Согласно данным всемирной организации здравоохранения, потребление спиртного свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно беспокойным фактором является раннее приобщение и быстрая адаптация к спиртному детей и подростков [10, стр. 31].

По данным ВЦИОМа ежегодно на каждого россиянина, включая женщин и детей, приходится по 180 литров выпитой водки. С социальных позиций алкоголизм - это форма девиантого поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности [7, стр. 228].

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит или случайно, или его дают для аппетита, лечат вином или ребенок из любопытства пробует спиртное сам (мотив, присущий преимущественно мальчикам). В более старшем возрасте аргументами первого употребления алкоголя стают традиционные поводы: праздник, семейное торжество, гости и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как неудобно было отстать от ребят, друзья уговорили, за компанию, для храбрости и т.д.


Мальчикам свойственны все эти группы аргументов первого знакомства со спиртным. Для девочек типична в основном вторая, традиционная группа причин. Обычно это бывает невинная рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно [24, стр. 64].

Нездоровое пьянство развивается у детей куда быстрее, чем у взрослых. Среди тех, кто стали беспросветными пьяницами, очень редки лица, впервые приобщившихся к спиртному случайно или в силу каких-то заурядных обстоятельств. В основном это жертвы сознательного спаивания их взрослыми, в первую очередь родителями и соседями [18, стр. 5].

Лишь у 16% будущих алкоголиков в семье не было пьяниц. Отсюда видно, на что следует направить стремления общественности. Ведь на любом этапе появления болезненной склонности к алкоголизму никогда не поздно остановиться. Это прежде всего зависит от самой личности и от ее окружения [1, стр. 50].

3. Причины, стимулирующие рост потребления алкоголя и негативные последствия раннего алкоголизма

Спиртное пьют с разной целью, кроме одной – никто из пьющих не ставит задачу стать пьяницей, а тем более алкоголиком. Для всех выпивающих типична одна совместная черта: безотносительное преднамеренное отвержение трезвости как обязательной нормы жизни. Но когда человек, ставший жертвой увлечения спиртным, рассказывает историю своей болезни, то вполне неподдельно убеждает, что если бы он знал, чем это кончится, если бы своевременно был остановлен, то этого бы не произошло.

Заболевший алкоголизмом, даже ощутив, что пить, как другие (не зависимые от спиртного люди), он уже не может, не принимает никаких мер для освобождения от этой болезни и очень нездорово реагирует на советы родных остановиться и трезво оценить свое состояние. Мало кто учитывает, что алкоголизм как болезнь имеет важнейшее различие от других заболеваний, при первых симптомах которых человек обращается к доктору и проходит прописанный курс лечения (в худшем случае лечится сам).

Нельзя сказать, что драматические последствия употребления спиртного не были известны в прежнее время. Влияет и наследственность, и семейный климат, часто дети в семье алкоголиков заражаются и заболевают этой болезнью. К предпосылкам также должно отнести и общее социальное неблагополучие российского общества, низкий уровень существования и высокий уровень бедности.


Рассмотрим основания и результаты алкоголизма для детей согласно их возрасту: в результате пьяного зачатия, потребления спиртного в течение первых 3-х месяцев беременности и потребления алкоголя в период кормления грудью у ребенка в раннем детстве могут развиться эпилепсия, слабоумие, аномалии физического и психического развития.

В дошкольном и младшем возрасте (3-9 лет) в результате педагогической малограмотности родителей и семейных спиртных традиций у ребенка могут наступить алкогольное отравление организма и формирование интереса к спиртному.

В подростковом и юношеском возрасте (9-18 лет) в результате самоутверждения, неблагополучия семьи, позитивной рекламы спиртных напитков, незанятости свободного времени, отсутствия знаний о последствиях алкоголизма, психологических особенностей личности, ухода от проблем у подростка могут сформироваться влечение к алкоголю, привычки к употреблению спиртных напитков, выработка стереотипа алкогольного поведения, совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения, необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения, использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы и алкогольная зависимость [15, стр. 121].

Раннее детство, в котором алкоголизация детей носит бессознательный, непреднамеренный характер. Этому способствует следующие основные основания: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка. Об отрицательном влиянии алкоголизма родителей на потомство знали еще в глубокой античности. Снабжение плода всем необходимым идет через плаценту, обладающую защитной функцией; но способностью задерживать яды, в том числе и этиловой спирт, плацента не обладает. Так как плод беззащитен перед спиртным, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в следствии чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи.

Дошкольный и младший школьный возраст. В это время наиболее немаловажными основаниями являются два - педагогическая неграмотность родителей, приводящая к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному. Алкоголизация подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие родственники, а также постоянные алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает взволнованности.


Восприятие и постепенное приобретение алкогольных обычаев начинается задолго до появления надобности в алкоголе. Исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только расположение к нему, вытекающее из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии алкоголизма у детей постановляющую роль играют плохие примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Подростковый и юношеский возраст. В качестве первостепенных причин можно назвать следующие: неблагополучие семьи; положительная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. Некоторые подростки употребляют алкоголь, чтобы снять напряжение, освободиться от досадных переживаний. В этот период происходит формирование влечения к спиртному, перерастающего в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

В общем виде результаты алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на 4 группы: физические (наносится вред не только здоровью людей, злоупотребляющих спиртным, но и здоровью будущих поколений); социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых связей, духовное и нравственное крушение личности и т.д.); криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и т.д.); социально-экономические (раннее оставление учебы, резкое уменьшение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма и т. д.) [12, стр. 230].

4. Оценка влияния употребления алкоголя и табакокурения на организм подростка

В подростковом возрасте (13-18 лет) клинические проявления пьянства развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно. Существенное значение имеет степень алкоголизации и формы употребления алкоголя, например, частота, дозы, концентрация, реакция организма на его прием. Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов являются подходящей почвой, на которой спиртное может определить быстрое развитие болезни.


В связи с незрелостью ЦНС подростка она наиболее чувствительна к действию этанола. В организме спиртное преимущественно проникает в кровь, печень, мозг. Результат этого - нарушение дифференцирования и созревания нейронов, из-за чего страдает личность подростка, нарушается логическое мышление, интеллект, память. При воздействии спиртного поражаются почти все системы организма. Недолгое возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, часты судороги, даже смертельный исход. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает.

Наука выделяет несколько этапов в развитии пьянства в этих возрастных группах. На первом, начальном, этапе происходит своеобразное привыкание к спиртному. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес. Большое значение при этом имеет социальная среда, особенно семья, школа, друзья.

Второй этап характеризуется сравнительно систематическим приемом спиртных напитков. Этот период продолжается до 1 года. Полагается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический итог. Меняется поведение подростка. Растут доза, кратность приема спиртного.

На третьем этапе развивается психическая подчинённость, которая может продолжаться в течение нескольких месяцев или лет. Снисходительность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Подросток сам является активным пропагандистом приема спиртного в любое время, в любых количествах и любого качества. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления алкоголя, это начальная стадия хронического алкоголизма. Теряется количественный и ситуационный контроль.

Четвертый этап определяется как хроническая стадия заболевания. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз спиртного. Сформирован абстинентный синдром, главным образом с преобладанием психического компонента. Временами абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений.

На пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Дети, страдающие пьянством, быстро опускаются, делаются асоциальными, грубыми, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций. Немаловажным отличием является быстрое формирование слабоумия. [6, стр. 130]

В самом начале периода отрочества заканчиваются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, кончается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка. В подростковом возрасте усиленно созревают внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, в легких обнаруживаются увеличения показателей внешнего дыхания и частота дыхания.