Файл: Табакокурение, употребление алкоголя подростками как социально-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не случайно детский организм стает легкоуязвимым к действию алкоголя. В общей сложности деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и увеличением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. В слизистую оболочку желудка и тонких кишок спиртное проникает путем диффузии, и большая часть его поступает в ток крови в неизмененном виде.

Алкоголь вмешивается в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д. Исследования позволяют обоснованно заявлять, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя.

Сосредоточение алкоголя в органах и тканях во многом устанавливается содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них спиртного. Большое количество алкоголя, например, удерживается в тканях человеческого мозга. Спиртное, находящееся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них.

Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Токсическое влияние спиртного, преимущественно, сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге – 1,75.

В то же время нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их расширение, повышение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это содействует увеличению притока спиртного к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их работы. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные - затрудняют его.

5. Оценка вовлеченности детей в употребление спиртных напитков

Согласно итогам изучений, ученые НИИ физиологии детей и подростков Российской академии образования, которые провели исследование почти двух тысяч подростков в разных регионах России, выделяют 7 уровней вовлеченности учеников в процесс алкоголизации: нулевой, начальный, эпизодическое употребление алкоголя, уровень высокого риска, выраженная психическая зависимость, физическая зависимость и алкогольный распад личности.


При этом имеется последовательность типичных для этого аргументов: отключиться или временно уйти от реальности, повысить коммуникабельность, поступать как все, устранить плохое самочувствие из-за предшествующей выпивки, увеличить тонус, присоединиться к миру взрослых, весело провести время в компании, обрести уверенность в себе, повысить жизненный тонус, расслабиться, устранить нездоровое состояние, повысить настроение или уверенность в себе.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда в жизни не употребляли спиртного благодаря личной установке на полную трезвость. Аргументы отказа от употребления алкоголя: убеждения в негативном влиянии спиртного на организм, самочувствие и поведение.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления алкогольных напитков. Эта стадия длится, обыкновенно, 1-2 месяца. Мотивы употребления спиртного такие: приобщиться к миру взрослых, поступать как все. Употребление алкоголя сопутствуется комплексом непривлекательных ощущений, переносимость алкогольных напитков низкая.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с разнообразными напитками, содержащими спирт. Аргументы употребления спиртного: повысить настроение, обрести твёрдость в себе, повысит общительность. Этот период длится 3-4 месяца. Незначительные дозы спиртных напитков вызывают эйфорию.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется количество предлогов для выпивок, обычно более двух раз в месяц. Продолжительность этого периода 4-12 месяцев. На этом уровне обнаруживается энергичное стремление к употреблению спиртного, понимается его бодрящее действие. Мотивы: повысить тонус, расслабиться, весело провести время в компании.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Психическая подчиненность вырабатывается в течение 1,5 лет. Мотивы: временно уйти от реальности, повысить уверенность в себе. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желаемое психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения. Меняется суточный ритм приема спиртного. При воздержании от приема алкоголя подростки стают раздражительными, эмоциональными, у них изменяется настроение в сторону понижения, часто проявляется конфликтность и враждебность.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Физическая зависимость вырабатывается в течение 3-5 лет употребления алкогольных напитков. Мотивы: устранить плохое самочувствие, в результате предшествующей выпивки, отключиться от действительности, увеличить жизненный тонус. Вырабатывается увеличенная устойчивость к спиртному, возникает синдром похмелья, не контролируется количество приема спиртного. На этом уровне совершается последовательно видоизменение психической подчиненности наравне с физической и видоизменение ее содержания, четко проявлен похмельный синдром.


Уровень алкогольного распада личности характеризуется созреванием запойного алкоголизма, понижением переносимости алкогольных напитков, психической подчиненностью от алкоголя, во многом перекрытой тяжелой физической подчиненностью. При этом также необходимо срочное стационарное лечение. Мотивы: стремление устранить болезненное состояние. [12, стр. 236]

6. Социально-педагогическая деятельность по предотвращению употребления алкоголя среди подростков и реабилитация таких детей

Педагогическая деятельность осуществляется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации разнообразных сфер жизнедеятельности подростков. Это деятельность, обращенная на конкретного ребенка, содействующая решению его личных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с подростком; обнаружение средств, помогающих ему самому решить свою проблему.

Есть несколько взглядов на педагогическую деятельность: опора на положительные стороны личности ребенка; конфиденциальность; объективность подхода к подростку и индивидуально-личностный подход к нему.

Рассмотрим строение педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, с раскрытием содержания каждого из ее компонентов. Цель педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму - это устранение отрицательных факторов, содействующих алкоголизации детей:

- социальный школьный фактор, где в качестве компонентов включены следующие составляющие: низкий социальный статус, негативно влияющий социально-психологический климат класса.

- социальный внешкольный фактор - включает в себя нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие попечения над ребенком, втягивание подростка в незаконные действия, неадекватные отношения в семье, низкий социальный статус семьи.

- индивидуально-соматический фактор - предполагает наличие у подростка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.


- индивидуально психический фактор, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированные навыки общения, задержанное психическое развитие ребенка, педагогическую запущенность.

Цель социально-педагогической деятельности реализуется путем решения следующих задач:

- вовлечение детей в социально полезную деятельность. Формирование у них многосторонних увлечений и интересов.

- укрепление психического и физического здоровья у подростка осуществлением целого набора медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

- создание форм активной действенной педагогической помощи и защиты для конкретного подростка.

- формирование навыков выживания в условиях кризиса нынешнего мира.

- вырабатывание у детей положительных ориентаций в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.

- развитие основ правовой культуры ребенка.

- воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование позитивной самооценки.

Объектом такого рода работы предстают дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации. Основным субъектом деятельности является социальный педагог. В данном случае могут привлекаться специалист по социальной работе, психолог и родители. А функции деятельности вытекают из определённых функций работы субъектов деятельности:

- социально-бытовая, предусматривающая оказание необходимой помощи и поддержки семье подростка в улучшении их быта и жилищных условий;

- правозащитная, предусматривающая соблюдение прав и защиту ребенка, склонного к алкоголизму.

- социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи детям и их семьям в процессе социального согласования, в налаживании социальных связей и отношений, создания благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ним;

- социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации;

- социально-экономическая, предусматривающая содействие в оказании материальной помощи семье, в которой подросток употребляет алкогольные напитки.

Следующий компонент деятельности - это методы, зависящие от специфики деятельности ее субъектов, возрастных особенностей подростка, уровня его вовлеченности в процесс алкоголизации. Метод - это способ действия или способ достижения какой-то цели [25, стр. 27]. Методы педагогической деятельности связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности, а так как деятельность рассматривается как ведущее средство формирования личности, то методами педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности. В практической деятельности социальный педагог использует разнообразные методы:


- словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

- диагностические (личности, семьи, социума);

- организационно-распорядительные (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и т.д.);

- воспитательные (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример и т.д.). [25, стр. 26]

Из всего разнообразия функций, методов, форм, применяемых в рамках этой технологии, рассмотрим содержание деятельности социального педагога с подростками, склонными к пьянству, и выявим ее специфические особенности. Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе с ребенком, склонным к употреблению алкогольных напитков:

- деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и взаимоотношений между ее членами;

- посредничество между ребенком и окружающим его миром;

- деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, склонного к употреблению алкогольных напитков, посредством его личностного воспитания;

- деятельность по социальной реабилитации ребенка имеющего алкогольную психическую и физическую зависимость;

- деятельность по профилактике пьянства, включающую обучение и воспитание ребенка для формирования у него негативного отношения к употреблению алкоголя.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих функций:

- диагностическая, направленная на устранение факторов риска приобщения подростков к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонного к употреблению алкогольных напитков; изучения и оценивания действительных особенностей его личности; исследования отрицательных факторов, провоцирующих алкоголизацию детей, изучения влияния на ребенка микросреды; обнаружение информации о семье ребенка; изучение источников отрицательного влияния на детей и устойчивости их к этому напору; определения алкогольных лидеров [18, стр. 98].

- прогностическая, сущность ее состоит в том, что на основе установленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с подростком, склонным к алкоголизму, предусматривающая постепенные изменения и исходный итог социального приспособления, коррекции или реабилитации.

- образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее реализации; определение социально значимых свойств, которые должны быть воспитаны у подростка в течение его социальной реабилитации; восполнение пробелов воспитания и образования детей, употребляющих спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, нужных для решения проблемы; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность подростков и взрослых.