Файл: Табакокурение, употребление алкоголя подростками как социально-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- коммуникативная, сущность заключается в том, что в ходе осуществления социально-педагогической деятельности появляется нужда в установлении множественных контактов между ее участниками для обмена информацией.

- организаторская, обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с подростком, склонным к пьянству, требует организации социально значимой деятельности детей, взрослых и общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития детей, склонных к пьянству; участия в действиях разных специалистов в зависимости от глубины проблемы, создает условия для проведения свободного времени и досуга.

- правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей соблюдение и защиту прав подростка.

- предупредительно-профилактическая, обеспечивающая закрепление полученных позитивных результатов и предупреждает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем детей и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Цель антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи, с отклоняющимися поведением - это возврат их к нормальной жизни. Центральное место в деятельности педагога с подростками, склонными к употреблению спиртного, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста негативного отношения к спиртному. Для социальной нормы характерна социальная адаптация личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки и действия окружающих, последовательность в деятельности.

Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении спиртным и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре воспитательной работы. Следовательно, в процессе воспитания нужно развивать разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них почти не оставалось ничем не занятого времени. Нужно обращать внимание на моральный урон, наносимый алкоголиками окружающим людям, родным, близким [12, стр. 307].

В возрасте от 1 до 7 лет немаловажное влияние на вырабатывание привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность педагога строится в основном с семьей подростка (с его родителями), а также с самим ребенком. Если в этот период жизни у него заложены отрицательные установки, в том числе одобряемое употребление спиртного, то к 7 годам они окончательно сформируются и будут очень сложно поддаваться исправлению. Побудительным аргументом употребления спиртного ребенком в этом возрасте обычно выступает подражание взрослым. Работа с родителями строится в двух направлениях:


- вырабатывание здоровой среды жизнедеятельности подростка, включая выработку общего негативного отношения к алкоголю и пьющим людям, моральное осуждение этого явления;

- вырабатывание культуры отношений между членами семьи, поскольку только в условиях слаженных семейных отношений осуществляются моральные антиалкогольные установки. Нужно добиваться лучших форм поведения родителей для развития у подростков установки на трезвый образ жизни.

В обязанности педагога может входить также общая с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств без употребления алкоголя. Деятельность социального педагога должна быть нацелена на воспитание здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли об их личной ответственности за каждый случай употребления алкоголя детьми.

Педагог должен придать моральный смысл усилиям родителей. Основной метод работы при этом - это семейная профилактика, проводимая в форме беседы, консультаций, тренингов. Семейная профилактика не должна основываться на замечаниях, угрозах или выкриках. Она должна быть направлена на исправление связей ребенка со сверстниками, на вовлечение подростков в положительную деятельность, на возрождение значимого статуса в семье. Работа с ребенком нацелена на:

- вырабатывание и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, непредубежденно мешающего алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

- развитие у подростка потребности в обучении, так как если он склонен к употреблению спиртных напитков, то обычно у него случаются серьезные проблемы с успеваемостью в школе и нежеланием учиться;

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, основной акцент работы социального педагога - это работа с группой через следующие направления его деятельности:

- организация свободного времени детей, потому что бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в вырабатывании злоупотребления подростками спиртного. Педагог должен знать интересы и увлечения детей и помогать им организовать содержательный досуг. Нужна оригинальная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать занятие по душе. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для детей коллективные групповые формы досуга.

- профилактика причин и последствий пьянства. Это можно реализовать через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Кроме дискуссий вероятны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с употреблением спиртного и давлением сверстников. Результатом таких занятий должно являться вырабатывание группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы [12, стр. 313].


- антиалкогольное обучение педагогического коллектива школы также является функцией социального педагога. Ему нужно стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, негативного отношения к спиртному во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни. На основе знакомства с образовательной программой подростков педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

- антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у ребенка категорических антиалкогольных мировоззрений: о необходимости трезвого образа жизни, о непозволительности употребления спиртного в период формирования организма, об аморальности пьянства и алкоголизма, о вырабатывании антисоциальной личности ребенка, злоупотребляющего спиртным. Существенно для педагога обращать внимание не столько на вред употребления спиртного для здорового пьющего, сколько на вред его в социальном плане.

- преодоление социально-педагогической запущенности ребенка, выражающейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, неполного усвоения навыков (письма, счета, чтения и др.)

- посредническая деятельность социального педагога - подключение к профилактической работе не только родителей учеников, но и работников полиции, врачей поликлиник и больниц, работников близлежащих предприятий, представителей общественности.

У учеников старших классов в наименьшей мере выражена эмоциональная зависимость от группы сверстников и на первый план выдвигаются формы поведения, выражающие индивидуальность. Но при этом преобладает ранимость и психологическая неустойчивость, возникающие стрессовые ситуации могут спровоцировать отрицательное поведение, в том числе и употребление спиртных напитков. Педагог сосредотачивает внимание на индивидуальной работе со старшеклассниками, склонными к злоупотреблению алкоголя через:

- социальное обучение личности, включающее в себя вырабатывание представлений о риске, связанном с употреблением спиртных напитков. Педагогу нужно научить старшеклассников осваивать новые для них роли, через упражнения помочь им усвоить нормы положительного поведения.

- проведение индивидуальных консультаций для устранения причин, отрицательно влияющих на жизнедеятельность подростка.

К основным методам антиалкогольного воспитания старшеклассников относятся: монологическое изложение научных данных, фактов и точки зрения социального педагога в процессе беседы, лекции, обсуждения. К вспомогательным методам антиалкогольного воспитания старшеклассников относятся: самостоятельная работа с книгой, наблюдения и постановка опытов, викторины, олимпиады и др. Основные формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, проводимые в разнообразных микросредах - семье, школьном коллективе, компании подростка [12, стр. 213].


7. Подростковое табакокурение - как социально-педагогическая проблема

Употребление только одного средства, способа в борьбе с курением не всегда добивается цели. Ведь курение - это многоуровневое химическое и психическое воздействие на организм подростка: на клеточном, биохимическом, физиологическом, личностном, психическом и философском уровнях. Только комплексный индивидуальный подход в терапии табачной зависимости гарантирует не только отрыв от курения, но и помогает ребенку не закурить в дальнейшем.

Курение - это одна из вредных и распространенных привычек среди подростков. К несчастью, в сознании молодежи курение не считается отклонением от общепринятой нормы поведения. Директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины академиком Р. Г. Огановым высказана мысль о том, что курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении. [23, стр. 96]

Согласно социологическому изысканию, 12% несовершеннолетних подростков подтвердили, что курят постоянно. Из них 80% - это девушки. По данным всемирного обследования ВОЗ 2008-2009 гг. в России 33,4% подростков 13-15 лет постоянно курят сигареты, употребление табачных изделий (любого табачного продукта) среди этой категории наблюдается в 35,1% случаев. Особенно велико их негативное действие на неокрепший растущий организм подростка.

Парни начинают курить раньше девушек, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной - одна из основных причин курения у парней. При этом некоторые ребята думают, что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематично разрушают свое здоровье.

Обследования в предоставленной области создают нужные предпосылки для формирования у детей ценности здорового образа жизни. Поиск решения этой проблемы имеет место в психолого-педагогической литературе и направлен в работах ученых на формирование здорового образа жизни [10, стр. 12].

К сожалению, редкие беседы врачей о вреде курения среди молодежи не приносят желанного итога. Среди детей один из мотивов курения - это стремление подражать моде, желание быть похожим на своего кумира. Подростки, во время бесед о вреде курения, часто отвечают: «Я знаю, что рак угрожает через 20-30 лет. Но это наступит не скоро, может я уже умру к тому времени».


Для школьников главное выглядеть достойно в глазах своих друзей. Давным-давно известно, что средства массовой информации на 70% участвуют в формировании взглядов. Но сегодня средства массовой информации закрепляют мысль, что с зажженной сигаретой в руках или во рту подросток делается более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым. Вот и рождается мода, когда курение у юношей отождествляется с представлением о силе, мужестве, а у девушек курение связано с оригинальностью и кокетством.

Само собой разумеется, курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает невротизацию, агрессивность, страх. В среднем разрушающее действие табачного дыма на организм сам подросток начинает замечать лишь через 15-20 лет стажа курения. Табачные компоненты, со слюной попадая в желудок, в 100% гарантируют гастрит. Почти у каждого курящего к этому периоду развивается бронхит.

Действие курения на сосуды раскрывается почти у всех курильщиков: это снижение памяти после определенного стажа курения; сердце у курильщика ежесуточно перекачивает на одну тонну крови больше, чем у некурящего, что приводит его к раннему изнашиванию. Главная опасность никотина в том, что, подобно кокаину, он является очень тонким наркотиком, накрепко связывающим нашу психику с этим химическим веществом.

Половая потенция у мужчин на 80% связана с сосудистым компонентом, а значит напрямую определена курением. Рак легких у курильщиков растет не по дням, а по часам, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания.

Общеизвестно, что курить в развитых странах не модно. Во многом это обусловлено правильно организованной антитабачной кампанией. Для примера возьмем опыт борьбы с курением Европейского бюро ВОЗ в рамках международной программы CINDI. Стратегия проводимой кампании разрабатывалась на основе социального маркетинга, ставившего своей целью изучить поведение людей для того, чтобы эффективно осуществлять профилактику курения и отказ от курения.

В 1970 г. Международный раковый союз в Мадриде признал табак одной из самых серьезных проблем здравоохранения. С этой информацией ВОЗ обратилась ко всем странам и государствам, выразив категорическую решимость вести борьбу с этой массовой болезнью человечества в мировом масштабе. Россия относится к числу немногих, где табачные компании чувствуют себя относительно вольготно.

Официальную позицию Министерства здравоохранения по данному вопросу высказал Первый заместитель министра здравоохранения: «Было бы лучше запретить рекламу табака. Но так как сегодня это не сделано, то необходимо, чтобы табачные фирмы отчисляли определенный процент своей прибыли на проведение антитабачной кампании, как это делается во многих развитых странах мира» [25, стр. 123-130]