Файл: Табакокурение, употребление алкоголя подростками как социально-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Профилактика табакокурения

От того, как удачно удается выработать и укрепить в сознании убеждения и навыки здорового образа жизни в молодости, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностным воплощением подростком своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. Сегодня в понятие здорового образа жизни входят такие составляющие: оптимальный двигательный режим; закаливание; позитивные эмоции; отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ); личная гигиена; рациональное питание.

Сформировавшаяся система школьного образования не вырабатывает должной мотивации к здоровому образу жизни. Никто не возражает, что надо двигаться, закаляться, но большинство подростков ведут малоподвижный образ жизни. В действительности, большинство знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие школьники привержены этим привычкам.

Ошибочное, неуместное питание приводит к увеличению числа детей с избыточным весом и всеми вытекающими отсюда последствиями. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, о том, что знания подростков о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о личном здоровье Одна из составляющих здорового образа жизни - это отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления спиртных напитков и наркотиков. Трудности нынешней жизни оставляют очень мало места для положительных эмоций.

О последствиях для здоровья, возникающих в результате этих пристрастий существует широкая литература. Если говорить о школе, то действия педагога должны быть направлены не на то, чтобы подросток бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать.

Успешная борьба с тем или иным отрицательным явлением возможна тогда, когда знакомы причины этого явления. Что касается курения, то подавляющее большинство подростков впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, преимущественно любопытство. Убедившись, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы.


А вот в более старшем возрасте число курящих подростков начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Причиной курения школьников в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно если сами родители при этом курят. Согласно изысканиям социологов, чаще всего это подражание присуще более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание быть как все в курящей компании.

Также большой вклад в то, что дети начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. Чрезвычайно важно исключить также курение из действий героев кино- и телефильмов, театральных пьес. Педагог ни в коем случае не должен быть курящим (во всяком случае, подростки не должны его видеть курящим). [20, стр. 95]

Можно выделить основные направления в деятельности педагога при работе с подростками, склонными к курению:

- деятельность по профилактике курения, включающую антитабачное обучение и воспитание детей с целью формирования у них негативного отношения к курению;

- деятельность по повышению уровня социального привыкания подростка, склонного к курению, посредством его личностного развития;

- посредническую деятельность между ребенком и окружающим его миром по преодолению явлений анти-адаптации;

- деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

- деятельность по социальной реабилитации подростка, имеющего табачную психическую или физическую зависимость.

Педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

- диагностическая, нацеленная на устранение факторов риска приобщения школьников к курению, реализуется сбором информации о подростке, склонном к курению; изучением и оценкой реальных особенностей его личности; выявлением информации о семье школьника; изучением отрицательных факторов, провоцирующих его курение; изучением влияния на подростка микросреды; изучением источников отрицательного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению. Результат реализации этой функции - это постановка социального диагноза развития подростка, вовлеченности его в процесс курения, определение конкретных задач педагогической деятельности.

- прогностическая, существо ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с подростком, склонным к курению, предусматривающая постепенные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.


- образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; возмещение пробелов воспитания и образования курящего школьника, формирование социальных умений и навыков, нужных для одоления проблемы; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность подростков и взрослых.

- правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей соблюдение и защиту прав школьника.

- организаторская, определена тем, что педагогическая деятельность с подростком, склонным к курению, требует участия разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально-значимой деятельности подростков, взрослых и общественности в решении задач социальной помощи, поддержки, воспитания и развития школьника, склонного к курению.

- коммуникативная, сущность которой содержится в том, что в ходе осуществления социально-педагогической деятельности возникает нужда установления множественных контактов между ее участниками для обмена информацией.

- предупредительно-профилактическая, обеспечивающая закрепление результатов и предотвращающая возможность появления рецидивов курения, что достигается социальным патронажем подростков и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем злободневных ситуаций, по вопросам воспитания подростков в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав школьника со стороны родителей, родственников или сверстников;

- советника, информирующего семью о важности и возможности мирного взаимодействия родителей и школьников в семье, рассказывающего о развитии подростка, дающего социально-педагогические советы [22, стр. 180].

9. Влияние семейного воспитания на употребление подростками алкоголя и табакокурение


Семейное воспитание — это воспитание подростков, реализовываемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Воспитание школьника в семье вырабатывает начала социальности ребенка, становление его как личности, развитие индивидуальности. В нем выделяют многообразные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания подростка в семье, определенное единством каких-то внешних и внутренних черт, типичными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. Согласно типу воспитания и формируется личность.

В семье вырабатывается тип личности с обусловленными ценностями и способностями, от семьи зависит чувствительность подростка к природе, искусству, литературе, досугу. Семья - это один из факторов (побуждающих и сдерживающих), определяющих отношение детей к алкоголю и наркотикам. Духовная связь и преемственность поколений в семье содействуют освоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения. Влияние и пример родителей и родственников предназначает социализацию и нравственное становление личности школьника.

Чтобы центр формирования личности подростка объективно переместился из школы в семью, нужно создать условия, при которых семья сможет сполна реализовывать свои социальные функции. Полная поддержка семье со стороны государства и общества обеспечивает каждому ее члену ощущение его устойчивости, стабильности, принадлежности к сообществу, защищенности, безопасности, уверенности в себе.

Ведь семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. [16, стр. 65]

Семье пьяниц в воспитании подростков нужна помощь социального педагога, психолога, нарколога, представителей правоохранительных органов и органов опеки и попечительства. Алкоголизм родителей разрушает семью и душевное равновесие детей, особенно школьников. Пьянство одного из родителей зачастую приводит к разводу, негативно отражаясь на психике и процессе социализации подростка. Часто родители оставляют без внимания болезни детей, превращая их в инвалидов.

Максимализм, свойственный детям требует осторожности и деликатности в общении, тем не менее в пьющих семьях они чаще всего сталкиваются с антагонистическим отношением. Алкоголизм обоих родителей - это скандалы, драки, жестокость по отношению к слабым и беззащитным членам семьи. Пьянство отцов делает детей невротиками, а алкоголизм матерей приводит к рождению умственно неполноценных детей. Пьянство родителей приводит детей в детский дом, больницу, колонию и т. д. Появляются проблемы с психикой, отрицательные черты характера.


Провоцируют подростковый алкоголизм доступность алкоголя, социально–экономическое неблагополучие и неблагоприятное окружение, нередкие перемены места жительства и связанные с этим проблемы установления отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, семейная предрасположенность, реклама, увязывающая в сознании школьника алкоголь и сигареты со свободой, успешностью, престижем, дружбой, взрослостью, проблемы в семье, школе, с друзьями. Часто школьники видят в этом способ показать протест взрослым, обществу. Временами вслед за родителями курением и употреблением алкоголя начинают заниматься и их дети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И алкоголизм, и курение - это сложные заболевания, лечение которых затруднено. Именно поэтому предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения стает все более актуальной задачей - медицинской, социальной и семейной. В заключении давайте рассмотрим развитие методов, которые, возможно, в будущем будут применяться для предупреждения и лечения алкоголизма и курения.

Не должно остаться ни одного человека, сомневающегося в том, что алкоголь - это яд, употребление которого приводит к неисправимым бедам, и что подрастающее поколение должно быть изолировано от любой возможности соприкосновения с ним. Просвещение в алкогольных вопросах и вопросах курения табака должно вестись средствами устной пропаганды, печати, радио и телевидения. Но одного просвещения мало, ни для взрослых, ни для подростков.

Каждый должен пытаться защитить себя, своих близких и детей. В этом огромную роль играет семья, то есть родители, воспитывающие своих детей. Кажется, что победить эти болезни, вернее эпидемии человечества, сегодня почти неосуществимо. После систематизации и анализа научной литературы, после диагностики результатов изыскания можно выдвинуть следующие рекомендации.

Беременные женщины, желающие красивого будущего своим будущим детям, не должны злоупотреблять спиртным и даже не думать о курении. Ребенок родился, но он не должен увидеть прозрачную жидкость в красивых хрустальных рюмках, чоканье и тосты. Дети не должны видеть пьяного и курящего отца, тем более матери.

Ощущать, к чему направлена личность ребенка, и не жалеть ни времени, ни сил на подготовку и расширению круга его интересов. С первых дней ребенка начинать воспитывать негативные взгляды и навыки по отношению к алкоголю и сигаретам. Никогда не показывать ребенку боли, страдания, конфликты, неприятности жизни, но он должен знать, что они имеются. Всегда беседовать с подростком, быть другом для него, быть для него примером, знать подход к нему, знать куда он ходит, с кем дружит и т. д.