Файл: Табакокурение, употребление алкоголя подростками как социально-педагогическая проблема.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Болезнь легче предупредить, чем лечить - золотое правило медицины, приобретающее особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (курение, алкоголизм, наркомания). Одна из актуальных задач общества - это создание здоровой основы, без которой нет стабильности и развития. Так давайте же рассмотрим, какой должна быть профилактика?

Поговорим об актуальности данной курсовой работы. В большинстве стран, столкнувшихся с вредными привычками молодежи гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников предупредительной политики. К несчастью, все попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и курения до сих пор безуспешны. Одна из наиболее главных причин этого - крайне простое представление о содержании и направлениях профилактики.

Главная задача педагогической профилактики - это не только и даже не столько предотвращение знакомства с пагубными привычками, сколько предупреждение возникновения у подростков установки на желания попробовать это. Чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.

Почти все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения и употребления алкоголя. Прослеживается четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел этот опыт, тем больше у него шансов потом познакомиться с наркотиками. Объяснение простое. Эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, к тому же подросток быстро привыкает не решать проблемы, а скрываться от них за пеленой дурмана. Поэтому педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с пагубными привычками.

Сегодня в педагогике обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых обоснована особенностями социокультурной ситуации. Наиболее распространенные формы вредных привычек - это алкоголизация и курение подростков. Одна из этих проблем - все более возрастающие многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления.


Цель данной курсовой работы раскрыть деятельность педагога по профилактике алкоголизма и курения среди подростков. А актуальность данной проблемы позволила определить тему исследования: «Табакокурение и употребление алкоголя подростками, как социально-педагогическая проблема». Рассмотрим задачи для достижения поставленной цели - это подбор социально-педагогических методик диагностики по выявлению уровня зависимости от алкоголя и курения у подростков, и изучение состояния проблемы алкоголизма и курения в теории и практике образования.

Предмет данной курсовой работы – это деятельность педагога по профилактике алкоголизма и курения среди подростков. Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений организовать профилактическую работу с подростками по снижению зависимости от алкоголя и сигарет. Объект данной курсовой работы – это профилактика алкоголизма и курения у подростков. Гипотеза данного исследования заключается в следующем: если целенаправленно осуществлять деятельность по профилактике алкоголизма и курения, то подростки будут более осознанно относится к оценке своих вредных привычек.

Теоретическую и методологическую основы данной курсовой работы составляют современные научные исследования природы социальных норм и отклонений от них, и деятельность педагога по профилактике алкоголизма и курения у подростков, рассмотрены положения о сущности и психологических особенностях личности подростков.

Для проверки исходных предположений и решения поставленных задач на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: формирующие (моделирование, эксперимент); аналитические (теоретический анализ педагогической и научно-методической литературы); статистические (обработка и анализ данных эксперимента) и диагностические (наблюдение, тестирование, анкетирование).

В данной курсовой работе анализируются две социальные проблемы - ранний алкоголизм и курение сигарет. В нашем обществе все чаще сталкиваются с социальными проблемами, охватывающими все периоды жизни человека: от юности до старости. Этим и определяется растущий интерес к их изучению и анализу.

От пагубных привычек страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, здоровье будущих матерей. Алкоголь и табак особенно активно влияют на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его. При систематическом их употреблении развиваются самые разные опасные болезни.


То есть, все это наносит огромный урон обществу, его культурным, материальным и духовным ценностям. Поиск эффективных форм и методов профилактики подросткового алкоголизма и курения, в том числе педагогической - это одна из важнейших задач современной педагогики.

1. Подростковые алкоголизм и табакокурение

Вредные привычки оказывают негативное влияние как на жизнь общества, так и на жизнь и деятельность личности. В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с курением и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили среди молодёжи.

По статистике распространение пагубных привычек в большом масштабе связано с нестабильностью экономической и политической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью экономического и политического механизмов. На сегодня эта проблема стала поистине огромной.

С данной проблемой должно бороться не только общество, каждый должен осознавать большой вред этих вредных привычек и бороться с ними. Только так можно говорить о решении этой проблемы. По отношению к России эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашей страны, распространение её связано также и с низкой культурой общества в целом.

Исследования говорят: каждый алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения. Хотя люди почти с первых дней знакомства со спиртными напитками знают об их беспримерном коварстве, очень многие все же попадаются в их капкан, ведь так уж устроен алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную, больную и преступную природу. [1, стр. 46]

Давняя история антиалкогольной борьбы оставила много примеров применения в этих целях различных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи алкогольных напитков и т. п. На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее результативных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются многообразные меры по устранению бесчисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному - больных пьянством.


Можно предположить, что постоянный рост потребления алкогольных напитков и сигарет - это следствие слабой эффективности используемых мер со столь опасным социальным явлением, и значительное усиление действия причин и условий, вызывающих приобщение населения к алкоголю и курению. Недостаточная умозрительная разработанность вопросов, связанных с распространением алкогольного и табачного потребления, ограниченность в объяснении причин пьянства и курения до сегодняшнего дня оказывали негативное влияние на содержание и направленность антиалкогольной и антитабачной борьбы, на ее стратегию и тактику.

В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных напитков и сигарет, роль пережиточного в сознании и поведении людей огромна. Практика антиалкогольной и антитабачной войны показывает, что решение конкретных вопросов по предотвращению и вытеснению отрицательных явлений невозможно без глубокого изучения причин, вызывающих потребление алкоголя и сигарет и содействующих распространению пьянства и курения. Издавна формировавшиеся взгляды на алкоголь и питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным фактором приобщения к алкоголю.

Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и курения кроме прочего истолковываются и неблагоприятным воздействием на людей конкретной исторической обстановки. Примерами такого рода непропорциональностей могут служить непохожесть между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его рационального использования, скатывание по социальной лестнице, безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны и т. п. [8, стр. 100]

2. Подростковый алкоголизм - как социально-педагогическая проблема

У детей пьянство, в отличие от взрослых, имеет ряд специфических особенностей: злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и стабильность центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, из-за чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения); быстрое раскручивание запойного пьянства (для подростков стает нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии слабого опьянения они чувствуют себя неуверенно); быстрая адаптация к алкогольным напиткам (это объясняется анатомо-физиологической структурой детского организма); низкая результативность лечения; принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, без закуски, принимая всю дозу сразу).


О детском алкоголизме говорят, если его признаки в первый раз появляются до достижения ребенком 18 лет. Пьянство среди несовершеннолетних близко связанно с их отклоняющимся поведением. Пьянство у подростков складывается в среднем в течение 3–4 лет. Абстинентный синдром зарождается спустя 1–3 года после начала устойчивого употребления спиртного. При эпилептоидном типе быстро нарастают злобность, склонность сочетать алкоголь с другими одурманивающими средствами, употребление суррогатов.

Особенно неблагоприятным фоном для вырабатывания раннего пьянства являются психопатии, чему содействуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, пьянство родителей, беспризорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная заброшенность. Пьянство чаще созревает у подростков после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, вызывающего изменения личности.

В этих случаях заболевание формируется насыщеннее, проходит злокачественнее, быстро приводит к потере контроля, появлению аномального влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. У возбудимых безумных употребление спиртного часто связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. Алкоголизм у психопатических подростков развивается рано, протекает тяжелее, рано приводит к первичным психотическим явлениям, например, к слабоумию.

Алкоголь вмешивается в деление белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д. Современные исследования утверждают, что в организме нет таких элементов, на которых бы не отражалось токсическое воздействие алкоголя.

При поступлении в печень спиртное выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и заменой клеток печени соединительной тканью. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза ферментов и витаминов. У подростков алкоголь действует на печень в особенности разрушительно, так как этот орган у них находится в стадии формирования.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте легкие. Около 10% принятого алкоголя уходит из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки. Спиртное обладает выраженным действием на эпителий, выстилающий пищевод и желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, приводя к расстройству переваривающей способности желудка и разным диспепсическим явлениям.