Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Обоснование выбранной темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- разрешение конфликта на основе компромисса, опрашивая детей о том, что они хотят, с предложением своего варианта разрешения ситуации;

- переключение внимания конфликтующих на новый объект, выдавая им задание, требующее немедленного решения.

В конфликтной ситуации можно обнаружить все основные показатели воспитанности детей и формирования их отношений.

3. Межличностные отношения как показатель психологического климата группы и успешности ее деятельности

Психологический климат группы создается в процессе общения и межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты. Главная черта межличностных отношений - это их эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. [7, гл. 6].

В основе влияния человека на человека лежит их взаимная зависимость. Атмосфера взаимоотношений, устанавливаемая в группе, является определяющим фактором для проявления всех взаимодействий между детьми. Ребенок, вступая в контакт с другими, не только чувствует себя по-иному, чем наедине с собой, у него по-иному протекают психические процессы. Даже простое присутствие других детей приводит к тенденции, побуждающей детей лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи. [11, стр. 357].

Есть несколько типов взаимного влияния на деятельность друг друга: взаимное облегчение; взаимное затруднение; одностороннее облегчение; одностороннее затруднение; независимость. [18, стр. 227-228]. Даже не зная друг друга, дети в группе к одним ее членам испытывают симпатию, а к другим антипатию, проявляя готовность вступить в отношения, характер которых будет конструктивным или конфликтным. То есть существует психологическая совместимость детей в группе, особенно при выполнении совместной деятельности и общении.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияния детей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, способностью к социально-психологической рефлексии. [27, стр. 433]. Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:


- психическое заражение - осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых убеждений, жизненного опыта, легко приспосабливаются, принимая разные установки.

- убеждение - это логическое обоснование какого-то суждения или умозаключения. Это предполагает изменение сознания ребенка, создающее готовность защищать данную точку зрения и действовать согласно ей.

- внушение - происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают, как нужно думать и поступать.

- подражание - направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни значимого человека.

Важными механизмами межличностного восприятия выступает рефлексия, понимаемая не в философском смысле, а как осознание каждым из участников процесса межличностного восприятия того, как он воспринимается своим партнером по общению [15, стр. 31]. Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностного восприятия. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении.

Особенно это касается детей, ведь формирование их социальных установок происходит под постоянным влиянием воспитателей и родителей. Ребенок, даже скрыто может быть отвергнут ровесниками. Социальная установка предполагает, что воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у ребенка связей. На детское восприятие большое влияние оказывают установки воспитателей и значимых взрослых. При сходстве отдельных качеств у общающихся детей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости - отрицательные установки. [25, стр. 433].

В детских группах легко возникает эффект ореола, и так же быстро происходит крушение благоприятных статусных позиций. В детском возрасте огромное влияние на межличностное восприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые дети видят и оценивают друг друга. Эти оценки имеют главное значение для построения общения друг с другом, влияют на его количественную и качественную сторону.

Важным компонентом характеристики положения ребенка в группе является система групповых ожиданий. Всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. Есть нескольких ролей относительно инвариантных для всех групп: лидер, новичок и козел отпущения. По поводу роли последнего утверждается, что ее происхождение часто вызывается неспособностью членов группы интегрировать свои позитивные и негативные качества в целостный и приемлемый образ себя [13, стр. 110].


Эти конфликты сказываются на эффективности функционирования группы и ее эмоциональном климате. Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевых конфликтов. Иногда ребенок переживает недостаток своих знаний, способностей, мотивации для выполнения роли. Иногда конфликт может быть вынесен в межличностные отношения: происходит борьба между членами группы за престижные групповые роли.

Обычно вводят коммуникативное измерение групповой структуры. Точно установлено, что обладание информацией позитивно и весьма тесно связано с величиной официального статуса индивида в группе и что членам группы адресуется больше сообщений, и они носят более благоприятный характер, нежели сообщения, посылаемые индивидам». [22, стр. 111].

Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Анализ социально-психологических трактовок группы к коллективным свойствам позволил отнести устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения и др. [6, стр. 180].

В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер отношений. На этом строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих группам. [12, стр. 310].

В группе есть все условия для самоопределения личности. Это сказывается в большем принятии разных, даже противоречивых точек зрения. Самоопределение личности можно считать особенностью межличностных отношений в группе. Эта возможность возникает, когда объединенные в группу дети заняты совместной, причем общественно значимой, деятельностью, связаны друг с другом схожими ценностями, мотивами, переживаниями и имеют необходимость понимать друг друга.

В группе межличностные отношения имеют преимущественно опосредствованный характер, обусловленный содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. В группе этот способ преобладает и выступает как особое качество межличностных отношений. Таким образом, межличностные отношения в группе являются показателем, скорее, не иерархии, основанной на личных качествах членов группы, а отношения к общественно-полезной групповой деятельности.


4. Целенаправленное формирование психологического климата группы

Проблема формирования психологического климата детской группы вызвана несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно когда неформальные группы возникли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и стали различаться не группы, а тип, характер отношений внутри них.

Такое несовпадение структур группы обнаруживается при рассмотрении проблемы лидерства и руководства. В детской группе есть лидер из числа детей. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений и решаются групповые задачи. Лидерство - это чрезвычайно важный феномен. И, хотя воздействие лидера на группу может быть менее существенным, чем действие других факторов, таких, как характеристики задачи, лидерство все же влияет на выполнение групповой задачи, так как дети верят, что лидерство соотносится с выполнением задач группой. [29, стр. 93].

Важное условие эффективности группы - это лидирование руководителя в ведущем типе групповой деятельности, выражающееся в реализации им лидерской роли и в достаточно высокой степени его лидерского потенциала. Есть много групп, где из-за значительных различий между руководителем и детьми, с особенностями расположения индивидов в ходе выполнения целевой функции группы, психологическое влияние руководителя на детей выражается в том, что он выступает для них не лидером в обычном понимании этого термина, а скорее лидирующим авторитетом. [16, стр. 247].

То есть, руководителю детской группы нужно хорошо знать и уметь организовать основную деятельность объединения, и обладать авторитетом в отношениях, обеспечивая педагогическое влияние на детей. Целенаправленная организация благоприятного психологического климата в группе предполагает изменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на разных стадиях развития группы [24, стр. 46].

Нужно развивать у детей навыки общения, умения получать и перерабатывать информацию о себе, своей самооценке, развивать модели общения с другими детьми, обучать правильному общению, формированию психологической культуры членов группы. Уравновешенных детей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека стает насыщенной и полной смысла [10, стр. 41].


Таким образом главными задачами воспитателя при организации детского общения, следующие [17, стр. 69]:

- организация гуманистических отношений среди всех членов данного классного группы, создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективной деятельности, бесед;

- специальная работа, направленная на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка в системе общих отношений;

- организация специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способами общения.

Отсюда можно сделать выводы, что изменения в психологическом климате группы обеспечиваются изменением личности в межличностных отношениях, и изменением группы в целом, через организацию общей деятельности.

5. Этапы формирования межличностных отношений в группе дошкольников

Дошкольный возраст - это наиболее ответственный этап в развитии поведения, деятельности и становлении личности ребенка в целом. В этом возрасте сильно расширяются возможности нравственного воспитания. Дети интересуются познавательным общением. Новые черты появляются у них в отношениях со взрослым и ровесниками. Растут самостоятельность и осознанность поведения, приводящие к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нормами. Авторитет взрослых и их оценочное суждение продолжают играть серьезную роль.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате чего формируется детское общество, создавая предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. В коллективной деятельности дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов, осваивают умения коллективного планирования. Общение со сверстниками стает важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через целый ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник - это партнер по эмоциональному взаимодействию, основанному на подражании и эмоциях ребенка. Главная потребность в общении - это потребность в соучастии сверстника, выражающаяся в одновременных и одинаковых действиях детей. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативном сотрудничестве со сверстниками. Появляется потребность в уважении и признании сверстника. Содержанием общения стает совместная игровая деятельность. На третьем этапе (в 6-7 лет) при общении со сверстником содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.