Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Обоснование выбранной темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. В процессе воспитания у детей продолжают формироваться моральные чувства и нравственные представления. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения, развивающимся в предыдущих возрастных группах на эмоциональной основе любви детей к взрослым. Теперь оно стает более осознанным и основывается на понимании значимости труда взрослых, их нравственных качеств. Воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим, к труду и природе, важным общественным событиям и к Родине.

Развитие чувства уважения к старшим связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Нравственные чувства дошкольников формируются в единстве с нравственным поведением. Привычки культурного поведения сильно обогащаются: дети осваивают правила поведения в общественных местах, в разных ситуациях общения. Продолжают формироваться культура речи и разные нравственные качества. Воспитывается привычка быть вежливым, проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых.

Важная задача воспитания поведения старшего дошкольника - это формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками, как комплекс взаимосвязанных компонентов. Поэтому решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания доброжелательных отношений среди детей, культуры общения и организованного поведения. Самые важные из них - это общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, культура общения.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у детей умений выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям группы, действовать согласованно, совместно добиваться поставленной цели. Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности, как игровой и трудовой, и учебной. Внимание педагогов направлено на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля, поведения детей в разных видах деятельности. Одновременно продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка.

Большое значение в нравственном воспитании детей имеет формирование нравственных представлений. Их освоение помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. При обучении и воспитании дети осваивают большой круг нравственных представлений, включающий знание о нормах и правилах поведения в обществе, о моральных качествах человека. Расширяются представления о явлениях общественной жизни и труде детей.


Осознание детьми своего положения сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях. Важное условие решения задач нравственного воспитания - это совместный образ жизни детей, в организации которого происходит ряд изменений, имеющих большое значение для нравственного воспитания. Педагог стремится развить эти черты в детях и на их основе обеспечить выполнение новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность.

Черты коллективных взаимоотношений проявляются в дружеском расположении друг к другу, в умении вместе играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с чужими интересами, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общих вещах. Особенность образа жизни дошкольников - это развивающийся коллективный характер их деятельности. Беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения детей помогает им осознать смысл правил, необходимость доброго отношения к детям. Усвоение правил поведения в группе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей.

Нужно формировать у детей умение сотрудничества сначала в небольшой группе (2-3 ребенка), а затем и в большей группе, учить их способам самостоятельной организации совместной деятельности, умению определить общую цель, спланировать работу, получить результат. Педагог направляет взаимоотношения детей, оценивает факты взаимопомощи и общей работы. Это способствует сплочению группы, создает атмосферу доброжелательности среди воспитанников. Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности.

6. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников.

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение - взаимное оценивание. Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимного действия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собственным методическим инструментарием. Положение ребёнка в системе взаимных оценок выделяется с использованием разных вариантов оценочных методик.


На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их сообщество представляет собой диффузную группу, предполагается наблюдение за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: проявляет ребёнок потребность в социальных контактах или избегает их; каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности; развитие рефлексии.

На втором этапе осуществляется собственно социометрическое исследование. В нём выявляются и описываются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд групповых социально – психологических индексов.

Однако, для того, чтобы выявленные параметры могли служить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. Социометрические индексы сопоставляют с показателями оценочного экспериментов, других процедур.

На четвёртом этапе по результатам полученных диагностических показателей, определения максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально-психологическая характеристика группы. Исходя из этого планируются и осуществляются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения, отношений, в конечном счёте - на полноценное развитие личности ребёнка. Только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексах, обретает психолого-педагогический смысл.

Наиболее типичной и частной является проблема непопулярности ребёнка в группе сверстников. Объективно такое положение дополнительно фиксируют: отсутствие или минимум (1-2) социометрических выбора, т.е. статус "непринятый - принятый"; узкий круг общения, отсутствие избирательных контактов неучастия устойчивых игровых объединений, пути оценки личностных качеств. В течение некоторого временного интервала (до 6 месяцев) ребёнок не осознаёт этих объективных симптомов своей непопулярности. На втором этапе - этапе осознания своего объективного положения в системе взаимодействия и негативного его переживания - могут иметь место различные, порой противоположные, нормы эмоционального с поведенческого реагирования. Это этап открытого конфликта, формами его выражения являются: открыто агрессивное поведение (вербальные агрессии, физические агрессии, шутовство, привлечение, уход в себя, отказ посещать детский сад и прочее.

Цели и задачи коррекционной работы должны быть соотнесены с выявленными причинами непопулярности ребёнка. В качестве главных могут быть: отсутствие навыков деятельности; отсутствие коммуникативных умений; не общепринятый внешний облик ребёнка.


Основным направлением коррекции станет стремление к повышению статуса ребёнка. Целесообразным способом коррекционных воздействий является социальная терапия, в которой благодаря устойчивой положительной системе оценок взрослого осуществляется переориентация оценок сверстников. Но эта система оценок должна опираться на объективные оценки ребёнка в деятельности, на действительно заслуживающие поощрения его позиции, формы общения. Поэтому переориентация оценок сверстников - это лишь надводная часть коррекционной работы.

Устойчивая непопулярность дошкольника в системе межличностного взаимодействия детерминируют формирование заниженной самооценки - Комплекса Золушки. Объективно он характеризуется симптомами отказа себе в достоинствах, безразличия к себе, небрежности к внешнему виду, безразличии в делах, равнодушием к оценкам, неуверенностью в голосе, отрешенностью. Основу коррекции должно составить формирование адекватной ориентации на свои возможности. Конкретными средствами для этого станут: обеспечение дошкольнику возможностей успешности деятельности внимание воспитателя и участие в активизации интересов, потребностей ребёнка, поддержка его начинаний, положительная оценка, востребование потенциальных возможностей ребёнка.

В группе непопулярных могут оказаться дети малообщительные, дети с отсутствием или слабой выраженностью игровых мотивов. У последних преобладает стремление не к игровой деятельности, а к рисованию или коллекционированию, или конструированию. Коррекционные усилия, направленные на расширение круга общения детей, на развитие у них социальных мотивов, развитие ориентировки на совместную со сверстниками деятельность. Внимание взрослого должно быть направлено их к внутренним переживаниям ребёнка. Возможны несколько групп причин, обуславливающих малообщительность ребёнка: он первоначально стремиться к общению, но позже пришло это стремление из-за недоброжелательного, несправедливого отношения сверстников; первоначально стремился к общению, но отошел от него несмотря на доброжелательность сверстников.

В первом строе основное усилие коррекции должно быть направлено на устранение недоброжелательности сверстников. Во втором - на развитие и формирование социальных мотивов у ребёнка. Эффективными приёмами выступают: прием эмоционального комментария взрослым наблюдаемого ребёнком взаимодействия других детей; прием комментария происходящего самим ребёнком; приемы арт-терапии: восприятие художественных произведений и их анализ с целью выявления постижения (осознания, переживания) дошкольниками особенностей проявления человеческих взаимоотношений, способов воздействия детей друг на друга; театральная деятельность - упрощение ребёнка в накоплении типов выразительных экспрессивно-межличностных движений, интонаций.


Некоторые дети могут иметь низкий социометрический статус, узкий круг общения, новый путь общений, избирательность, но достаточно высокий оценочный статус личности или отдельных личностных качеств. Объективной причиной такому явлению является индивидуально типологические особенности ребёнка, его физический облик.

Внешне наблюдаемым симптомом отторжения ребёнка в группе может быть жесткая фиксированность его признанной роли подчиненного во всех видах совместной деятельности и общения. Коррекционная робота направляется в данном случае расшатывание фиксированной позиционной структуры объединения. Эффективным приемом коррекции может стать организация воспитателем сюжетно-ролевых игр с детьми, занимающими позиции подчиненных (исполнителей), в которых они обучаются игровым, организаторским умениям; организация оценочной деятельности детей в ходе группового общения конфликтных ситуаций; подключение детей к устойчивым игровым диадам доброжелательных сверстников; создание ситуаций совместных игр настольных группировок. Предметом коррекции в межличностном взаимодействии ребёнка дошкольников должно стать их открыто конфликтующее поведение.

Аффект неадекватности развивается в результате систематического завышения ребёнком оценки себя. Это может привести к стойким эмоционально-личностным расстройствам. Коррекционная работа должна иметь целью формирование у дошкольника адекватной самооценки. При этом конкретные тактические шаги будут различны, в зависимости от причины, опосредующих завышение ребёнком своего Я. Причинами же могут быть: осознание своего отторжения в системе межличностных отношений и общения; принятие на веру завышенных оценок родителей и других значимых взрослых; социальная некомпетентность и др.

Симптом усталости проявляется в том, что иногда у ребёнка наступают приступы усталости, при которых отключаются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Эти состояния возникают в условиях максимального эмоционального напряжения. Поведение становится деструктивным, ибо регулируется исключительно эмоциями. Ребёнок чувствует полное и глубокое истощение, не способен осмысливать окружающее, «забывает» программу взаимоотношений с другими.

Коррекция ребёнка должна быть направлена на снятие факторов эмоциональной напряженности. Основным направлением коррекционной работы должно стать создание условий для реализации доминирующих мотивов детей к взаимодействию. Если младшие будут рады любой ситуации, представляющей возможность общения со старшими, что для последних надо сделать ее привлекательной. Следует предусмотреть возможность для реализации старшими детьми мотивы положительного доминирования. Важно постепенное и последовательное увеличение взаимной зависимости детей в совместной деятельности. Это может быть успешно достигнуто не только в сюжетно-ролевой игре, но и в изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности путём создания разрывов (нарушения ритмичности совместной деятельности) в рабочей цепочке последовательно связанных друг с другом старших детей. Таким образом, вся коррекционная работа направляется на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.