Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Обоснование выбранной темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Праздник вежливости. «Сегодня в нашей группе праздник вежливости! Вежливые дети отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого появится шанс проявить вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Можно подходить к кому хотите, и говорить: «Спасибо тебе за то, что ты...». Ведь благодарить других за что-то очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, вежливые дети еще и очень внимательны».

7-й этап. Помощь в совместной деятельности.

Рукавички. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с таким же узором. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только 3 карандаша разного цвета.

Угадай-ка. «Разделитесь на пары или тройки и договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы выкладываете свой рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание можно провести на материале рисунка или аппликации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая осуществленная деятельность имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные последствия, которые и есть ее результат. Это уже реальный результат, полученный, достигнутый, вследствие осуществленной деятельности. Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения межличностных отношений в дошкольном возрасте, для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах.

Взаимоотношения детей в группе детского сада - это важная часть их жизни. Именно здесь они учатся дружить, общаться и стараются быть замеченными в группе, хотят быть значимыми среди своих друзей. Именно в детском саду формируется правильное представление о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Огромную роль в этом играют родители и педагоги, которые могут дать детям нужное направление, научить их быть вежливыми, дружелюбными, добрыми к окружающим. Перед родителями и воспитателями стоит трудная задача вложить ребёнку знания о правильных взаимоотношениях между детьми. Важно, чтобы ребёнок с ранних лет знал, как нужно себя вести в группе, чтобы понимал какие поступки положительные, а какие нельзя совершать.


Заканчивая тему о межличностных отношениях, отметим, что отношение и общение - взаимосвязанные и неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Можно сказать, что межличностные отношения - это сущность общения, его своеобразный результат. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения оказывают влияние на него, определяя содержание и тональность общения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствующими детьми.

Каждый по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, имея свои особенности памяти, внимания, мышления, у всех свое воображение, свои интересы, симпатии, потребности, привязанности, особенности настроения, сильная или слабая воля, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, жизненный опыт, легкий или трудный характер, привычки, свои наблюдения и разочарования, печали и радости, своя судьба. Межличностные отношения в группе потому так и называются, что в отношения вступают личности, центральной характеристикой которых является их индивидуальность, отличающая человека от всех других.

Но не все проблемы межличностного общения сводятся к проблемам группы. Каждый ребенок, включенный в группу, может учиться общению, исходя из внутренней позиции по отношению к детям. Педагог может помочь ему в этом, а также научить разбираться в детях и оценивать их психологию, адекватно откликаться на их поведение и состояние, выбирать по отношению к каждому способ обращения, не расходящийся с требованиями общественной морали и наилучшим образом отвечающий их индивидуальным особенностям.

Нужно помогать формировать здоровые отношения каждого с каждым. Это можно делать двояко: индивидуально работая с чувствами и интересами каждого, или влияя на атмосферу в группе в целом. Во втором случае нужно адекватно представлять картину взаимоотношений и положение каждого в системе межличностных отношений.

В детском возрасте оценка воспитателя имеет определяющее значение. Большое значение имеет в межличностных отношениях самооценка каждого ребенка, возникающая не как врожденное качество, а в зависимости от отношения и оценок окружающих. Для ребенка очень болезненны низкие оценки товарищей, низкий социально-психологический статус в группе, которые нельзя поднять внушениями его друзьям.

Педагог должен выступать как хороший психолог, создавая в группе норму выслушивания, сочувствия, взаимопонимания, взаимопомощи. Важно умение каждого ребенка строить межличностные отношения с друзьями. Воспитатель должен быть помощником в развитии навыков общения между детьми.


Нужно стремиться к развитому самоуправлению, сплоченности вокруг общих целей, поддерживать дисциплину в группе. Формируя группу, необходимо руководствоваться признаками здоровой коллективной атмосферы: мажорным настроем в группе, удовлетворенностью воспитанников взаимоотношениями в группе, взаимопониманием и авторитетностью педагога и детей. Вот такие задачи нам предстоит решать на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 2007. – 195 с.

[2] Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Просвещение, 2004. – 83с.

[3] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

[4] Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 2003. – 274с.

[5] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2006. 528 с.

[6] Волков Б.С. Детская психология. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -144 с.

[7] Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. – 160 с.

[8] Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2006. 288 с.

[9] Донцов А.И. Психология группы. - М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 174 с.

[10] Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 2007. – 156 с.

[11] Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.

[12] Караковский В.А. Воспитание? Воспитание … Воспитание! М.: Новая школа, 1996. – 160 с.

[13] Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2007. 195 с.

[14] Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

[15] Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. М.: Академия, 2006. - 350 с.

[16] Комаров В.Д. Организация деятельности воспитателя в группе// Классный руководитель. - 2004. - №7. – с. 23-37

[17] Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212 с.

[18] Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. 147 с.

[19] Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: "Академия развития", 1997. – 208 с.


[20] Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - М.: ЛГУ, 2007. – 168 с.

[21] Михайлова Л. Работа с трудными детьми// Классный руководитель. – 2006. - №10. – с. 40-42

[22] Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2008. -688 с.

[23] Ольшанская Н.А. Техникум педагогического общения. – Волгоград: Учитель, 2005. - 74 с.

[24] Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология группы. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2007. - 117с.

[25] Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 2007. – 179с.

[26] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 512 с.

[27] Сековец Л.С. Проблемы и перспективы изучения, обобщения и распространения передового опыта работы детских домов. // Проблемы школьного воспитания. – 2006. - №3. - с. 3-9

[28] Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 671 с.

[29] Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2005. – 114с.

[30] Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: Вопросы психологии, 2005. – 32 с.

[31] Филлипов В. духовно-нравственное воспитание. // Воспитание школьников. – 2000. - №4. – с. 5-8

[32] Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2007. -508 с.