Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Обоснование выбранной темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель - изучение отношений детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества. Набор цветных карандашей делится между детьми поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами и проявления взаимных уступок сверстнику. В процессе раскрашивания детьми варежек отмечались следующие особенности их поведения:

- интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним;

- ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаши;

- реакция ребенка на поощрения и порицания партнера.

Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи. Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей в данной группе детского сада:

- коэффициент благополучия отношений;

- коэффициент оптимальности отношений;

- коэффициент звездности;

- коэффициент изолированности;

- коэффициент взаимности выборов;

- коэффициент осознанности.

Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:

- воспитание интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого;

- формирование у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

- развитие умения эмоционально выражать свои чувства;

- развитие способности к индивидуальному самовыражению детей;

- развитие творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности;

- сплочение детского группы.

Рекомендации по осуществлению программы:

- занятия проводятся в кругу, не за столом;

- не говорить на занятиях слишком громко;

- желательно проводить занятия в небольшом помещении;

- не делать замечаний;

- вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей;

- переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным;

- никто не должен мешать, ходить мимо;

- использовать наглядные средства;

- упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни.


7. Коррекционные упражнения для улучшения межличностного взаимодействия в группе дошкольников.

1-й этап. Общение без слов.

Добрые эльфы. «Когда-то дети не умели спать. И добрые эльфы решили им помочь. Ночью они прилетали к детям, гладили их и убаюкивали. Неужели вы никогда об этом не слышали? А ведь они прилетают к каждому из вас до сих пор. Давайте поиграем в них. Одни из вас будут детьми, а другие эльфами. А потом мы поменяемся. Наступила ночь, дети ложатся спать, а эльфы прилетают и убаюкивают их». Дети-дети лежат на полу и спят, дети-эльфы подходят к ним, гладят, тихо напевая. Потом меняются ролями.

Птенцы. «Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Они живут в скорлупе, а потом разбивают ее своими клювиками и вылезают наружу. Им открывается новый мир, полный загадок: цветы, трава, небо. Они никогда не видели этого. Сядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем предметы вокруг, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Дети оглядываются вокруг, ползают по полу, трогают предметы, подходят друг к другу, пищат и хлопают крылышками.

Театр теней. «У каждого есть тень. Мы не обращаем на нее внимания, хотя она следует за нами везде и повторяет наши движения. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней мам и пап. Только она не умеет разговаривать и все делает тихо. Представим, что мы - наши тени. Погуляем, посмотрим друг на друга, попробуем пообщаться, и вместе построим что-нибудь из воображаемых кубиков. Но все нужно делать тихо, не издавая ни единого звука». Дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются. Педагог берет в руки воображаемый предмет, кладет на пол, берет следующий, кладет на предыдущий, поправляет, показывает это детям, жестами просит их помочь строить дальше.

Ожившие игрушки. «Вы наверняка слышали, что ваши игрушки ночью оживают. Закройте глаза, представьте свою любимую игрушку и подумайте, что она делает ночью. Пусть каждый побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Делать это нужно молча, а то проснется хозяин. Потом мы попробуем угадать, какие игрушки вы изображали». Педагог изображает какую-нибудь игрушку, подходит к каждому ребенку, осматривает его, здоровается, подводит детей друг к другу и знакомит их. После игры он предлагает им угадать, кто кого изображал.

2-й этап. Внимание к другому.

Общий круг. «Давайте сядем в круг, чтобы каждый видел всех других и меня, и чтобы я могла видеть вас всех. Чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Педагог заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми, он дотрагивается до плеча соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).


Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем. Дети разбиваются на группы по 4-5 человек, каждая группа с помощью педагога продумывает инсценировку какого-то действия. Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать. Затем каждая группа молча показывает свое действие, предваряя его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Дети наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где. Затем на сцену выходит следующая группа. Более сложный вариант этой игры - индивидуальный показ. Если ребенок не может придумать, что показать, педагог помогает ему.

Упрямое зеркало. «Проснулись вы утром, заходите в ванную, смотритесь в зеркало, а оно повторяет ваши движения наоборот: вы поднимаете руку, оно опускает, вы поворачиваете голову налево, оно - направо, вы закрываете один глаз, оно - другой. Поиграем в такие зеркала? Разбейтесь на пары. Один из вас будет человеком, другой - зеркалом. Потом поменяетесь». Выбрав одного ребенка, педагог предлагает ему сделать что-нибудь, а сам повторяет его движения наоборот. Затем дети играют самостоятельно.

3-й этап. Согласованность действий.

Сороконожка. «Представляете, как сложно жить сороконожке, у нее 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, а потом чуть быстрее». Педагог помогает детям построиться, направляет движение сороконожки. «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, держа соседей за плечи, падают на ковер.

Работаем вместе. Педагог делит детей на группы по 4 человека. Каждой группе он дает задание, например, посадить дерево. Затем помогает детям распределить обязанности (один ребенок копает яму, другой - опускает в яму дерево и расправляет корни, третий -закапывает яму, четвертый - поливает дерево). Затем каждая группа репетирует свою сценку и по очереди показывает ее остальным. Те должны угадать, что изображает группа.

Слепой и поводырь. Педагог делит детей на пары. Одному из детей завязывает платком глаза, он - слепой, его партнер - поводырь. Поводырь должен провести слепого через разные препятствия, заранее созданные воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря - провести слепого по комнате, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Педагог вместе с остальными следит за игрой, помогая в случаях затруднений.


Змейка. Дети стоят друг за другом. «Я буду головой, а вы - туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Следите за мной и точно повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Поползли». Когда дети освоились с упражнением, педагог переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, стает головой. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так до тех пор, пока все дети по очереди не побывают головой.

Сиамские близнецы. «В одной стране жил злой волшебник, который всех ссорил. Но дети в этой стране были очень дружными. И тогда он решил их заколдовать. Он соединил каждого человека с его другом в одно целое. Они прирастали друг к другу боками и у них на двоих было две руки и две ноги. Разделитесь на пары, обнимите друг друга одной рукой и считайте, что ее у вас нет. У каждого есть только одна рука и одна нога. Сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом шаг двумя боковыми ногами. Попробуйте позавтракать. Садитесь за стол. В одну руку берите нож, в другую - вилку. Режьте и ешьте, кладите кусочки в каждый рот по очереди». Затем можно предложить вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

4-й этап. Общие переживания.

Злой дракон. Для этой игры нужны несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться 2-3 ребенка. Педагог предлагает детям стать гномами, и залезть в маленькие домики. «В нашей стране - беда. Каждую ночь прилетает злой дракон и уносит детей в свой замок на горе. Но есть способ спастись от дракона: когда наступает ночь, дети прячутся в домики, обнимаются и уговаривают друг друга не бояться. Дракон не выносит ласковых слов и, когда слышит их, летит к другому дому, из которого таких слов не слышно. Итак, наступает ночь, дети прячутся в домики и крепко обнимаются». Педагог ходит между домами, изображая дракона, заглядывает в домики, и, убедившись, что дети поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

Шторм. Для игры нужен большой кусок ткани, чтобы накрыть детей. «Беда кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны хотят перевернуть его, а ветер швыряет из стороны в сторону. Зато волнам в шторм - одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются, кто выше поднимется. Представим, что вы - волны. Можно гудеть, шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите, чтобы все оставались под водой». Педагог вместе с детьми забирается под ткань, прыгает, шипит, гудит, машет руками.


Обнималки. На полу обозначается небольшой круг, чтобы группа могла поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. «Вы - скалолазы, которые с трудом забрались на вершину высокой горы. Теперь нужно отдохнуть. У скалолазов есть традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку: "Мы - скалолазы до верха дошли, ветра проказы нам не страшны". Вставайте на площадку. Она маленькая, а за ней глубокая бездна. На ней можно стоять, только тесно прижавшись друг к другу и обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

5-й этап. Взаимопомощь в игре.

Шляпа волшебника. Для игры нужны разноцветные карточки (по 3 на ребенка) и шляпа. «На свете живет волшебник, лечащий больных детей. Он прилетает к ним, надевает на голову волшебную шляпу, и ребенок выздоравливает. Но этот волшебник - ужасный растеряша. Он потерял свою шляпу и ищет ее, а она лежит у нас. Но есть способ вернуть ее владельцу. Нужно заполнить шляпу цветными карточками, и тогда он заметит ее. Но чтобы шляпа не потеряла лечебную силу, карточки нельзя класть просто так. Нужно в чем-то помочь другому (поделиться игрушкой, сказать добрые слова и пр.) и только потом положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня педагог напоминает детям, что к вечеру шляпа должна быть наполнена карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог другому. Вечером все торжественно ставят шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.

День помощника. «Сегодня необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я скажу каждому из вас, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом никому. Вечером мы соберемся, и вы попробуете догадаться, кто вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня педагог напоминает детям о задании, а вечером собирает группу и просит каждого по очереди рассказать, как и кто помогал ему.

6-й этап. Добрые слова и пожелания.

Комплименты. Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, похвалить. Например, у тебя такие красивые тапочки; или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Волшебные очки. «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке. Я сейчас надену их. Ой, какие вы все красивые и умные!» Подходя к детям, педагог называет какое-либо его достоинство. «А теперь пусть каждый примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть, как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают очки и называют достоинства товарищей. Если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать. Повторения не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.