Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе (Обоснование выбранной темы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий и прочего, через которые дети воспринимают и оценивают друг друга. Это связи, переживаемые ребенком и проявляемые в характере и во взаимном влиянии, оказываемом детьми друг на друга при совместной деятельности и общении. От этих отношений зависит социально-психологический климат в группе. Особенно актуально это для группы, в котором дети разных возрастов, многие из которых были лишены возможности нормально общаться со сверстниками или получили опыт взаимоотношений, основанных на жестокости и насилии. Поэтому формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте - это важное условие развития ребенка, одна из основных задач подготовки его к жизни, ведь общительность - это умение контактировать с окружающими детьми.

Детский сад для ребёнка - это центр освоения социума. Первый опыт отношений, усвоения знаний, и многого другого - это всё ребёнок получает в детском саду. Обычно, ребенок в детских учреждениях имеет дело с одной и той же группой сверстников. При этом он не только ограничен, а и лишен возможности иной группы. Так какие формы, методы и приемы нужно использовать, чтобы сформировать личность, способную адаптироваться в обществе, способную управлять поведением согласно стандартам, нормам и законам общества, способную контактировать с детьми разных социальных групп?

Принадлежность ребенка к определенной группе воспитанников порождает трудности. Возникает противоречие между желанием общества и педагогов видеть детей успешно адаптирующимися в социуме и ограниченным кругом контактов, препятствующим выработке у них навыков общения со сверстниками и взрослыми, что оказывает большое влияние на пути интеграции и адаптации в обществе.

Я определила следующие цели данной курсовой работы:

- создать условия для формирования навыков общения в коллективной деятельности как основу социального развития ребенка;

- выявить особенности отношений социально-психологического климата;

- исследовать структуру межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели, мне нужно решить целый ряд задач:

- изучить литературу по межличностным отношениям в группе и методам их изучения;

- исследовать систему межличностных отношений детей;

- изложить результаты исследования и сделать выводы;


- провести анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений детей;

- использовать формы, методы и приемы, влияющие на преобразование межличностных отношений детей;

- подобрать и провести методики диагностики отношений в структуре социально-психологического климата группы;

- проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы;

- организовать совместную деятельность и воспитание взаимоотношений между детьми.

Теоретические цели данной курсовой работы - это анализ педагогической деятельности и опыта, обобщение и систематизация опыта и анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической литературы. Эмпирические цели данной курсовой работы - это наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент и сравнительный анализ отношений между детьми.

Сегодня учебно-дисциплинарная модель образования уступает позиции модели личностно-ориентированной, дети начинают приобретать статус полноценного субъекта образовательного процесса. При этом система отношений "ребёнок - группа" стает особо значимой, а характер взаимодействия в ее рамках часто оказывается решающим фактором, влияющим на протекание личностного развития ребенка и на весь его жизненный путь, поэтому тема "Формирование межличностных отношений в детской группе", является очень актуальной. При этом большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру взаимоотношений в группе между детьми.

Ребёнок дошкольного возраста наиболее чувствителен для формирования доброжелательного отношения к другим. Ведь истоки формирования личности лежат в детском возрасте. Среди сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования положительных личных качеств. Такие связи стают избирательными и приобретают устойчивый характер.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может различать свои личностные отношения. Важный мотив общения старших дошкольников - это потребность в признании и уважении своими сверстниками. В этом возрасте очень высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. Поэтому группу детского сада смело можно рассматривать как первую детскую малую группу.

Именно отношения детей в группе видны со стороны. И именно они являются показателем зрелости группы. Психологический климат, моральная атмосфера, складывающаяся в группе, зависит от двух факторов: отношения к друг другу, и от социальных условий, то есть специфики функций данного группы, возрастного, полового его состава и от общественного климата в целом, принятых в обществе норм, правил общения, поведения.


Взаимоотношения в группе выражают его эмоционально-психологический климат. Здоровый, благоприятный психологический климат не складывается сам, особенно если речь идет о детях, которые не имеют достаточной социальной зрелости и жизненного опыта. Поэтому для построения и функционирования детской группы необходимо постоянное руководство взрослого педагога.

Ухудшение психологического климата можно заметить по ухудшению общения детей: снижается его количество и культура общения. И нормальными межличностными отношениями в группе нельзя назвать пустыми, когда дети не заняты совместным, интересным и полезным делом. При разных отношениях дети проявляют себя с положительной или отрицательной стороны, поэтому для обеспечения в основном положительного влияния группы на ребенка важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными. [28, cтр. 575].

Объектом данной курсовой работы выступает психологический климат в группе детей. Предметом данной курсовой работы являются межличностные отношения детей как показатель психологического климата. Поэтому можно легко понять, что затронутые в данной курсовой работе проблемы взаимоотношений между детьми никогда не потеряют актуальности.

1. Обоснование выбранной темы

Общение – это первая деятельность, которой овладевает ребенок, сложный процесс установления и развития контактов между детьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Общением ребенок начинает овладевать в семье, именно она является первой школой воспитания нравственности и навыков социального поведения.

Часто видно, как дети ссорятся, грубят, не сдержаны по отношению друг к другу. Научив их общаться, мы завяжем их отношения, а будут отношения, будет соглашение, а значит гарантирован успех. Нужно учить детей общаться.

В сфере общения ребенок вступает в сложные формы деятельности. Поэтому воспитатель должен уделять особое внимание межличностным отношениям между детьми, ведь в группе каждый ребенок занимает определенное статусное место, чувствует и отстаивает его, препятствует попыткам снизить его статус и значимость. Ребенок может войти в группу, понять цели группы и поддержать их, способен завоевывать власть, соперничать и командовать; он может не понимать, но чувствует и переживает такое сложное явление, как социальный престиж.


Влияние группы на личность ребенка зависит от отношений, слияния с группой, ощущения себя его членом, в какой мере ценности отношений в группе являются его собственными ценностями. Отношения между детьми – это особые отношения, нужные каждому ребенку, ведь они в сильной степени определяют его самочувствие. Но без квалифицированной помощи педагога реализация этого самими детьми может привести к плохим результатам. Результаты исследований свидетельствуют о необходимости работы над формированием межличностных отношений среди детей.

Воспитание детей предполагает формирование системы отношений, проявляемых в трех формах: эмоциональной, поведенческо-деятельной и рациональной. Эмоциональная форма - это восприятие любого знания через чувства, вызванные явлением, информацией (радость, увлечение, негодование, удивление). Поведенческо-деятельная форма – это форма проявления сформировавшихся отношений, система поступков, оформляемая в результате усвоения знаний, отношений и привычек поведения. Рациональная форма - это осмысленное отношение к жизни во всех проявлениях.

Совместная деятельность с этой точки зрения определяет межличностные отношения, так как она порождает их, влияет на их содержание и содействует вхождению ребенка в группу. Именно в совместной деятельности и в общении отношения реализуются и преобразуются. В современном обществе цель воспитания - это определённые качества личности, формирование компетенций.

Образование не может стоять в стороне от общих процессов развития, в том числе от усиления роли компетенций. Учитывая это, цели общего образования, основные виды деятельности ребёнка, позволяющие ему овладевать опытом и получать навыки жизни и деятельности в обществе, есть следующие группы компетенций: учебно-познавательные компетенции; социально-трудовые компетенции; ценностно-смысловые компетенции; коммуникативные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования; общекультурные компетенции; информационные компетенции.

Рассмотрим компетенции, в формирование которых можно внести свой вклад, то есть перечень компетенций, являющихся основой педагогического опыта:

- компетенция личностного роста и самосовершенствования;

- коммуникативная;

- ценностно-смысловая;

- социокультурная.

В качестве ключевых формируются ценностно-смысловая, компетенция личностного роста и самосовершенствования. Итак, в основе данной курсовой работы лежит подход, направленный на развитие и воспитание коммуникативной компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.


2. Методы и приемы организации работы

Рассмотрим средства воспитания детей, применяемые в группе. К ним несомненно относятся спорт, искусство, общение и труд. К технологиям, помогающим использовать эти средства относят убеждение, инновационные технологии, внушение и методы коммуникативного воздействия. При этом воспитателем должны применяться следующие формы и методы работы: анкеты, наблюдение, устный журнал, тренинги, конкурсы, рисунок, практикумы, беседы, психологические и интеллектуальные игры.

При организации воспитательной работы с детьми педагоги должны использовать следующие формы работы: групповые, индивидуальные, диагностическая и коррекционная работа. Например, игра "Расскажи мне обо мне", диагностика уровня воспитанности детей, игры на повышение самооценки детей, игры и тренинги по развитию их коммуникативных способностей, а также индивидуальная работа. Обязательно определяются цели программы, а также пути поддержки и коррекции найденных проблем.

Дети должны знать свои увлечения и способности, уметь проявлять их и управлять своими чувствами и эмоциями. Психологический климат - это одна из сторон отношений, совокупность психологических условий, влияющих на совместную деятельность и всестороннее развитие личности. В качестве метода изучения и преобразования отношений принят метод воспитывающей ситуации, например, ситуации конфликта. Ведь конфликт - это не одиночное или исключительное явление, при общении с воспитателем и сверстниками ребенок постоянно оказывается перед выбором между поступками, линиями поведения, привычными и требующими напряжения сил, между личным, интересным и требующим отказа от личного интереса.

Для этого применяют несколько путей. Рассмотрим их:

- убеждение - разрешить конфликт лучше не спором или обличением виноватых, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением ко всем враждующим сторонам;

- предупреждение конфликта лучше всего происходит в виде разговора, спора, высказывания своего мнения, обучая детей спорить и доказывать свою правоту;

- погашение эмоционального возбуждения поочередным приглашением участников конфликта высказаться, не прерывая и не перебивая говорящего, ведь рассказ о переживаниях ведет к эмоциональной разрядке;

- авансирование похвалой, сочувственное выслушивание конфликтующих, выделение положительных черт характера;