Файл: Методы измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки
1.1 Рабочая нагрузка с точки зрения психофизиологии
1.2 Характеристика методик и анализа рабочей нагрузки
Глава 2. Измерение психофизиологических рабочих нагрузок персонала
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования
Существует несколько способов, позволяющих оценить состояние напряжения: биоэлектрическая активность головного мозга; кровоснабжение мозга; методы функциональных проб; динамика внимания, памяти, восприятия, скорости реагирования; динамика вегетативных показателей при умственной деятельности; связь личностных характеристик с нервным переутомлением и нарушением психологического здоровья[18].
Психологическая работоспособность человека определяется умственной деятельностью. Она состоит из общей работоспособности, профессиональной, потенциальной и актуальной работоспособности[12]. Возможность человека заниматься любой общественно полезной деятельностью говорит об общей работоспособности человека и устойчивых качествах личностного здоровья. Для выполнения объема и качества работ определенной квалификации требуется профессиональная работоспособность, отражающая характеристики систем и функций человека, необходимых для их выполнения. Потенциальная работоспособность предполагает выносливость человека к определенного рода нагрузкам.
Состояние работника, определяющее уровень эффективности его работы в определенный промежуток времени, относится к актуальной работоспособности, которая во времени меняется.
Таким образом, рабочая нагрузка – это количество работы, степень занятости человека какой-либо работой.
На основании физиологических показателей и энергетических трат выделены категории тяжести физической работы: легкая физическая работа; умеренная физическая работа; тяжелая физическая работа; очень тяжелая физическая работа.
1.2 Характеристика методик и анализа рабочей нагрузки
Под тяжестью труда понимается трудовой процесс, который отражает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а также сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма[14].Оценить тяжесть труда можно по ряду показателей, которые характеризуют трудовой процесс.
Физическая динамическая нагрузка. Для её пересчета необходимо: знать массу перемещаемого вручную груза и его путь в метрах; знать общее количество переноса груза за рабочую смену; определить сумму величины внешней механической работы за смену. Второй вариант – масса груза определяется по имеющимся документам[11].
Стереотипные рабочие движения - это элементарные движения – перемещение конечностей из одного положения в другое. Они бывают локальные – выполняются мышцами кистей рук и пальцев и региональные – в работе участвуют мышцы рук и плечевого пояса.
Статическая нагрузка. Она связана с удержанием груза или приложением усилия. Рассчитывается статическая нагрузка перемножением веса груза и времени в течение, которого он удерживался.
Рабочая поза. Она определяется визуально и бывает[14]:
- свободная. Обычно это положение сидя, которое дает возможность изменить его в любой момент;
- неудобная. Оно может быть связано с большим наклоном или поворотом туловища, высоко поднятыми руками и др.;
- фиксированная, при которой возникает сложность изменения или его невозможность изменить положение туловища;
- вынужденная – положение лежа, на корточках, на коленях, на боку и др. [15].
Пребывание в какой-либо позе определяется в минутах и часах на основании хронометража за рабочую смену.
- обычно оценка проводится по наиболее типичной позе для данного вида работы.
- количество наклонов корпуса за смену. Определяется оно прямым подсчетом в единицу времени.
- перемещение в пространстве в течение рабочей смены по лестницам, пандусам, коридорам, переходам и др. Определяется величина перемещений с помощью шагомера. Длина шага умножается на количество шагов[17].
Тяжесть трудового процесса определяется в соответствии с «Методикой оценки тяжести трудового процесса».
Оценка напряженности трудовой деятельности. Под напряженностью труда понимается трудовой процесс, который отражает в основном, нагрузку на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу. Основой оценки напряженности труда является анализ трудовой деятельности и её структуры. Изучение напряженности идет в течение всего рабочего дня с помощью хронометражных наблюдений[13].
Производственные факторы, создающие предпосылки для того или иного нервно-эмоционального состояния, выражаются количественно и сгруппированы по видам нагрузок.
Интеллектуальные нагрузки:
-степень сложности выполнения задания;
-оценка и восприятие информации;
-распределение деятельности по степени сложности задания;
-индивидуальное или групповое выполнение работы с установленным графиком.
Сенсорные нагрузки[9]:
-продолжительность сосредоточенного наблюдения по времени;
-количество воспринимаемых и передаваемых и сигналов за 1 час работы;
- способность сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях;
-длительность сосредоточенного внимания и размер объекта.
-размер объекта и время наблюдения влияют на зрительный анализатор;
-длительность сосредоточенного наблюдения при работе с оптическими приборами;
-длительность сосредоточенного наблюдения за экраном видеотерминала;
восприятие слуховой информации в условиях повышенного уровня шума;
-степень напряжения голосового аппарата.
Эмоциональные нагрузки[10.:
-ответственность за результат, значимость ошибки;
-возможность и степень риска для жизни;
-выполнение должностной инструкции по ответственности за безопасность других людей;
-конфликтные производственные ситуации;
-число используемых приёмов для реализации простого задания;
-выполнение простых производственных операций по продолжительности;
-продолжительность основных действий;
-монотонность работы. [16].
Режимные нагрузки:
-продолжительность рабочего дня. Нагрузка с его продолжительностью увеличивается;
- распорядок дня предприятия, сменность работы;
-перерывы и их продолжительность, не считая перерыва на обед.
-параметры микроклимата и самочувствие человека.
Работоспособность и тепловое самочувствие человека в значительной степени зависят от параметров микроклимата рабочей зоны. В организме человека непрерывно образуется какое-то количество тепла, излишки которого так же непрерывно отдаются в окружающую среду. Терморегуляция обеспечивает своеобразное равновесие между ними и сохраняет тепловой баланс организма, т.е. Qвыд.=Qотд[4]. Процесс теплообмена зависит от метеоусловий и степени интенсивности работы. Он будет изменяться с изменением температуры воздуха, её относительной влажности и скорости движения. Например, при температуре +15 градусов и спокойном состоянии организма потоотделение будет составлять около 30 мл/час, т.е. будет незначительным. С повышением температуры до +30 градусов и выше в совокупности с тяжелой физической работой потоотделение увеличивается в десятки раз. Работник горячего цеха ежечасно теряет до 1-1,5 л пота, на испарение которого затрачивается 2500-3800 кДж. Переохлаждение организма возникает при повышении температуры воздуха и повышении скорости его движения[15].
Данное обстоятельство приводит к усилению конвективного теплообмена и теплоотдачи при испарении пота. Обратное явление будет наблюдаться с повышением температуры воздуха.
Люди по-разному переносят высокие температуры воздуха[24].Это зависит от влажности и скорости движения воздуха. Скорость испарения пота при высокой влажности воздуха уменьшается, а это приводит к перегреву организма. Высокая температура воздуха и высокая влажность оказывают неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие. За счет испарения пота вся вырабатываемая теплота уходит в окружающую среду и приводит к обезвоживанию организма.
Результатом является нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения и это только, если обезвоживание произошло на 6 %. Потеря воды организмом на 15-20 % ведет к летальному исходу. При неблагоприятных условиях работы организм за рабочую смену теряет 8-10 л жидкости, вместе с которой теряются минералы, микроэлементы, витамины. Теряются соли NACL, что чрезвычайно опасно. Сочетание высокой температуры и повышенной влажности, особенно в течение длительного времени, приводит к тому, что в организме происходит накопление теплоты, и, как следствие, возникает гипертермия. При гипертермии температура тела человека повышается до 38-39 градусов, возникает головная боль, головокружение, общая слабость, сухость во рту, тошнота, рвота. Кроме этих симптомов происходит учащение пульса, дыхания, зрачки расширяются, кожные покровы бледнеют и приобретают синюшный оттенок. Возможны судороги и потеря сознания[17].
Из этого вытекает, что оценка интенсивности труда скорее означает измерение «нагрузки», а не «работы»[25], и охватывает данные, связанные с активностью человека во время выполнения производственных операций. Полученные результаты могут быть выражены физическими параметрами, терминами, используемыми при исследовании труда, или же представлены всего лишь в виде словесного описания, выводов, заключений, схем, эскизов или рисунков.
Качественную оценку требований, которые данная работа предъявляет к работнику, можно выполнить обобщенно или аналитически, т. е. двумя методами, которые отличаются друг от друга степенью индивидуализации упомянутых требований[20].
Для количественного определения рабочей нагрузки и требований, которые она предъявляет к работнику, используются два принципиально различающихся подхода – ранжирование и пошаговая классификация. При ранжировании рабочие операции располагают в ряд в такой последовательности, чтобы та из них, которая имеет наивысшую оценку интенсивности, находилась в начале последовательности, а рабочая операция с минимальной оценкой – в конце. Второй принципиальный подход, а именно, пошаговая классификация, состоит в том, что сначала выделяют этапы рабочего процесса, имеющие различные оценки, и уже в рамках этих этапов производят классификацию интенсивности операций[4].
Таким образом, комбинируя суммарный и аналитический подходы к оценке труда с принципами ранжирования и пошаговой классификации, можно получить четыре основных метода, которые (по отдельности или в сочетании между собой) позволяют представить почти все известные способы оценки (табл. 1)
Таблица 1 - Методы систематизации производственных операций в соответствии с требованиями к работнику, обусловленными рабочей нагрузкой[29].
Метод количественной классификации рабочей нагрузки |
Метод качественного описания требований к работнику, обусловленных трудовой активностью, рабочим местом и технологическим процессом |
|
Обобщенный |
Аналитический |
|
Ранжирование |
Составляется ряд убывающихпо трудоемкости рабочих нагрузок (общая последовательность нагрузок для всех видовтрудовой активности, рабочихмест и технологических процессов) |
Составляется совокупность последовательныхрядов требований (одинряд на каждый вид или характер требования) |
Составляется класс рабочих нагрузок (шкалаклассов для каждоговида требования) |
||
Пошаговая классификация |
Составляется класс рабочих нагрузок (единая шкала классов рабочих нагрузок для всехвидов трудовой активности, рабочих мест н технологическихпроцессов) |
К настоящему времени измерены энергозатратычеловека (по Лавуазье)более чем для 100 разных видов такой деятельности и более чем для 100 профессий. В таблице 2 представлены энергозатраты некоторых профессий человека.
Таблица 2 - Таблица энергозатрат[30].
Работа |
Категория |
Энергозатраты организма (расход энергии при выполнении работ) |
Легкая физическая |
Не более 150 ккал/ч (174 Вт) |
|
1а |
Не более 120 ккал/ч (139 Вт) |
|
1б |
121-150 ккал/ч (140-174 Вт) |
|
Физическая средней тяжести |
151-250 ккал/ч (175-232 Вт) |
|
2а |
151-200 ккал/ч (175-232 Вт) |
|
2б |
201-250 ккал/ч (223-290 Вт) |
|
Тяжелая физическая работа |
Более 250 ккал/ч (290 Вт) |
В случае умственной нагрузки таким пределом является скорость обработки человеком информации и сложность принимаемых решений.
Существуют три основных метода анализа работы, которые в отдельности или совокупности могут быть применены к процессам сбора информации: наблюдение; собеседование; вопросники[7].
Наблюдение.Прямое наблюдение того, что работник делает, может дать большую часть информации, требуемой для ответа на вопросы о самой работе и для суждения о личностных требованиях, предъявляемых к работнику.