Файл: Методы измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки
1.1 Рабочая нагрузка с точки зрения психофизиологии
1.2 Характеристика методик и анализа рабочей нагрузки
Глава 2. Измерение психофизиологических рабочих нагрузок персонала
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования
Субъективная оценка |
Пн Результаты х±о |
Вт Результаты х±о |
Ср Результаты х±о |
Чт Результаты х±о |
Пт Результаты х±о |
Сб Результаты х±о |
Самочувствие до занятий |
6±0,04 |
6,2±0,3 |
5,98±0,15 |
6,27±0,12 |
6,14±0,16 |
6±0,39 |
Самочувствие после занятий |
6,1±0,04 |
5,5±0,3 |
5,62±0,15 |
6±0,12 |
6,51±0,16 |
5,1±0,39 |
Активность до занятий |
5,79±0,37 |
4,6±0,09 |
5,0±0,09 |
5,5±0,43 |
4,7±0,26 |
4,8±0,39 |
Активность после занятий |
5,1±0,37 |
4,4±0,09 |
4,8±0,09 |
4±0,43 |
5,3±0,26 |
3,9±0,39 |
Настроение до занятий |
6,07±0,03 |
5,72±0,25 |
5,35±0,39 |
6,04±0,25 |
6,33±0,04 |
6,24±0,06 |
Активность после занятий |
6,0±0,03 |
5,13±0,25 |
4,96±0,39 |
5,76±0,25 |
6,53±0,04 |
6,4±0,06 |
Таким образом, в структуре рабочей нагрузки, недельная динамика составила 35 часов, что является для педагогов, согласно санитарным нормам, превышенной.
Дополнительная учебная нагрузка варьирует до 12 до 24 часов. Итого в день 7,5-8 часов статического напряжения в условиях гипокинезии.
Динамика физического состояния характеризуется снижением его показателей к концу учебного дня. Наблюдается два пика повышения показателей физического состояния в недельном цикле учебного процесса педагога ДО. К концу учебной недели физическое состояние педагогов достоверно ухудшается (Р<0,05).
Заключение
В ходе проведенного теоретического и эмпирического исследования методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала нами сделаны следующие выводы:
1. Рабочая нагрузка – это количество работы, степень занятости человека какой-либо работой.
На основании физиологических показателей и энергетических трат выделены категории тяжести физической работы: легкая физическая работа; умеренная физическая работа; тяжелая физическая работа; очень тяжелая физическая работа.
2. Для измерения рабочих нагрузок применяют метод качественного описания требований к работнику и метод качественного описания требований к работнику, обусловленных трудовой активностью, рабочим местом и технологическим процессом. Для анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала применяют наблюдение, собеседование, вопросники.
3. Исследуя режимные рабочие нагрузки педагогов выявлено, что недельная динамика рабочей нагрузки составила 35 часов, что является для педагогов, согласно санитарным нормам, превышенной, однако она не превышает показатели, закрепленные Трудовым договором.
Дополнительная учебная нагрузка варьирует до 12 до 24 часов. Итого в день 7,5-8 часов статического напряжения в условиях гипокинезии.
Динамика физического состояния характеризуется снижением его показателей к концу учебного дня. Наблюдается два пика повышения показателей физического состояния в недельном цикле учебного процесса педагога ДО.
К концу учебной недели физическое состояние педагогов достоверно ухудшается (Р<0,05).
Библиография
1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c.
2. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 340 c.
3.Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
4. Ветлужских Е.М. Оценка результативности и эффективности обучения / Е.М. Ветлужских // Методы менеджмента качества. - 2015. - №5. - с.32-36.
5. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 368 c.
6. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c.
7. Зайцева Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
8. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 412 c.
9. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний человека / В.А. Илюхина. - М.: Н-Л, 2015. - 368 c.
10. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
11. Кабанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 56 c.
12. Карьерная подготовка менеджера / А. Ивашкин, А. Шоповалов // Высшее образование в России, 2016. - №3. - с.93-96.
13. Ковинова Э.В. Управлять персоналом - значит повышать эффективность компании / Э.В. Ковинова // Управление персоналом. 2015. - №4. - с.8-15. 17.
14.Кроль В. М. Психофизиология / В.М. Кроль, М.В. Виха. - М.: КноРус, 2014. - 512 c.
15. Лукьянова Т. В. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала. Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова, Т.В. Сувалова, С.И. Ярцева. - M.: Проспект, 2015. - 745 c.
16.Лукьянова Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2014. - 72 c.
17. Лучинин А. С. Психофизиология. Конспект лекций / А.С. Лучинин. - М.: Феникс, 2014. - 256 c.
18. Ляксо Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.
19. Маслова В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c.
20. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c.
21. Митрофанова Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 c.
22. Михайлина Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
23. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
24. Николаева Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии / Е.И. Николаева. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 624 c.
25. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html
26. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности / О.Н. Рыбников. - М.: Академия, 2015. - 320 c.
27. Савченков Ю. И. Основы психофизиологии / Ю.И. Савченков. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
28. Титов В.А. ВПС: Психофизиология. КЛ. / В.А. Титов. - М.: А-Приор, 2017. - 176 c.
29Хэссет Д. Введение в психофизиологию / Д. Хэссет. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 248 c.
30 Шостак В. И. Психофизиология / В.И. Шостак, С.А. Лытаев, М.С. Березанцева. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2014. - 352 c.
Приложение 1
ОПРОСНИК САН
Цель. Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция. «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы (см. таблицу 14), состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Обработка данных.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
ТИПОВАЯ КАРТА МЕТОДИКИ САН
Фамилия, инициалы |
Пол |
Возраст |
Дата |
Время |
|
1. Самочувствие хорошее |
3210123 |
Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным |
3210123 |
Чувствую себя слабым |
3. Пассивный |
3210123 |
Активный |
4. Малоподвижный |
3210123 |
Подвижный |
5. Веселый |
3210123 |
Г рустный |
6. Хорошее настроение |
3210123 |
Плохое настроение |
7. Работоспособный |
3210123 |
Разбитый |
8. Полный сил |
3210123 |
Обессиленный |
9. Медлительный |
3210123 |
Быстрый |
10. Бездеятельный |
3210123 |
Деятельный |
11. Счастливый |
3210123 |
Несчастный |
12. Жизнерадостный |
3210123 |
Мрачный |
13. Напряженный |
3210123 |
Расслабленный |
14. Здоровый |
3210123 |
Больной |
15. Безучастный |
3210123 |
Увлеченный |
16. Равнодушный |
3210123 |
Взволнованный |
17. Восторженный |
3210123 |
Унылый |
18. Радостный |
3210123 |
Печальный |
19. Отдохнувший |
3210123 |
Усталый |
20. Свежий |
3210123 |
Изнуренный |
21. Сонливый |
3210123 |
Возбужденный |
22. Желание отдохнуть |
3210123 |
Желание работать |
23. Спокойный |
3210123 |
Озабоченный |
24. Оптимистичный |
3210123 |
Пессимистичный |
25. Выносливый |
3210123 |
Утомляемый |
26. Бодрый |
3210123 |
Вялый |
27. Соображать трудно |
3210123 |
Соображать легко |
28. Рассеянный |
3210123 |
Внимательный |
29. Полный надежд |
3210123 |
Разочарованный |
30. Довольный |
3210123 |
Недовольный |