Файл: Методы измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок персонала.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки
1.1 Рабочая нагрузка с точки зрения психофизиологии
1.2 Характеристика методик и анализа рабочей нагрузки
Глава 2. Измерение психофизиологических рабочих нагрузок персонала
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования
Собеседование. Большинство собеседований представляют собой интервью «индивидуального» типа, прямой диалог между аналитиком и работником и/иди его/ее руководителем.
Вопросники. Вопросники имеют то важное и очевидное преимущество, что они структурированы и могут быть разработаны для того, чтобы охватить совокупность рабочих операций.
Таким образом, для измерения рабочих нагрузок применяют метод качественного описания требований к работнику и метод качественного описания требований к работнику, обусловленных трудовой активностью, рабочим местом и технологическим процессом.
Для анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала применяют наблюдение, собеседование, вопросники.
Глава 2. Измерение психофизиологических рабочих нагрузок персонала
2.1 Характеристика базы, выборки и методов исследования
В исследовании приняли участие педагоги музыкального и изобразительного отделений МБУ ДО «Нурлатская детская школа искусств» города Нурлат.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нурлатская детская школа искусств» является муниципальным образовательным учреждением государственного школьного типа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления.
В МБУ ДО «Нурлатская детская школа искусств» функционируют три отделения: музыкальное, хореографическое, отделение изобразительного искусства. В образовательную деятельность каждого отделения входит определенный набор изучаемых предметов соответствующих учебным программам.
Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разработанного Школой самостоятельно в соответствии с примерными учебными планами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан, Министерствами культуры Российской Федерации и Республики Татарстан, СанПином, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные планы удовлетворяет потребности учащихся всех возрастных групп, а также создает условия для выявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Учебные планы являются частью образовательных программ и отражают структуру этих программ, определяют содержание и организацию образовательного процесса.
Учебный процесс будут осуществлять 41 преподавателей.
Учебный год для преподавателей школы составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – проведение аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций при реализации предпрофессиональных программ осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (от 4 человек), по ансамблевым учебным предметам от 2 человек, групповых от 10 человек. При реализации предпрофессиональных программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу составляет 40 минут.
В школе устанавливаются следующие виды аудиторных и внеаудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий зачет, зачет (технический, академический зачет), пленэр, репетиция, академический концерт, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие. Экзамен предусмотрен для учебных предметов образовательных предпрофессиональных программ, а также программ художественно-эстетической направленности.
Режим труда и отдыха Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нурлатская детская школа искусств» определяется локальным нормативным актом и «Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»[25].
В исследовании приняли участие 30 педагогов (таблица 3).
Таблица 3 - Характеристика испытуемых по уровню образования
Общая численностьиспытуемых педагогических работников |
30 человек |
|
1 |
Удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности выборки |
89,7% |
2 |
Удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей выборке |
10,29% |
3 |
Удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей выборке |
8,82% |
Исследование рабочей нагрузки 30 человек проводилось ежедневно до и после рабочей нагрузки тестированием субъективной оценки самочувствия, активности, настроения ЧСС в течение 2-х недель.
В работе были использованы следующие методы: тестирование психофизиологической характеристики педагогов. Тестирование производилось ежедневно до и после занятий.
В программу исследования входило измерение параметров психофизиологического состояния педагогов. Исследуя динамику самочувствия, активности, настроения мы использовали тест дифференциальной самооценки функционального состояния педагогов, разработанного сотрудниками первого Московского медицинского института имени Сеченова в 1973 году (приложение 1).
Тест-опросник САН представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности, настроения, испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака)[5].
Анализ исходных данных состоял в выявлении динамики регистрируемых показателей в середине и конце рабочего дня. При анализе показателей мы пользовались методами математической статистики. Достоверность различия определялись по таблице вероятностей P/t/>/t1/ по распределению Стьюдента.
2.2 Анализ результатов исследования
В МБУ ДО «Нурлатская детская школа искусств» устанавливается 6 дневная рабочая неделя, с одним выходным днем, продолжительностью не более 40 часов в неделю, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требования.
Педагоги имеют 5-10 минутные перерывы для отдыха и естественных нужд, которые включаются в рабочее время. Время для приема пищи в рабочее время не включается, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требования.
В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами: в учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк; в изостудии, мастерских живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк; в концертных залах - менее 300 лк; в помещении для музыкальных занятий - 300 лк, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требования[25].
В помещениях организации дополнительного образования температура воздуха соответствует нормам: в учебных кабинетах для теоретических занятий, в помещениях для музыкальных занятий, для занятий художественным творчеством и естественно - научной направленности, в актовом зале, лекционной аудитории - 20-22 С; в вестибюле, гардеробе - 18-22 С; в помещениях для занятий хореографией, спортом, техническим творчеством - 17-20 С[25].
В помещениях организации дополнительного образования относительная влажность составляет 40- 60%.
Занятия в организациях дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов, что соответствует санитарно - эпидемиологическим требования.
Продолжительность занятий детей в учебные дни - более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - более 4 академических часов в день, что не соответствует санитарно - эпидемиологическим требования. Суммарная недельная рабочая нагрузка у педагогов ДО, определенная учебным планом и программой составила 36 часов занятий (24 ч) и внешкольная подготовка к занятиям, чтение литературы. - 12-24 ч.
Систематическое выполнение педагогами подготовкой к занятиям в будние и воскресные дни имело место в 100 % случаев. При этом до 36% случаев подготовка занятий в течение 2-3,5 часов отмечена в рабочие и воскресные дни. Продолжительность активного отдыха лишь в 8% случаев соответствовала физиологическим нормам (табл. 4).
Итого средняя продолжительность рабочего дня педагоговДО составила 7,3 часа (чистого времени).
Таблица 4 -Гигиенические нормы суточной двигательной активности во взрослом возрасте (А.Г. Сухарев)[Цит. по 27].
Возрастно-половая группа (лет) |
Локомоции (тыс. шагов) |
Продолжительность двигательного компонента (ч) |
18 лет и старше (взрослые) |
20-22 |
3,5-4,5 |
Согласно действующим санитарным нормам, 2 ч из необходимой продолжительности двигательного компонента в рабочей нагрузке должны выполнять в период занятий за счет использования различных форм физической активности, остальные 2-2,5 ч - на внерабочее время, включая прогулки на работу и по дому, желательны занятия спортом, фитнесом, пешие прогулки, где суточная величина локомоций увеличивается не за счет продолжительности времени, а за счет увеличения интенсивности движений [12].
В нашем случае, двигательная активность в течении дня проявлялась только в перерывах от занятий в течении 5 минут, двигательная активность на занятиях. Никаких дополнительных форм двигательной активности в течении рабочего дня не предусматривалась.
Рассмотрим динамику самочувствия, активности, настроения под влиянием рабочей нагрузки.
Недельная динамика самочувствия активности, настроения. Исследуя динамику субъективной оценки самочувствия в недельном цикле, мы выявили, что данный показатель находится в диапазоне от 5,98 баллов до 6,27 балла. Следовательно, самочувствие педагогов можно считать благоприятным (рис. 1, табл. 1). Хотя небольшой спад наблюдается в среду, но данный показатель недостоверен (Р > 0,05).
Рисунок 1 - Недельная динамика самочувствия педагогов до и после занятий
Недельная динамика самочувствия после рабочей нагрузки находится в диапазоне от 5,1 балла до 6,5 балла. На протяжении недели самочувствие после занятий падает. Самый низкий показатель - во вторник и субботу. Незначительный подъем - в понедельник и в пятницу (с 6,14 балла поднимается до 6,51 балла). В эти дни в расписание включены динамические паузы для педагогов и детей. А нам известно, что увеличение двигательной активности влияет на самочувствие человека [28].
Таким образом, мы считаем, что у человека, по мнению физиологов, максимальный уровень двигательной активности приходится на 12 часов, у данных испытуемых она угнеталась под влиянием существующей организацией учебного процесса.
Динамика активности в недельном цикле варьирует от 4,6 баллов до 5,8 балла. Таков показатель до занятий. По оперативной оценке опросника, он считается нормой. Активность, как и показатель самочувствия под воздействием учебных занятий падает и варьирует от 3,9 до 5,1 балла. Данная оценка граничит с нормой и ниже нормы. В понедельник, несмотря на повышенную двигательную активность - активность педагогов на занятиях снижается. В четверг и субботу - самый низкий показатель - до 3,9 балла (рисунок 2).
Рисунок 2 - Недельная динамика субъективной оценки активности педагогов до и после занятий
Сравнивая динамику активности в недельном цикле с исследованиями проведенными В.И.Осик [23], где пик активности приходится на вторник, мы приходим к выводу, что учебное расписание педагогов составлено не достаточно рационально. Двигательная активность влияет на состояние суточного ритма физиологических функций, в том числе и на умственную работоспособность педагогов.
Недельная динамика настроения до и после занятий повторяет рисунок самочувствия и активности. К концу недели настроение повышается. В пятницу субъективная оценка выше по окончанию занятий (6,5 балла), чем до их начала (6,3 балла). В субботу наблюдается некоторая стабилизация самооценки. Наибольший спад происходит в середине недели - среду ( до занятий - 5,3 б, после - 4,9 балла) (рис. 3).
Рис. 3. Недельная динамика субъективной оценки настроения педагогов до занятий и после занятий
Нами проведено исследование достоверности различий самочувствия, активности, настроения педагогов до и после занятий, которые определялись при помощи t-критерия Стьюдента (табл. 5).
Таблица 5 - Достоверность различий самочувствия, активности, настроения педагогов до и после занятий