Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, равно как и принцип конспирации, прямо указаны в Законе об ОРД (статья 3). Однако, конечно, количество иных принципов оперативно-розыскной деятельности существенно больше. Вместе с тем, позиции ученых по количеству и содержанию других принципов значительно расходятся.

Так, А. Ю. Шумилов, помимо изложенных, выделяет следующие принципы: вневедомственный контроль, оперативность (наступательность), применение конфидентов.

Принцип вневедомственного контроля означает, что оперативно-розыскная деятельность не может и не должна протекать вне контроля общества и государства. Такой контроль осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, парламента, правительства.

Принцип оперативности (или наступательности) означает, что оперативные сотрудники и иные должностные лица обязаны своевременно проводить ОРМ по предупреждению преступлений. Сотрудники должны действовать наступательно, проявлять инициативу в обнаружении преступлений, своевременно документировать преступную деятельность в делах оперативного учета. Кроме того, следует оперативно предпринимать все предусмотренные законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершающих преступление для их последующего неотвратимого наказания, а также выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Принцип привлечения конфидентов предполагает предусмотренную Законом об ОРД возможность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, работы с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе (конфидентами). Вопросы правового регулирования взаимоотношений органов, осуществляющих ОРД, и конфидентов основательно рассматривались в работах А. Д. Васильева, Н. С. Железняка, А. В. Федорова и А. В. Шахматова. Ю. Ф. Кваша и К. В. Сурков в отдельные выделяют принцип деидеологизации и внепартийности и принцип взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Под принципом деидеологизации и внепартийности они понимают запрет на проведение ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, как этого требует Закон об ОРД. В свою очередь, личный состав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не должен быть ограничен в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели [15, с. 7].

Принцип взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по мнению Ю. Ф. Кваши и К. В. Суркова, состоит из нескольких позиций. Во-первых, это организация взаимодействия оперативных служб между собой. Очевидно, здесь имеется ввиду взаимодействие между отделами (управлениями) внутри территориального органа, осуществляющего ОРД, между самостоятельными территориальными органами субъектов федерации, а также взаимодействие с другими органами, осуществляющими ОРД. Во-вторых, координация деятельности оперативно-розыскных служб с иными органами уголовной юстиции (прокуратурой, судом, органами исполнения наказаний и т.д.). В третьих, взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России, с аналогичными ведомствами других государств. В-четвертых – правовые акты, образующие оперативно-розыскное законодательство, определяющие взаимодействие оперативных служб с предприятиями, учреждениями организациями и их должностными лицами.


Нельзя не согласиться с Д. В. Ривманом, который обосновал принципы плановости и научности при проведении оперативно-розыскной деятельности и ОРМ.

Плановое начало в оперативно-розыскной деятельности, по мнению Д. В. Ривмана, выражается в разработке перспективных, текущих и специальных планов: планируются встречи с конфидентами, мероприятия по делам оперативного учета и т.д. Особое внимание уделяется разработке планов проведения оперативно-розыскных мероприятий или одного сложного, с точки зрения организации и тактики, мероприятия.

Таким образом, признание научности одним из принципов ОРД важно как для ее практики, так и для теории. Следует признать, что реализация этого принципа путем внедрения наиболее эффективных, рациональных, научно обоснованных методов и средств борьбы с преступностью повышает практический уровень оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, принцип научности предполагает обоснованность решения вопросов, возникающих в процессе проведения ОРМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность играет исключительную роль в деле борьбы с преступностью. Без нее в большинстве случаев затруднено, а чаще всего практически невозможно выявление, раскрытие и пресечение преступлений. ОРД занимает особое место в системе уголовной юстиции, отличается безусловной самостоятельностью и своеобразием (что обусловлено широким использованием негласных сил и средств, а также необходимостью соблюдения конспирации).

Использование специальных средств и методов и составляет сущность оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на это, оперативно розыскная деятельность связана с уголовно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами дознания, предварительного следствия и суда. Уголовно-процессуальная деятельность во многих случаях выступает как логически продолжение оперативно-розыскной деятельности, опираясь на сведения, полученные соответствующими оперативными подразделениями, в том числе еще до возбуждения уголовного дела.

В статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» приведен полный перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые могут применяться сотрудниками оперативно-розыскных органов:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- проверочная закупка;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;


- отождествление личности;

- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

- прослушивание телефонных переговоров;

- снятие информации с технических каналов связи;

- оперативное внедрение;

- контролируемая поставка;

- оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Данное решение законодателя гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконных посягательств и ограничений со стороны любых органов, осуществляющих ОРД, что в настоящее время обеспечивает наивысший уровень защищенности публичных интересов в том числе общества и государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] : официальный текст с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции от 30.12.2008г №7ФКЗ // Российская газета №7 от 21.01.2009 г. Режим доступа : http : // www. consultant.ru/ popular/cons/
  2. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144 ФЗ : принят Государственной Думой 5 июля : [Электронный ресурс] : КонсультантПлюс официальный текст с учетом изменений и дополнений от 24.07.2016. Режим доступа : http : // www.consultant.ru/online/base/
  3. Бакланов, Л.А. Гласное обследование жилища в случаях, которые не терпят отлагательства / Л. А. Бакланов, В. А. Литвинов // Соврем. право. - 2014. - № 8. - С. 124-127.
  4. Бобровничий, И.Н. Некоторые проблемы оперативного эксперимента при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / И. Н. Бобровничий, М. А. Трухин // Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10 нояб. 2015 г.). - Омск, 2015. - С. 107-115.
  5. Болдырев, А.Н. Некоторые вопросы использования видеозаписи органами внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий в современных условиях / А. Н. Болдырев // Рос. следователь. - 2016. - № 10. - С. 27-29.
  6. Брэйди, Н. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении РФ // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 5.
  7. Быков, А.В., Кикоть-Глуходедова Т.В . Конституционно-правовые основы проведения оперативно-розыскной деятельности федеральными полицейскими органами США // Российский следователь. – 2015. - N 9.
  8. Введенский, А.Ю. Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий – не необходимость, а реальность, продиктованная практикой / А. Ю. Введенский // Рос. следователь. - 2014. - № 5. - С. 46- 49.
  9. Доля, Е. Правовое значение результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы уголовного процесса / Е. Доля // Законность. - 2014. - № 4. - С. 16-22. 177
  10. Козловский, И. А. Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их реализации // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 761-763.
  11. Кокурин, Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно- розыскной деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2015. - N 1.
  12. Комлев, В.Н. О проводимых полицией гласных оперативно-розыскных мероприятиях / В. Н. Комлев // Рос. следователь. - 2015. - № 19. - С. 20-22.
  13. Красинский, В.В. О соотношении понятий «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно- разыскная деятельность» / В. В. Красинский // Соврем. право. - 2012. - № 8. - C. 34-37.
  14. Кузнецова, Н.И. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним // Новый юридический журнал. – 2016 - N 3.
  15. Максимов, В.С. Взаимодействие следователя с оперативными работниками милиции при производстве следственных действий на предварительном следствии / В. С. Максимов // Российский следователь. – 2016 – N 1. – С. 4-7
  16. Овчинников, О. М. О соотношении целей и задач оперативно-розыскной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 466-469.
  17. Скорый, Ю.Р., Бурмистров, И.А. К вопросу о законности проведения оперативно-розыскных мероприятий // Nauka-rastudent.ru. – 2017. – No. 02 С. 87-92
  18. Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. - 2016. - № 12. - С. 52-53.
  19. Соловьев, И.Н. ОВД проводят оперативно-розыскные мероприятия / И. Н. Соловьев // Налоговый вестн. - 2017. - № 8. - С. 30-36.
  20. Соловьев, И.Н. Общедоступный регламент проведения ОРМ / И. Н. Соловьев // Налоговый вестн. - 2016. - № 9. - С. 35-42.
  21. Сумин, А.А. Судебное рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела: проблемы теории и практики / А. А. Сумин // Адвокат. - 2015. - № 12. - С. 22-26.
  22. Толочко, А. Н. Содержание оперативно-розыскной тактики розыска обвиняемых, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда / А. Н. Толочко // Следователь. – 2017. – N 5. – С. 49-57.
  23. Ургалкин, А. С. Допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств / А. С. Ургалкин // Закон и право. – 2016. – N 8. – С. 78-81.
  24. Чупилкин, Ю.Б. Уголовно-процессуальные требования, предъявляемые к оперативно-розыскной форме результатов ОРД // Российская юстиция. – 2013. - N 5.
  25. Шмонин, А. В. Провокация преступлений со стороны правоохранительных органов: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства / А. В. Шмонин, О. И. Семыкина. - (Сравнительно-правовые исследования) // Журнал российского права. - 2013. - № 7. -С. 71-81 с