Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверочная закупка может проводиться гласным и негласным способом, однако начало данного мероприятия всегда будет иметь негласный характер, то есть таким образом, чтобы исключить подозрения со стороны проверяемого лица. Они различаются в зависимости от того, как предполагается использовать результаты закупки после ее совершения [15, с.4].

Гласная проверочная закупка проводится как обычное приобретение товара. После того, как покупка произведена, проверяемому лицу немедленно объявляется о проведенной проверочной закупке, проводится контрольное взвешивание, осмотр товара, проверка правильности расчета за товар и составляется акт контрольной закупки, который подписывается всеми участниками, включая и проверяемое лицо. При необходимости использования в дальнейшем приобретенных предметов, веществ, продукции в качестве доказательств, они изымаются, что фиксируется в акте, и хранятся в условиях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность (потребительские свойства).

Материалы гласной проверочной закупки могут быть включены в состав доказательств по уголовному делу.

Негласная проверочная закупка после ее проведения сохраняется в тайне от продавца. Она оформляется справкой сотрудника оперативного аппарата, а при необходимости и объяснениями других лиц, участвовавших в ОРМ. В этом случае по результатам закупки составляется справка, в которой отражаются результаты контрольного взвешивания, осмотра и др. Если результаты негласной проверочной закупки предполагается использовать в процессе доказывания, процедура их оформления должна обеспечивать возможность процессуальной проверки [15, с. 5-6].

При проведении проверочной закупки могут использоваться специальные технические средства как для фиксации непосредственного хода и результатов мероприятия, так и для фиксации подготовительных мероприятий, например, факта пометки денежных и иных средств расчета.

С учетом требований ст.12 ФЗ РФ «Об ОРД» передача материалов проверочной закупки должна исключать опасность расшифровки лиц, конфиденциально участвовавших в ее проведении [2].

Оперативное внедрение – это ОРМ, заключающееся в легендированном вводе (продвижении) сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминальную среду и объекты, в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.

Оперативное внедрение осуществляется с согласия внедряемых лиц.


В тактическом плане это мероприятие основано на установлении доверительных отношений между внедренным лицом и лицами, подозреваемыми в подготовке или совершении преступлений, и лицами, связанными с ними и обладающими оперативно-значимой информацией. Организация и тактика оперативного внедрения регламентируется подзаконными ведомственными нормативными актами [15, с. 7].

В процессе оперативного внедрения в целях конспирации могут использоваться документы, зашифровывающие личность внедряемых должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а так же ведомственную принадлежность предприятий, помещений, используемых транспортных средств (ч. 4 ст.15 ФЗ РФ «Об ОРД») [2].

Лица, внедренные в преступные формирования, в том числе организованные преступные группы и организации, не имеют права участвовать в совершении преступлений. Они могут лишь имитировать преступную деятельность. Однако, в случаях, когда это неизбежно, допускается причинение ими вреда правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан и обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч.4 ст.16 ФЗ РФ «Об ОРД) при условии, что они действуют правомерно.(при юридической оценке в данном случае следует, прежде всего, руководствоваться положениями о необходимой обороне и крайней необходимости).

На оперативное внедрение есть определенные ограничения, связанные с его целями и объектами (ч. 8 ст.5 ФЗ ФЗ «Об ОРД»). Сведения о сотрудниках органов, осуществляющих ОРД и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, внедренных в преступные формирования, окружение лиц, подозреваемых в преступной деятельности, составляют государственную тайну. Предание их гласности возможно только с их письменного согласия (ч.2 ст.12 ФЗ РФ «Об ОРД») [2].

Результаты оперативного внедрения оформляются рапортом оперативного работника или сообщением лица, конфиденциально содействующего органу, осуществляющему ОРД.

Контролируемая поставка – это ОРМ, обеспечивающее контроль за перемещением (перевозкой, пересылкой) предметов, веществ, продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также предметов, товаров, грузов, денежных средств находящихся в свободном обороте, но добытых преступным путем, сохранивших на себе следы преступления, орудия и средства совершения преступления и т.п. в целях получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Контролируемая поставка предметов, изделий, веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч.5 ст. 8 ФЗ РФ «Об ОРД») [2].


В зависимости от тактики проведения контролируемые поставки разделяются на обычные (обнаруженные товары, вещества не изымаются до завершения операции) и «чистые» (с тем, чтобы не потерять контролируемые предметы или по соображениям безопасности, в процессе ОРМ они изымаются частью или полностью с подменой муляжами, а предметы, представляющие повышенную опасность (взрывчатые вещества, вещества, служащие основой изготовления оружия массового поражения и т.п.) подлежат безусловной замене) [17, с. 91].

При проведении контролируемой поставки в ряде случаев осуществляются и другие ОРМ – опрос, наблюдение, наведение справок, прослушивание телефонных переговоров и пр.

Оперативный эксперимент – это ОРМ., заключающееся в искусственном создании негласно контролируемой ситуации, условия которой способствуют проявлению преступных намерений оказавшихся под наблюдением лиц, пресечению их преступных действий и задержанию с поличным

Проведение оперативного эксперимента допускается на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого (соответственно - и особо тяжкого) преступления, а также виновных в этом лиц (ч. 5 ст.8 ФЗ РФ «Об ОРД», ч.ч.4 и 5 ст.15 УК РФ).

Условия, созданные для проведения оперативного эксперимента:

а) не должны провоцировать оказавшееся в контролируемой ситуации лицо на совершение преступлений;

б) должны быть, как минимум, двухвариантными, то есть оставлять ему свободу выбора между преступным и правомерным поведением;

в) исключать опасность жизни и здоровью контролируемого лица и отдельных лиц, привлеченных с их согласия непосредственно к участию в эксперименте, и быть минимально опасными для проводящих эксперимент сотрудников оперативно-розыскных подразделений;

г) исключать при неизбежности, вынужденном причинении вреда такого, который влечет необратимые общественно опасные последствия;

д) не должны унижать честь и достоинство, быть оскорбительными для участников эксперимента [10, с. 763].

Оперативный эксперимент широко применяется при задержании с поличным лиц, дающих или получающих взятки, при совершении вымогательства, совершении серийных преступлений и т.д., то есть наиболее подготавливаемых и замаскированных по способу своего совершения.

Оперативный эксперимент может иметь целью выявление неизвестных преступников, совершающих, в частности, серийные преступления, путем применения «приманок» и «ловушек» (например, «женщин, в одиночестве находящихся в безлюдных местах в вечернее и ночное время», «наркоманов, пытающихся приобрести наркотическое средство», вещей, оставленных в автомобиле и т.п.) и лиц, в отношении которых уже есть обоснованные подозрения (во взяточничестве, сбыте наркотических средств и психотропных веществ, торговле оружием, мошенничестве, незаконных операциях с валютой и др.).


2.3 Оперативно-розыскные мероприятия судебного санкционирования

К данной группе относятся ОРМ, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища и требующие судебного решения на их проведения.

В их число входят четыре оперативно-розыскных мероприятия:

1. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

2. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

3. прослушивание телеграфных переговоров;

4. снятие информации с технических каналов связи [19, с. 32-33].

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это ОРМ, представляющее собой оперативный (непроцессуальный) осмотр данных объектов с целью обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, заложников, а также получения другой оперативно значимой информации.

Обследование может осуществляться в гласной, зашифрованной и негласной форме.

Гласное обследование (его цели и должностное положение оперативного работника не скрываются) может проводиться только с согласия владельцев или лиц, в законном владении которых находятся осматриваемые объекты. Согласие требуется и для проведения гласного зашифрованного обследования.

При зашифрованном гласном обследовании скрываются истинные цели осмотра и (или) должностная принадлежность оперативного работника к органам, осуществляющим ОРД. В целях конспирации он имеет право использовать документы, обеспечивающие его зашифровку, должностное лицо представляется работником другого учреждения (пожарной охраны, социологической службы, работника ЖЭУ и др.). В таком обследовании обязательно участие представителя организации, учреждения, предприятия, от имени которого оно проводится [19, с. 34-35].

Негласное обследование проводится в тайне от собственников или владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц. Негласность обеспечивается применением различных возможностей ОРД, включая и зашифровку действий участников ОРМ. Порядок проведения негласного обследования регламентирован ведомственными нормативными актами.


Негласное обследование с проникновением в жилые помещения, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения (ч.2 ст.8 ФЗ РФ «Об ОРД).

В исключительных случаях при его неотложности, с письменным уведомлением суда об этом в течение 24 часов.

О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего ОРД, уровня министерства или субъекта Федерации [19, с. 36].

Негласное обследование проводят инициаторы мероприятия с привлечением в необходимых случаях сотрудников оперативно-технических подразделения органов, осуществляющих ОРД.

Применение при обследовании технических средств фиксирования информации (видео- и аудиозаписи – и фотосъемки) иных способов обнаружения и изъятия следов и предметов отражается в отдельных документах – справках, актах и т.п. Эти документы, материальные носители и изъятые объекты могут быть представлены (если нет необходимости соблюдения секретности) следствию и суду для процессуальной проверки, оценки и использования в качестве доказательств по уголовным делам.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это ОРМ, направленное на получение оперативно значимой информации путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной корреспонденции и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи (п.9 ст. 6, ч.2 ст.8, ч.1 ст.9 ФЗ РФ «Об ОРД).

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений с подключением к станционной аппаратуре осуществляется с использованием оперативно- технических сил и средств органов федеральной безопасности, органов внутренних дел и ФСКН (в пределах своих полномочий) Порядок проведения и оформления результатов регламентируется подзаконными ведомственными и межведомственными нормативными актами. Другие оперативно-розыскные органы проводят данные мероприятия на основании межведомственных соглашений с перечисленными учреждениями. Данное мероприятие проводится должностными лицами оперативно-розыскного органа либо лицами, содействующими им, из числа работников почтовой связи, которые сообщают о прибытии соответствующих почтовых отправлений.

В случае безотлагательного проведения указанного ОРМ оно может быть проведено без судебного решения, но с обязательным письменным уведомлением суда в течение 24 часов после начала проведения мероприятия и с последующим судебным разрешением в течение 48 часов [21, с. 25-26].