Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Проведение ОРМ допускается только уполномоченными субъектами ОРД. В Законе указано, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

3. ОРМ осуществляются в строгом соответствии с требованиями, установленными нормативно-правовыми актами оперативно-розыскных органов. В Законе не говорится о методах, способах и средствах выполнения ОРМ, поскольку организация и тактика их проведения, согласно ст. 4 ФЗ об ОРД, регламентируются в пределах своих полномочий нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, которые, как правило, составляют государственную тайну;

4. ОРМ осуществляются путем использования преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами. Данное положение вытекает из принципов ОРД, закрепленных в ст. 3 ФЗ об ОРД. Вместе с тем негласные методы и средства проводимых ОРМ направлены на получение информации с последующей ее реализацией и рассекречиванием в установленном порядке, за исключением определенных ограничений, диктуемых мерами безопасности. Он позволяет отграничить ОРМ от других действий сотрудников правоохранительных органов, осуществляемых исключительно на гласной основе при выполнении своих функций: следственных, административных, режимных и т.д.

5. Целью проведения ОРМ является выявление и получение фактических сведений, то есть любой информации необходимой, для решения задач оперативно-розыскной деятельности, установленных ст. 2 ФЗ об ОРД; Они носят, прежде всего, разведывательно-поисковый характер, т.е. направлены на получение неизвестной ранее и тщательно скрываемой от правоохранительных органов информации о криминальных событиях и причастных к ним лицах. Неслучайно оперативно-розыскные мероприятия называют способами собирания оперативно-розыскной информации.

В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, фотосъемка, другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД) [18, с. 53].

Существуют несколько методов классификации ОРМ. Наиболее развернутую классификацию дает В.Г. Бобров:

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров и т.д.).


2. В зависимости от формы проведения ОРМ могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления [16, с. 466-467].

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной. При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений). При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности. Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино-, фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу [9, с. 22].

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно В.Г. Бобров сводит в две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент [13, с. 34-35].

3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ могут быть:

а) не требующими какого-либо санкционирования (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);

б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.);


в) требующими судебного решения (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи и др.) [8, с. 48].

Возможны и другие виды классификации. Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду

ОРМ можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными - сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.

По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами – субъектами ОРД, и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи [17, с. 89-90].

По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений. К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем, что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.

По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.


По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент [12, с. 20-21].

Рассмотрение отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий в следующих вопросах лекции будет построено исходя из классификации по принципу санкционирования мероприятий. При этом, необходимо подчеркнуть, предлагаемая классификация весьма условна, поскольку некоторые ОРМ с одинаковым основанием могут быть отнесены одновременно к различным группам в зависимости от тактики их проведения и объекта, в отношении которого они проводятся. Так гласное обследование места совершения преступления или жилища граждан с их согласия следует отнести к несанкционируемому ОРМ, поскольку оно может проводиться по собственному решению оперативного работника. Если проводится негласное обследование служебного помещения со вскрытием запирающих устройств, то для его проведение необходимо вынесение постановления, утвержденного руководителем ОВД и оно уже попадает в группу ОРМ ведомственного санкционирования. Для проведения же негласного обследования жилого помещения необходимо судебное решение [12, с. 22].

Таким образом, несмотря на свою условность, предлагаемая классификация ОРМ позволяет глубже уяснить условия их проведения, зависящее от целого ряда важных фактов, и ее можно положить в основу при рассмотрении понятия и специфики отдельных видов. ОРМ На практике обычно проводятся несколько ОРМ с целью всестороннего изучения объекта или получения исчерпывающей информации различного характера по тем или иным фактам в целях решения задач оперативно- розыскного характера.

2. Классификационная характеристика основных видов оперативно – розыскных мероприятий

2.1 Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

К этой группе ОРМ относятся те, которые согласно закона, могут проводиться по решению непосредственно оперативного работника без вынесения постановления на их осуществление.


В их число можно включить шесть оперативно- розыскных мероприятий:

1. опрос граждан;

2. наведение справок;

3. сбор образцов для сравнительного исследования;

4. исследование предметов документов;

5. наблюдение;

6. отождествление личности [10, с. 761].

Опрос – это получение необходимых сведений путем специальной беседы, в процессе которой сотрудник подразделения, осуществляющего ОРД, непосредственно общается с гражданами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД, с целью выявления искомой информации. Опрос может проводится по поручению оперативного работника другими лицами.

Опрос по своей сущности – поисковое ОРМ. Опрос всегда носит целенаправленный характер, то есть перед оперативным работником стоит задача получения определенной информации от опрашиваемого лица и он сам выбирает тактику проведения данного ОРМ, методы и способы достижения поставленных целей.

Пол, возраст, гражданство, должностное и социальное положение, религиозное убеждение опрашиваемого лица не являются препятствием к проведению опроса, необходимость которого диктуется практической целесообразностью, и может ограничиваться только принципами морали.

Категорически запрещается применение угроз, шантажа, физического принуждения. Если лицо отказывается от участия в опросе, принудить его к этому нельзя; также оно не может быть подвергнуто приводу.

Выбор места проведения опроса определяется конкретной ситуацией. Он может проводиться в служебных помещениях правоохранительных органов, иных учреждений, по месту жительства или иного местонахождения гражданина [10, с. 762].

В зависимости от обстоятельств опрос может проводиться гласно (не скрываются ни цели опроса ни должностное положение сотрудника) и негласно (сохраняется конфиденциальность беседы).

Гласный опрос допустим, когда нет оснований сомневаться в наличии правдивых показаний опрашиваемого лица или не имеется необходимости маскировать деятельность оперативно-розыскных органов в силу тех или иных причин (иногда в доверительной беседе «не для протокола» удается получить информацию, которая заслуживает внимания с оперативной точки зрения). Если опрашиваемый ставит условие сохранить в тайне полученные от него сведения, то оперативный работник обязан это обеспечить, в том числе не сообщать об источнике информации следственно-судебным органам либо принять меры безопасности в отношении опрашиваемого лица при легализации полученных от него сведений. Предание гласности сведений о нем допускается только с согласия гражданина, выраженного в письменной форме или в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.2 ст.12 ФЗ РФ «Об ОРД). В свою очередь и опрошенное лицо обязано сохранить в тайне факт участия в опросе и его содержание (ч.1 ст.17 ФЗ РФ «Об ОРД) В случаях, когда это целесообразно по тактическим соображениям, лицо, проводящее опрос, вправе скрыть от опрашиваемого (зашифровать) истинную цель беседы, свое отношение к органу, осуществляющему ОРД, или и то и другое (ч.1,4 ст. 15 ФЗ РФ «Об ОРД) [2].