Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». «В игре ребенок выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [7].

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Выводы по первой главе:

1. Готовность к школьному обучению как важнейшее новообразование дошкольного возраста, являясь итогом развития ребенка на протяжении первых семи лет жизни, обеспечивает переход к позиции школьника. Степень готовности к школьному обучению – это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую деятельность.

2. Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.

3. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников является ведущей деятельностью, в которой зарождаются, развиваются и формируются необходимые для осуществления учебной деятельности важнейшие новообразования.

4. Анализ консультативной психологической практики показывает, что огромные возможности развивающих игр в дошкольных учреждениях используются недостаточно, репертуар их очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется простыми упражнениями или игровыми приемами, где преобладает активность взрослого.


Глава 2. Экспериментальная работа по формированию готовности к школьному обучению старших дошкольников (на примере работы с детьми подготовительной группы МДОУ № 5 «Сказка» г. Климовск)

Обоснование программы развивающих занятий с детьми дошкольного возраста как метода исследования и формирования их готовности к школе

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

Исходя из этого, целью экспериментального исследования является изучение возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и выработка программы психологической подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному образованию, соответствующей возрастным психологическим особенностям данной возрастной группы.

Для проведения полноценного исследования в рамках работы в экспериментальной части исследования выдвигается предположение о том, что если программа занятий с детьми подготовительных групп дошкольного учреждения будет построена на преимущественном использовании игровых методик, то это позволит повысить уровень их психологической готовности к школьному обучению.

Для диагностики готовности к школьному обучению были использованы диагностические методики Н.И. Гуткиной [10].

Определение уровня готовности к школьному обучению проводилось по следующим параметрам: развитие мотивационной сферы, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

При работе с детьми нам понадобились следующие методики:


1. Для определения доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере по методике «Сказка». Инструкция, тестовый материал и ключ методики представлены в Приложении 1.

2. Для диагностики мышления и речевой сферы - методика «Последовательность событий», которая позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности, кругозор старшего дошкольника, т.е. уровень развития интеллектуальной сферы. Инструкция, тестовый материал и ключ методики представлены в Приложении 2.

3. Для диагностики произвольной сферы:

- методика «Да и нет». Данное диагностическое средство представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Инструкция, тестовый материал и ключ методики представлены в Приложении 3.

- методика «Домик» - это средство диагностики представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельный детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв.

Инструкция, тестовый материал и ключ методики представлены в Приложение 4.

4. Для определения фонематического слуха – методика «Звуковые прятки». Данное средство диагностики представляет собой игру, позволяющую проверить фонематический слух ребенка. Инструкция, тестовый материал и ключ методики представлены в Приложении 5.

Этапы исследования:

1) Составление программы развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов.

2) Проведение формирующего эксперимента, направленного на повышение уровня готовности к школьному обучению:

а) с использованием традиционной для данного ДОУ программы;

б) с использованием составленной программы, включающей игровые занятия.

3) Проведение диагностики готовности к школьному обучению в двух группах дошкольников.

5) Анализ значимости сдвигов в характеристиках психологической готовности для оценки эффективности составленной программы.

Формирующий эксперимент представлен программами занятий по психологической подготовке детей к школьному образованию.


Тематический план занятий представлен в Таблице 1- Приложении 6. В экспериментальной группе занятия проводились по составленной развивающей программе с использованием игровых методов. Тематический план занятий представлен в Таблице 2 – Приложении 7.

Описание содержания комплекса развивающих игр «Программы развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов» представлено в Приложении 8.

Занятия по темам проводились по три раза в неделю в кабинете психолога, в проведении занятий принимали участие автор работы и психолог. Экспериментальная группа для проведения игровых занятий делилась на две подгруппы по 6-7 человек. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Выборку составили испытуемые - дети подготовительных групп МДОУ № 5 «Сказка» в количестве 30 человек. Возраст испытуемых варьируется от 6 до 6,5 лет. Участники эксперимента представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Участники эксперимента

ФИО

возраст

ФИО

возраст

1

Катя Т.

16

Саша К.

6,5л

2

Настя Ф.

6,5л

17

Алена Б.

3

Илья Л.

18

Сережа Т.

4

Илья З.

19

Никита С.

6,5л

5

Света Г.

6,5л

20

Алеша П.

6

Оля К.

6,5л

21

Наташа Т.

6,5л

7

Даша М.

22

Люба А.

8

Артур К.

23

Саша Р.

9

Полина Ж.

24

Юля Ч.

10

Гена С.

6,5л

25

Артем В.

6,5л

11

Данил К.

26

Андрей Е.

12

Аня Л.

27

Жанна Д.

13

Женя Я.

6,5л

28

Паша О.

6,5л

14

Глеб Д.

29

Никита Ц.

15

Дима П.

6,5л

30

Настя Ш.


2.2. Сравнительная диагностика психологической готовности к школе контрольной и экспериментальной групп

Был проведен комплекс развивающих игр по составленной программе (Приложение 6). После проведения комплекса развивающих игр было проведено определение уровня готовности к школьному обучению с использованием диагностических методик Н.И. Гуткиной в контрольной (группа, которая занималась по традиционной программе МДОУ) и в экспериментальной (группа, которая занималась по игровой программе) группах.

Результаты определения психологической готовности к школьному обучению после проведения формирующего эксперимента.

1.Методика «Сказка» - методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Результаты диагностики мотивационной сферы представлены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты диагностики мотивационной сферы

Группа

Выбор ребенка

Послушать сказку

Поиграть

Экспериментальная

12 детей – 80%

3 ребенка – 20%

Контрольная

9 детей – 64%

6 детей – 36%

В экспериментальной группе количество детей с познавательным мотивом больше, чем в контрольной группе. Полученные процентные соотношения познавательного и игрового мотивов в каждой группе графически представлены на Рисунке 1.

Рис. 1 Процентное соотношение доминирования познавательного или игрового мотива в экспериментальной и контрольной группе

Результаты экспериментальной группы

Результаты контрольной группы

2.Методика «Да и нет» - методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности. Результаты диагностики произвольной сферы представлены в Таблице 5.