Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Методика «Сказка»

Методика «Сказка». Это средство диагностики направлено на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Процедура и инструкция. В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

Оценка результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Приложение 2

Методика «Последовательность событий»

Методика «Последовательность событий». Методика представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития, произвольного внимания, произвольной регуляции деятельности, кругозор ребенка.

Инструкция. Перед тобой несколько картинок. Разложи их по порядку: что сначала, а что потом. Объясни, почему ты так думаешь. Сочини рассказ по картинкам.

Оцениваются правильность раскладывания картинок и адекватность рассказа по ним.

Система оценок:

3 балла – картинки разложены правильно. Рассказ связный, логичный, соответствующий содержанию картинок.

2 балла – картинки разложены с нарушением последовательности, однако рассказ связный, отражает предложенную ребенком версию событий.

1 балл – картинки могут быть разложены правильно, но связный рассказ отсутствует. В лучшем случае описываются детали изображения.

0 баллов – картинки разложены неправильно, связный рассказ отсутствует.

Для более точного оценивания речевого развития ребенка к полученному им баллу (2 балла) добавляется еще 1 балл, если лексика ребенка богата и разнообразна, рассказ получается ярким и образным.


Т.о., максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок по данной методике, равно 3.

Дидактический материал к методике.

Приложение 3

Методика «Да и нет»

Методика «Да и нет». Данное диагностическое средство представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Методика является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ведущий задает участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «да» или «нет», а также употребив названия белого или черного цвета. Но именно этого по условиям игры делать нельзя. Для методики взята только первая часть правила игры, а именно: детям запрещено отвечать на вопросы словами «да» и «нет».

Инструкция. Мы с тобой будем играть в игру. Я тебе буду задавать вопросы, а ты – отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я тебя спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», т.е. без слова «да». Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?» Ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Все понял? Договорились?

Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.

Материал методики: среди вопросов 10 провоцируют ребенка на ответ «да» и 10 – на ответ «нет», остальные – нейтральные.

  1. Как тебя зовут?
  2. Ты мальчик девочка?
  3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
  4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)?
  5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)?
  6. Ты любишь мороженое?
  7. Какого цвета бывает мороженое?
  8. Ты ел черное мороженое?
  9. Ты умеешь ходить на руках?
  10. Ты умеешь летать?
  11. Твой папа (мама) играет в куклы?
  12. Ночью светит солнышко?
  13. Волк боится зайца?
  14. Ты любишь ходить к врачу?
  15. Какого цвета халат у врача?
  16. Доктор стрижет детей?
  17. Тебя зовут…(неверное имя)?
  18. Корова умеет летать?
  19. Ты сейчас спишь?
  20. Ты ходишь в школу?
  21. На тебе надето платье (штаны)?
  22. Зимой трава бывает?
  23. Трава белая?
  24. Какого цвета снег?
  25. Снег горячий?

Во время проведения методики не следует давать ребенку обратную связь об успешности его ответов. При возможности следует фиксировать в протоколе речевые ответы ребенка полностью, а также длительность пауз перед ответами, недомолвки и пр.

Оценка результатов. Правильными являются те ответы, которые соответствуют введенному правилу «да» и «нет» не говорите», неправильными – те, в которых присутствуют запрещенные слова. Специальное внимание следует обратить на ответы, которые не являются ни правильными, ни неправильными. Это тот случай, когда дети или молчат (не дают ответа в течение 10-30 с), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается. К этой же промежуточной группе можно отнести и исправляемые ребенком прямо в ходе ответа собственные ошибки. Эти варианты не нарушают правила игры и потому могут быть отнесены к правильным. Правильным ответом следует считать и кивок головой, т.к. ребенок в этом случае явно пытается соблюсти правило, не произнося вслух слова «да» и «нет».

Прямым показателем уровня произвольности речевого общения является количество ответов, соответствующих правилам игры.

Возрастная норма для детей 6-7 лет составляет примерно 51% от всего числа вопросов, провоцирующих ответы «да» и «нет» (число правильных ответов должно быть больше 11).

Приложение 4

Методика «Домик»

Инструкция: « Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладется листок с образцом домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

  1. какой рукой он рисует (правой или левой);
  2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком – образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  3. быстро или медленно проводит линии;
  4. отвлекаемость во время работы;
  5. высказывания и вопросы во время рисования;
  6. сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, экспериментатор предлагает ему проверить, все ли нарисовано правильно. Все изменения, внесенные в рисунок во время проверки, фиксируются в протоколе. Если ребенок не замечает свою ошибку или ошибки в первый раз, то ему снова предлагают проверить точность рисунка, если и на этот раз он не увидит ошибки, то ему предлагают осуществить проверку в третий (последний) раз. Независимо от результата больше испытуемому не предлагают проверить правильность выполненного задания. По ходу осуществления указанных проверок все вопросы экспериментатора, а также все ответы, реплики и действия испытуемого должны быть внесены в протокол. Детей, которые после трех проверок так и не увидят пропущенные детали, необходимо дополнительно обследовать.


Оценка результатов. При анализе рисунка с ошибками учитывается не только характер ошибок, но и особенности деятельности испытуемого по срисовыванию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ребенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти, и ошибки, допущенные, несмотря на тщательное изучение образца и даже проверку сделанного.

Обработка детского рисунка проводится путем качественного анализа допущенных ребенком ошибок. Ошибками считаются:

  1. отсутствие какой-либо детали рисунка;
  2. неправильно изображенная деталь рисунка;
  3. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
  4. диспропорция деталей рисунка;
  5. увеличение всего рисунка вдвое и более;
  6. отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от заданного направления;
  7. изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изломанных и волнистых;
  8. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
  9. залезание линий одна за другую.

Все ошибки можно разделить на грубые (приводящие к изменению гештальта) и не грубые (не изменяющие гештальта). К грубым ошибкам относятся 1, 2, 3, 4, 5. ошибки 6, 7, 8, 9 могут быть как грубыми, так и не грубыми. При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5,5 – 6 лет редко выполняют задание без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внимания, развития тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребенок плохо справляется с работой по образцу. Причиной может быть неблагополучие в развитии одного или нескольких исследуемых методикой психологических параметров.

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интерпретируются не с точки зрения нормальности-аномальности развития ребенка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.

Образец рисунка, предложенного детям

Приложение 5

Методика «Звуковые прятки»

Методика «Звуковые прятки». Данное средство диагностики представляет собой игру, позволяющую проверить фонематический слух ребенка. Хороший результат в ней невозможен без произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.


Инструкция. Экспериментатор рассказывает испытуемому, что все слова состоят из звуков, которые звучат. Поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки: «О», «А», «Ш», «С».

Все слова необходимо произносить четко, особо выделяя каждый отыскиваемый звук: гласный звук тянется нараспев, а согласный артикулируется с усилием. Можно повторить слово несколько раз. Испытуемому разрешается произнести вслед за экспериментатором слово и послушать его.

Оценка результатов.

2 балла - не допущено ни одной ошибки;

1 балл – допущена одна ошибка;

0 баллов – допущено более одной ошибки.

Необходимо обратить внимание на способ выполнения задания. Так, например, ребенок подряд на все слова отвечает, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Приложение 6

Таблица 1

Тематический план занятий по традиционной для МДОУ №5 программе

Тема

Количество часов на тему

Упражнения

1

Развитие навыков общения

2 часа

Занятие 1 «Расскажи о друге»

Занятие2 «Клеевой дождик»

занятие 3 Беседа «как правильно дружить»

занятие4«Цветик-семицветик»

2

Расширение кругозора и словарного запаса ребенка

2 часа

Занятие 5 «Ловля рыб»

Занятие 6 «Цветы»

Занятие 7 «Птицы»

Занятие 8 «Земля, вода, огонь, воздух»

3

Развитие внимания

2 часа

Занятие 9 Развитие концентрации внимания

Занятие 10 Развитие объема внимания

Занятие 11 Развитие способности к переключению внимания

Занятие 12 Развитие произвольного внимания

4

Развитие восприятия

2 часа

Занятие 13 «Определи звуки»

Занятие 14 «Дорисуй фигуры»

Занятие 15 «Точки»

Занятие 16 Развитие пространственных представлений

5

Развитие мышления

2 часа 30 минут

Занятие 17 «Сравнение предметов»

Занятие 18 «Соотношение понятий»

Занятие 19 «Найди лишнее слово»

Занятие 20 «Определи понятие»

Занятие 21 «Найди лишнюю картинку»

6

Развитие памяти

1час 30 минут

Занятие 22 «Я – фотоаппарат»

Занятие 23 Развитие зрительной памяти»

Занятие 24 «Каскад слов»