Файл: Организация страхового дела в РФ (Создание страхового рынка в РФ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Организация страхового дела в РФ
1.1. Создание страхового рынка в РФ
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ
ГЛАВА 2. Виды страхования в РФ.
2.1. Классификация видов страхования в РФ
2.2. Обязательное и добровольное страхование
3.Совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;
4.Формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;
5.Создание благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли;
6.Совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования.
1.2. Государственное регулирование страховой деятельности в РФ
Под страховой деятельностью (в законодательстве отождествляется с понятием страхового дела) понимается одно из направлений финансовой деятельности в сфере функционирования страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, перестрахованием.[7]
На государство возлагается организация страхового дела, целью которой является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Для достижения указанной цели государству необходимо решить следующие задачи:
1. Проведение единой государственной политики в сфере страхования;
2. Установление принципов страхования и формирования механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
В целом организаторская деятельность государства должна быть направлена на обеспечение надежной и финансово устойчивой системы страхования, на повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, а также на развитие сотрудничества с международным страховым рынком.[8]
Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям:
1. Прямое участие государства в становлении страховой системы;
2. Законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;
3.Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.
Воздействие государства на участников страховых обязательств проводится по нескольким направлениям:
1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
2. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
3. Государственный надзор за страховой деятельностью; 4. Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью:
1. Предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведения обязательного Государственного страхования за счет бюджетных средств;
2. Определения основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
3. Предоставления дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
4. Создания целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.
Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.
При государственной экономике существовал Госстрах, который был единственным в России страховщиком, он же осуществлял надзор за страховой деятельностью.
В июле 1992 г. был создан самостоятельный орган — Государственный страховой надзор РФ (Госстрахнадзор), который в сентябре 1992 г. был преобразован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).
В 1993 г. в соответствии с вступившим в силу законом РФ "О страховании" Федеральная инспекция была переименована в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью.
В августе 1996 г. Федеральная служба как самостоятельная структура была ликвидирована, а ее функции переданы Департаменту страхового надзора, созданного в составе Минфина РФ.
Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:
1. Организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь, путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
2. Создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
3. Определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
4. Установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — орган, регулирующий деятельность страховых организаций, занимающийся лицензированием страховой деятельности, контролирующий операции страховых компаний на предмет соответствия лицензии и законодательству РФ. Страховая организация на основании ст. 19 НК РФ является налогоплательщиком, на которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.[9]
Страховые организации в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивают федеральные, региональные и местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц.
К республиканским налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог. Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций, компаний и фирм имеет важное значение для успешного их функционирования, и для обеспечения стабильности предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов.
Можно сделать вывод, что потребность в страховой защите носит всеобщий, публичный характер, пронизывает все сферы общественного производства, деятельность всех хозяйствующих субъектов, всего населения, всю социально-экономическую систему общества. Иными словами, страховой рынок взаимосвязан с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, государственными финансами, муниципальными финансами.
ГЛАВА 2. Виды страхования в РФ.
2.1. Классификация видов страхования в РФ
Классификация страхования представляет собой систему взаимосвязанных звеньев, сфер деятельности, различных видов, отделение их один от другого по различным критериям.[10]
Согласно Закону в качестве объекта личного страхования провозглашаются имущественные интересы, связанные:
1. С дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
2. С причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).[11]
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
1. С владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества - ст. 930 ГК РФ);
2. С обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
3. С осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков - ст. 933 ГК РФ).
Такая классификация по видам страховой деятельности предусматривает 23 вида и является новшеством в страховом деле в России.
Согласно Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" выделяются следующие виды страхования:
1. Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
2. Пенсионное страхование;
3. Страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) или с участием страхователя в инвестиционном доходе;
4. Страхование от несчастных случаев и болезней;
5. Медицинское страхование;
6. Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
7. Страхование средств железнодорожного транспорта;
8. Страхование средств воздушного транспорта;
9. Страхование средств водного транспорта;
10. Страхование грузов;
11. Сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
12. Страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
13. Страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
14. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
15. Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
16. Страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
17. Страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
18. Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
19. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
20. Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
21. Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
В соответствии с законодательством предусмотрены две формы страхования: добровольное (в силу соглашения) и обязательное (в силу закона):
Схема 1.1.
Формы страхования
Формы страхования |
Добровольное страхование |
Обязательное страхование |
Существуют различные основания классификации видов страхования в Российской Федерации.
Одним из оснований классификации видов страхования является основание по форме организации страхования: государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование.
В литературе имеется и другая точка зрения на классификацию страхования, которая основывается на следующем делении:
1. По статусу страхователя и страховщика на территории государства (резидент, нерезидент):
1) Внутренний рынок;
2) Страхование внешнеэкономической деятельности.
2. По иерархии последствий наступлений страхового случая для субъектов страхования (индивидуум, предприятие, государство):
1) Социальное страхование;
2) Индивидуальное.
3. По характеру денежных отношений:
1) Распределительное страхование (не фондовая форма);
2) Перераспределительное (фондовая форма).
4. По характеру отношений страхователя и страховщика:
1) Обязательное страхование;
2) Добровольное страхование.
5. По объектам страхования:
1) Морское страхование;
2) Транспортное страхование и т.д.
6. По роду опасностей:
1) Огонь;
2) Засуха;
3) Наводнение и т.д.