Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Этапы правового регулирования несостоятельности в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Наблюдение

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом, вводится процедура наблюдения в отношении предприятия – должника.

Суть данной процедуры состоит в том, чтобы на момент принятия арбитражным судом заявлении, о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (в состоянии ли он удовлетворить по денежным обязательствам требования кредиторов).

Введение наблюдения и ограничение его полномочий руководителя, позволяет определить состояние платежеспособности должника, и сохранить его имущество[44]1. Помимо этого является разумным компромиссом между соблюдения интересов кредиторов и предприятия – должника.

Наблюдение – одна из процедур банкротства, применяемая с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, до того момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве[45]2.

Указанная процедура вводится арбитражным судом на три месяца с момента принятия заявления о банкротстве.

Нужно обратить внимание на то, что суд не всегда и не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица и организаций, осуществляющих незаконную деятельность, цель которой, привлечение денежных средств[46]3.

Арбитражный суд, в определении о введении наблюдателя, указывает о назначении управляющего на время.

Если невозможно определить кандидатуру на роль управляющего, суд выносит отдельное определение о его назначении, не позднее десяти дней, со дня принятия указанного заявления.

В пункте 1 статьи 59 Закона, говорится, что в случае невозможности определения кандидатуры управляющего, суд обращается в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок предлагает кандидатуру временного управляющего[47]1.

Временный управляющий за неисполнение возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, несет ответственность согласнее ст.21 Закона о банкротстве.

Временному управляющему за осуществление им своих полномочий полагается вознаграждение. Это вознаграждение выплачивается за счет должника, точнее, за счет его имущества, если иное не предусмотрено законом или соглашением с кредиторами[48]2.

Размер вознаграждения равен размеру заработной платы руководителя организации – должника.


С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве должника, имущественные требования могут быть предъявлены только согласно закону.

Таким образом, кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок, с момента получения временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом[49]3.

Управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит в реестр требований кредиторов. С момента получения указанного требования, он в течение месяца уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с управляющим, в течение месяца с момента уведомления, обращается в арбитражный суд[50]1.

При отсутствии возражений требования кредиторов считаются установленными в составе, размере и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Об отстранении руководителя должника от должности, суд выносит определение, которое может быть обжаловано даже руководителем должника. Подробно обязанности временного управляющего раскрываются по анализу финансового состояния должника и установлению требований кредиторов[51]2.

Следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять решение о признании должника банкротом, должен проверить правомочность первого собрания кредиторов.

Если собрание кредиторов не приняло решение о заключении мирового соглашения, либо временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных решений, то арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, и открытии конкурсного производства.

В случаях, если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может восстановиться, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления.

С момента принятия, какого – либо из указанных выше решений, процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего продолжает исполнять свои обязанности[52]3.

3.2. Финансовое оздоровление

Под финансовым оздоровлением понимается процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утвержденным графиком[53]1.


Особенность этой процедуры состоит в том, что при ее проведении сохраняются органы управления должника, активная роль в проведении и инициировании финансового оздоровления отводится участникам должника, и собственнику имущества унитарного предприятия, которые наделены правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Указанные лица также могут предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашением задолженности[54]2.

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом, даже если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в суд с ходатайством о введении внешнего управления или конкурсного производства.

В связи с этим вызывает определенную настороженность положение Закона о третьих лицах, которые, не являются ни лицами, участвующими в деле о банкротстве, ни лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, наделяются полномочиями, которые предоставлены учредителям[55]3.

Предоставив необходимые гарантии, либо денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, третье лицо оказывается в положении единственного кредитора, а должник попадает в полную зависимость от этого лица, которое может воспользоваться этой процедурой, для получения полного контроля над имуществом должника[56]1.

Учитывая то, что третье лицо имеет возможность принять участие в финансовом оздоровлении только по согласованию с должником, знание этого обязательства накладывает на руководителя серьезную ответственность за принятое решение.

Полномочия управляющего схожи с компетенцией временного управляющего в период процедуры наблюдения[57]2.

Административный управляющий выполняет специфические функции, в частности:

- осуществляет контроль над выполнением должником текущих требований кредиторов;

- требует от лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должником, выполнения графика погашения задолженности в случае неисполнения должником обязательств;

- рассматривает отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и предоставляет соответствующую информацию кредиторам;

Существо данной процедуры состоит в том, что должник в течение определенного срока производит расчеты с кредиторами в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности, который предусматривает закрытие реестра кредиторов не позже, чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления[58]3.


При условии, что погашение требований кредиторов, должно быть произведено не позднее шести месяцев введения процедуры арбитражным судом.

Финансовое оздоровление имеет некоторые черты внешнего управления и мирового соглашения, но не является соединением отдельных положений вышеназванных процедур[59]1.

Сходство с процедурой внешнего управления у финансового оздоровления заключается в том, что отсрочка и рассрочка платежей в соответствии с графиком, имеют некоторые черты моратория, а последствия процедуры во многом аналогичны.

С мировым соглашением сходство заключается в том, что должник сохраняет возможность управления своим имуществом с некоторыми ограничениями и имеет возможность получить рассрочку и отсрочку исполнения гражданско-правовых обязательств и обязательных платежей[60]2.

В то же время, данная процедура вводится как альтернатива внешнему управлению, мировому соглашению и конкурсному производству, что не исключает последующие обращения к другим процедурам банкротства.

В ходе наблюдения при проведении первого собрания кредиторов, выступают следующие лица:

- должник, на основании решения своих учредителей органа, уполномоченного собственником имущества унитарного предприятия;

- учредители должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника;

- третьи лица;

При обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, лица названные выше должны предоставить ходатайство и прилагаемые к нему документы в арбитражный суд, и временному управляющему, не позднее чем за 15 дней до собрания кредиторов[61]3.

3.3. Внешнее управление

Процедура внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев, с допустимым продлением еще на 6 месяцев.

Руководитель должника отстраняется от занимаемой должности, и внешний управляющий полностью заменяет его, получая достаточные полномочия по распоряжению имуществом организации[62]1.

Снимаются принятые меры по обеспечению кредиторов, аресты и другие ограничения снимаются в силу прямого указания Закона.

Имущественные аресты и иные ограничения по распоряжению должником, принадлежащим ему имуществом, могут быть наложены только в рамках процесса о банкротстве[63]2.


Полномочия по распоряжению имуществом переходят к внешнему управляющему, за исключением возможности заключать сделки, а также в которых есть заинтересованность.

У внешнего управляющего есть право заключать такие сделки только с согласия собрания кредиторов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.

Если размер денежных обязательств должника, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, то сделки, также могут совершаться только с согласия собрания комитета кредиторов.

На удовлетворение требований кредиторов, срок исполнения которых наступил до введения этой процедуры, вводится мораторий.

Один из наиболее привлекательных последствий внешнего управления для должника является мораторий[64]3.

Мораторий начисляет штрафы, пени, неустойки, и иные финансовые санкции, за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Вместо этого начисляются проценты в размерах и порядках, которые указаны в ст. 395 ГК РФ[65]1.

Мораторий не распространяется:

- на требования о взыскании задолженности по заработной плате, по авторским договорам, выплате вознаграждений, алиментов, и о возмещении вреда, причиненного здоровью или жизни;

- на денежные обязательства, которые возникли после принятия арбитражным судом, о признании должника банкротом, и срок исполнения по которым наступил после внешнего управления[66]2;

Закон о банкротстве закрепляет, основания, в которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договора должника, и других сделок[67]3.

К ним относятся частичное или полное неисполнение договора сторонами, и даже тот факт, что исполнение договора повлечет убытки для должника. Мораторий распространяется на требования кредиторов о возмещении убытка[68]4.

Управляющий составляет план, в котором содержаться меры по восстановлению платежеспособности должника. Среди этого может быть перепрофилирование производства, увеличение уставного капитала должника за счет дополнительной эмиссии акций, замещение активов, продажа предприятий на открытых торгах.

Окончание процедуры внешнего управления – это переход к расчетам с кредиторами, либо признание должника банкротом.

Внешнее управление – это процедура банкротства, применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности.