Файл: Выбор стиля руководства в организации (Теоретические основы стилей менеджмента).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стилей менеджмента
1.1. Сущность стиля руководства и его влияние на эффективность и результативность работы предприятия
1.2 Типология стилей руководства
2. Формирование и факторы развития стиля руководства в организации ПАО «Лукойл»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ существующего стиля руководства на предприятии
3. Проблемы применяемого стиля руководства в ПАО «Лукойл» и рекомендации по его усовершенствованию
3.1 Недостатки системы руководства в организации
3.2 Направления усиления авторитета руководителя в ПАО «Лукойл»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономического рынка для успешного роста и процветания организаций крайне необходимо укрепление роли руководителя, становление новых взаимоотношений в организации между ее членами. Устаревшие механизмы хозяйствования и управления сменяются новыми отношениями, которые как следствие меняют деятельность руководителей и самих организаций. Практика показывает, что «основным фактором конкурентоспособности фирмы, ее выживаемости и процветания становится качество персонала и его отношение к труду».
Для руководителя, люди являются основным объектом деятельности, а непосредственная задача руководителя заключается в формировании нового видения своего предприятия и вдохновление сотрудников на совместное достижение цели, как будто это цель их жизни. Большую роль в способности руководителя достигать поставленных целей влияет стиль поведения, черты характера, манера общения, все это в свою очередь формирует стиль управления. Роль стиля руководства непосредственного руководителя на производстве огромна в создании благоприятного социально–психологического климата организации.
Стиль руководства является одним из ключевых факторов формирования социально–психологического климата в трудовом коллективе, поскольку руководитель определяет характер межличностных взаимодействий в группе, степень инициативности, свободы мысли и слова ее членов, преобладающие ценностные ориентации. Другими словами, каждый из факторов формирования климата, так или иначе, связан с особенностями поведения руководителя.
Объект исследования – стиль руководства в ПАО «Лукойл».
Предмет исследования – влияние стилей руководства на трудовой коллектив ПАО «Лукойл».
Цель курсовой работы – охарактеризовать существующие стили руководства и выбрать наиболее оптимальный для ПАО «Лукойл».
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать сущность и типовлогию стилей руководства;
- дать общую характеристику предприятия;
- проанализировать существующий стиль управления на предприятии;
- выявить проблемы применяемого стиля и предложить рекомендации по его усовершенствованию.
Методами исследования в курсовой работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.
Структура работы состоит из введения, трех глав, которые включают параграфы, заключение и список литературы.
1. Теоретические основы стилей менеджмента
1.1. Сущность стиля руководства и его влияние на эффективность и результативность работы предприятия
В настоящее время проблема эффективного стиля руководства стала наиболее актуальной. Для получения высоких результатов работы организации руководитель должен выполнять много функций. Правильное общение руководителя с исполнителями является необходимым условием улучшения морально-психологического климата в коллективе. Проблема исследования состоит в том, что в реальной жизни стили руководства не соответствуют теоретической основе, которая была ранее разработана многими исследователями как отечественными, так и зарубежными.
Каждая организация имеет своих управляющих и подчиненных. От сложившейся между двумя этими элементами коммуникации зависит эффективность и продуктивность всей деятельности компании. И наиболее сложная роль в данной системе отводится руководителю, который, помимо чистого организаторского труда, должен уметь находить подход к каждому сотруднику, мотивировать и подстраивать личные цели индивида таким образом, чтобы они совмещались с общими интересами организации для более быстрого решения поставленных задач.
Деятельность по управлению персоналом – целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации [1, с. 34].
В современном понимании умелое руководство следует охарактеризовать скорее как способность добиваться поставленных целей и задач организации посредством положительного влияния на мотивацию людей, нежели как применение диктаторских методов [2, с. 89].
На сегодняшний день, оперируя привычным термином «стиль управления», мы подразумеваем типичную манеру поведения руководителя.
Роль стиля руководства непосредственного руководителя на производстве огромна в создании благоприятного социально-психологического климата организации.
«Стиль» - слово греческого происхождения. Изначально это слово означало стержень для писания на восковой доске, а позднее его стали употреблять в значении «почерк». Значит можно считать, что стиль руководства - это своего рода «почерк» в действиях менеджера. В источниках дается наиболее полное определение: «стиль руководства - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности руководителя в процессе подготовки и реализации управленческих решений по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий)». Стиль руководства является ключевым фактором успешного управления. В свою очередь эффективность управления на 80% зависит от стиля руководства.
Стиль руководства - это совокупность приемов, методов и способов осуществления управленческой деятельности, форм взаимоотношений и личного поведения. Стиль вообще есть проявление и выражение индивидуальности руководителя, он «подбирается», как личный гардероб: чтобы, во-первых, было удобно, а во-вторых - соответствовало ситуации. Но то, что удобно и привычно руководителю, вовсе не обязательно является таковым для его подчиненных.
Многочисленные психологические проблемы, возникающие на стыке взаимных требований и ожиданий руководителей и подчиненных, способны существенно затруднить деловое общение и снизить эффективность руководства. Научиться понимать их природу и заранее принимать необходимые меры в виде коррекции стиля руководства - задача непростая, но вполне разрешимая. Исследование стилей руководства показывает, что они характеризуются типичными и относительно устойчивыми чертами управленческого воздействия и взаимоотношений.
Стиль руководства тесно связан с методами управления, но в отличие от них его характеризуют индивидуальные особенности личности. Существует такое понятие, как общий стиль руководства. Он в определенной мере формируется государственной политикой и уровнем социально–экономического развития страны. В нем отражаются традиционные и новые требования к управленческой деятельности, обусловленные задачами данного этапа развития общества. Индивидуальный стиль руководителя вырабатывается путем реализации общего стиля с учетом знаний, опыта, умений отдельных руководителей.
Стиль управления должен строиться на использовании достижений науки в области философии, экономики, управления, организации, маркетинга, предпринимательства, коммерции, психологии и др. Научный стиль руководства отличает творческий характер, единство теории и практики, слова и дела, продуманность в сознании общественных, экономических и организационных формирований. Научный стиль управления имеет идейные, профессионально организаторские и этико- психологические черты.
К идейным чертам стиля руководства относятся убежденность в правильности выбранной стратегии и тактики развития производства, непримиримость к недостаткам, гласность, демократичность, видение работниками максимально возможной свободы деятельности, позволяющей реализовать их профессиональные, интеллектуальные данные.
Свобода деятельности формирует потребность в изыскании наиболее эффективных путей решения проблемы. К идейным чертам стиля руководства относится и широкое привлечение работников к управлению производством. Задача руководителей и специалистов - развить у подчиненных чувство хозяина, собственника, бережливость, умение рационально расходовать имеющиеся ресурсы, а также социально–политическую потребность управлять.
Профессионально–организационные черты стиля руководства составляют деловые качества руководителей и специалистов, проявляемые ими в процессе управленческой деятельности.
Важнейшими из них являются:
- умение организовать работу аппарата управления;
- научный подход к делу;
- деловитость и предприимчивость;
- способность осуществлять организационно–распорядительную работу;
- дисциплинированность;
- умение контролировать.
Стиль руководства определяется факторами объективного и субъективного характера: функциями и задачами, стоящими перед коллективом, уровнем его развития, условиями работы, размерами и структурой коллектива, индивидуальными качествами и опытом лидера. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемлемым в других. Большое воздействие на стиль управления оказывают условия организационно–распорядительной деятельности: пределы самостоятельности предприятий и органов управления, сбалансированность прав и обязанностей, строгая согласованность распорядительных действий.
Таким образом, стиль руководства является одним из ключевых факторов формирования социально–психологического климата в трудовом коллективе, поскольку руководитель определяет характер межличностных взаимодействий в группе, степень инициативности, свободы мысли и слова ее членов, преобладающие ценностные ориентации. Другими словами, каждый из факторов формирования климата, так или иначе, связан с особенностями поведения руководителя.
1.2 Типология стилей руководства
В современной экономике наиболее распространена типология руководства американского психолога Курта Левина (1890-1947), который считал, что стиль управления может быть: авторитарным, демократическим, либеральным (попустительским). Важнейшим общим основанием выделения этих стилей является характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
За долгие годы существования этой классификации к этим названиям «приросли» синонимы: так, авторитарный стиль еще называют командным, директивным; демократический - коллегиальным, толерантным; нейтральный - анархическим, попустительским. Однако разные синонимичные названия не меняют основные характеристики каждого из стилей.
На сегодняшний день устоявшиеся характерные различия стилей рассматриваются по следующим критериям: постановка целей, распределение заданий, оценка работы, трудовая (учебная) атмосфера, групповая сплоченность, интерес к выполняемым заданиям, интенсивность работы (деятельности), готовность к работе (деятельности), мотивация труда.
Исследовательской группой К. Левина авторитарный стиль охарактеризован следующим образом:
- цели ставит руководитель;
- все задания дает руководитель, причем подчиненный не знает, какое задание он получит в следующий раз;
- руководитель лично награждает и наказывает своих подчиненных, но сам в трудовом процессе не участвует;
- атмосфера в коллективе характеризуется высокой напряженностью и враждебностью;
- групповая сплоченность низкая, доминирует покорное, беспрекословное подчинение, инициатива и творческий потенциал исполнителей не востребован (или подавляется);
- низкий интерес к выполняемым заданиям;
- высокая интенсивность выполняемой деятельности;
- постоянный прессинг руководителя, при отсутствии руководителя - перерыв в работе;
- минимальная мотивация труда.
При всех недостатках, перечисленных выше, он обладает рядом достоинств: четкость и оперативность действий руководителя; минимизация времени принятия решений, что обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий; видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей и т.д.
Использование жестких методов управления практически считается оправданным и беспроигрышным, поскольку запланированные и тщательно подготовленные руководителем мероприятия наталкиваются на преграды человеческого фактора. Это относится даже к таким крупным конкурентоспособным компаниям, как «Крайслер», «Дженерал электрик».