Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, закупая товар у производителя, предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным.

Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Из-за того, что посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Важным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии вышеперечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Важной проблемой управления закупками материального ресурса и готовой продукции является выбор поставщика.

ГЛАВА 2. Анализ закупочной деятельности и выбора посавциков торгового предприятия ООО «Стройматериал-СПБ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Объектом исследования в данной работе является изучение и анализ закупочной деятельности торговой организации на примере ООО «Стройматериал-СПБ»

Организация ООО «Стройматериал-СПБ» - это организация, возникшая на деловой основе, по виду основной деятельности – хозяйственная, по признаку легитимности – формальная, по признаку распределения прибыли – коммерческая, по виду собственности – частная, по виду и характеру хозяйственной деятельности – торговая, по размерам, в зависимости от численности работников – среднее.


Деятельность имеет многоцелевой характер. Главная цель – это получение максимальной прибыли.

Общество с ограниченной ответственностью торгово-строительная компания «СТРОЙМАТЕРИАЛ-СПБ» занимается оптовой торговлей лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами

За короткое время существования ООО «Стройматериал-СПБ» проявил себя надежным партнером по работе с производителями строительных и отделочных материалов, показав глубокое понимание потребностей рынка строительных материалов.

В штате ООО «Стройматериал-СПБ» состоят только высококвалифицированные специалисты, знающие рынок и умеющие с пониманием отнестись к потребностям наших клиентов. Сотрудничество с крупными производителями позволяет строить гибкую ценовую политику, эффективно выстраивать логистическую систему и в итоге удовлетворить требования любого покупателя. Учредителем ООО «Стройматериал-СПБ» является физическое лицо, поэтому уставный капитал компании состоит из вклада его единственного учредителя и составляет 10 тыс. руб.

Организационная структура ООО «Стройматериал-СПБ» приведена на рис. 2.1.

Генеральный директор (1)

Нач. отдела доставки (1)

Коммерческий директор (1)

Главный бухгалтер (1)

Экспедитор (1)

Грузчик (1)

1 чел.

Товаровед (1)

Менеджеры по продажам (7)

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Стройматериал-СПБ»

На основании данных рис. 2.1 видно, что руководит деятельностью предприятия генеральный директор, которому подчиняются начальник административно-хозяйственного отдела, товаровед, коммерческий директор и главный бухгалтер.

Обязанностью начальника отдела доставки является организация доставки товаров на склад и со склада потребителям. Доставкой и отслеживанием грузов на предприятии занимается экспедитор.

Грузчик занимается погрузкой и разгрузкой товаров.

Товаровед формирует требования к товарам, определяет потребность в них на основании заявок коммерческого директора, контролирует качество товаров и соблюдение договоров поставок товаров.

Коммерческий директор руководит деятельностью по продаже товаров и имеет в подчинении менеджеров по продажам, которые непосредственно взаимодействуют с покупателями.

Главный бухгалтер осуществляет ведение бухгалтерского учета на предприятии и составляет его бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Таким образом, организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Достоинством данной структуры является то, что управление осуществляется по выполняемым функциям. В деятельности предприятия выделены функции доставки (руководит начальник отдела доставки), снабжения (товаровед осуществляет контроль над снабжением), продажи (коммерческий директор руководит процессом продажи), учет (главный бухгалтер). Недостатком существующей организационной структуры является, что в процессе снабжения процесс доставки товаров обособлен в отдельную функцию, что делает данный процесс менее контролируемым со стороны товароведа.


В данной организационной структуре управление осуществляется посредством установления цепи команд от высшего уровня управления (директора) до низшего (рядовых сотрудников предприятия).

Разработкой стратегии управления занимается генеральной директор. Руководители структурных подразделений не принимают участие в разработке стратегии, а их роль сводится к реализации решений, принятых на высшем уровне управления, то есть генеральным директором.

Объектами управления на предприятии являются финансы, кадры, информационные потоки, складские запасы, закупки товаров, процесс продажи товаров.

Несмотря на то, что на предприятии существует механизм управления качеством, на практике применение стандартов качества оказалось процессом достаточно трудоемким и до сих пор на предприятии не применяется в полном объеме процессный поход к управлению на базе стандартов качества.

Таким образом, анализ функциональной системы управления предприятием показал, что существуют недостатки в управлении по отношению к применению системы управления качеством на предприятии.

Оценка экономического состояния предприятия торговли должна быть представлена в форме аналитических таблиц, отражающих динамику основных показателей финансово-хозяйственной деятельности за два последних года.

В первую очередь необходимо дать оценку ресурсного потенциала предприятия (таблица 1).

Таблица 2.1 – Характеристика ресурсного потенциала предприятия за 2017 – 2018 годы

Наименование показателей

2017г.

2018 г.

2017г.

в % к 2018 г.

Среднегодовая численность работников, чел.

27,00

28,00

103,70

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

68430,00

84520,00

123,51

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

106050,00

184170,00

173,66

Площадь торгового зала, кв. м.

370,00

370,00

100

Среднегодовая стоимость авансированного капитала, тыс. руб.

2500,00

2500,00

100

Применяемая система налогообложения *

традиционная

Динамика развития отдельных элементов ресурсного потенциала позволяет составить представление о масштабе деятельности и возможных перспективах развития предприятия.

Далее необходимо привести информацию, характеризующую основные количественные экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия (таблица). Форма используемой таблицы «Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия» зависит от применяемой системы налогообложения.


Таблица 2.2 ­– Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия, применяющего общую систему налогообложения или налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, за 2017 - 2018 годы

Наименование показателей

2017г.

2018 г.

2017г.

в % к 2018 г.

1. Оборот организации, тыс. руб.

97590,00

99570,00

2,03

2. Валовой доход от продаж товаров:

– в сумме, тыс. руб.

79710

81070

1,71

– в процентах к обороту, %

81,68

81,42

-0,32

3. Издержки обращения:

– в сумме, тыс. руб.

35690

58010

62,54

– в процентах к обороту, %

36,57

58,26

59,31

4. Прибыль от продажи товаров:

– в сумме, тыс. руб.

44020,00

23060,00

-47,61

– в процентах к обороту, %

45,11

23,16

-48,66

5. Прочие доходы, тыс. руб.

7100

6800

-4,23

6. Прочие расходы, тыс. руб.

2190

3030

38,36

7. Валовая прибыль:

– в сумме, тыс. руб.

4910,00

3770,00

-23,22

– в процентах к обороту, %

5,03

3,79

-24,74

8. Налог на прибыль

980,2

750,4

-23,22

9. Чистая прибыль:

– в сумме, тыс. руб.

3920,80

3010,60

-23,22

– в процентах к обороту, %

4,03

3,03

-24,74

Однодневный товарооборот составил 240,88 тыс. руб., 260,74 тыс. руб. и 270,28 тыс. руб. в 2014, 2017 и 2018 годах соответственно. Темп роста однодневного товарооборота составил 7,45 % и 2,03 % за периоды 2014 – 2017 гг. и 2017 – 2018 гг. соответственно.

Объем товарооборота в расчете на одного работника магазина составил 349,31 тыс. руб. 3610,44 тыс. руб. и 3550,61 тыс. руб. в 2014, 2017 и 2018 годах соответственно. Темп роста товарооборота на одного работника составил 3,47 % и -1,67 % за периоды 2014 – 2017 гг. и 2017 – 2018 гг. соответственно.

Объем товарооборота на 1 кв.м торговой площади составил 360,33 тыс.р., 390,04 тыс.р. и 390,83 тыс. р. в 2014, 2017 и 2018 годах соответственно. Темп роста товарооборота на 1 кв.м торговой площади составил 7,45 % и 2,03 % за периоды 2014 – 2017 гг. и 2017 – 2018 гг. соответственно.

Следует отметить, что на увеличение товарооборота весомое влияние оказывает инфляционный фактор. В 2017 году индекс цен составил 1,068, а в 2018 году 1,065. Необходимость образования товарных запасов на данном предприятии вызвана расстоянием между поставщиком и торговым предприятием, а также условиями договоров заключенных с поставщиками.


На предприятии используется система «тянущих» поставок, подразумевающая дозаказ новых товаров по мере расходования уже имеющихся и модель «Минимум – Максимум» для обеспечения оптимального уровня товарных запасов. Исключением являются акционные товары, которые завозятся на предприятия в количестве, указанном в договоре с поставщиком.

Магазин занимается розничной торговлей строительными материалами и характеризуется формой самообслуживания покупателей. Магазин имеет общую площадь –370 кв.м, из которой торговая –250 кв.м., зона склада и подсобных помещений – 120 кв. м. Рассчитаем установочную площадь магазина (табл. 2.3).

Таблица 2.3 ‑ Установочная площадь

Вид оборудования

Si – площадь единицы оборудования

Количество единиц

Общая площадь оборудования

Стеклянные витрины

1,08

10

10,8

Столы– прилавки

0,6

10

6

Стеллажи

3,36

10

33,6

Горки пристенные

1,19

49

58,31

Кассовые кабины

0,4

3

1,2

Столы упаковочные

0,9

5

4,5

Итого

7,53

86

114,41

Коэффициент использования торговой площади под оборудование = 114,41/250 = 0,45.

Таблица 2.4 ‑ Список оборудования в магазине

Вид оборудования

Si – площадь единицы оборудования

Количество единиц

Количество полок в оборудовании

Стеклянные витрины

0,9 * 1,2

10

3

Столы– прилавки

1,2 * 0,5

10

-

Стеллажи

1,2 * 2,8

10

-

Горки пристенные

1,7 * 0,7

49

3

Кассовые кабины

0,8 * 0,5

3

3

Столы упаковочные

1,8*0,5

5

-

Эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32, поэтому в магазине наблюдается избыток оборудования, что усложняет движение покупателей. Удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина = 250/370*100 = 65,6 %. Экономически эффективным является удельный вес равный 50 % и выше. Проведем анализ выкладки товаров.

Таблица 2.5 ‑ Анализ размещения товарных групп

Товарные группы

Длина выкладки, пог. м.

Объем товарооборота

Темп роста, %

2014

2017

2018

2014

2017

2018

Длина выкладки, 2018 к 2014

Объем товарооборота, 2018 к 2014

Кондитерские изделия

5

6

6

103,2

110,4

104,3

15,00

1,07

алкоголь

10

11

11,5

82,3

57,3

81,3

20,00

-1,22