Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Линия графика отображает динамику роста товарооборота по самой объёмной группе в структуре товарооборота (в нашем случае это группа: кондитерские изделия), а вторая линия – линия изменения размера зоны выкладки. Таким образом, линии тренда демонстрируют повышение как товарооборота, так и длины зоны выкладки.

Для этого организацию торгового пространства данного магазина сверяют со следующими нормативными актами: ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»; СНиП 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения». Согласно этим документам, расстояние межу стеллажами должно составлять 2 м.– при торговой площади св. 150 до 400 м2. Магазин имеет расстояние 1,5 м., что является недостаточным. Рекомендуется перепланировка торгового зала.

Рассматриваемая торговая сеть имеет дивизиональную (дивизионную) структуру, характерную для распределенных производств и ТНК. Организационная структура отдельного магазина относится к линейному типу, характерному для малых предприятий. В результате анализа показателей деятельности предприятия было выявлено, что работа предприятия стабильна, отмечается улучшение основных критериев работы предприятия.

В магазине наблюдается избыток оборудования, что усложняет движение покупателей. Удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина равен 65,6 %, что экономически эффективно.

В магазине наблюдается избыток оборудования, что усложняет движение покупателей. Поэтому следует исключить часть оборудования или расширить торговое помещение. Причем экономически эффективным является удельный вес оборудования равный 50 % и выше. В нашем случае этот показатель составляет 65,6 %, поэтому возможность к расширению торгового помещения имеется.

Несмотря на увеличение зоны выкладки кондитерских товаров, товарооборот данной продукции снижается. Следует сократить зону выкладки данного товара, за счет чего также возрастет свободная торговая площадь. Расстояние межу стеллажами магазина нормативно должно составлять 2 м. Магазин имеет расстояние 1,5 м., что является недостаточным. Рекомендуется продажа части торгового оборудования.

Рассчитаем широту (Kшир), полноту (Кполн), устойчивость и новизну товара. Расчет показателя широты ассортимента товаров производится по формуле:

Кшир = Шдв*100 %,

где Кшир - коэффициент широты ассортимента товаров; Шд – действительная широта; Шв – базовая широта. Расчет показателя широты ассортимента товаров:


Кп= 11ед./150ед. = 7,3 %

Ассортимент недостаточно широк, о чем свидетельствует показатель коэффициента широты, который составил 7,3%.

Полноту ассортимента выражают через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вфн ,

где Вф– фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн– количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед. Расчет показателя полноты ассортимента

Кп = 11/26 = 42 %

Таким образом, ассортимент представлен недостаточно полно.

Расчет показателя устойчивости ассортимента товаров производится по формуле:

Количество наименований, пользующихся спросом, было выявлено путем анкетирования клиентов магазина, а также посредством опроса персонала магазина. Расчет показателя устойчивости ассортимента

Ку = 3 ед. / 11 ед. = 27 %

Ассортимент недостаточно устойчив (коэффициент устойчивости составил 27 %). За последнее время – январь 2018 г., в магазине появилось 20 новых наименования ряженки. Расчет показателя новизны ассортимента товаров: Кн = 20 ед./110 ед. = 18 %.

Фактический ассортимент явно ниже заявленного. Это ведет к уходу потребителя к конкурентам.

  1. В качестве классификационного признака продуктов был принят суммарный объем продаж каждого товара за все периоды.
  2. Далее продукты были сортированы в порядке убывания этого классификационного признака.
  3. Затем была определена кумулята объема продаж по товарам.
  4. Для наглядности анализа был построен график зависимости кумуляты объема продаж от номера товара (рис. 2.2).

Далее были проведены горизонтальные границы между группами А и В, В и С. К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, значения кумуляты для которых составляет от 0 до 50% от суммарного значения признака для всех продуктов. Это товары, обеспечивающие основной объем продаж и поэтому подлежащие тщательному контролю и развитию. К группе В относят товары, значение кумуляты которых находится в пределах от 50 до 90%. Этим наименованиям продуктов оказывается меньше внимания. К группе С относятся последние позиции номенклатуры, для которых значение кумуляты объема продаж превышает значение 90%. Это кандидаты на снятие с производства. Результаты расчетов показаны в табл. 2.2.

Рисунок 2.2 - Зависимость кумуляты объема продаж от номера товарной группы

Таблица 2.6 ‑ ABC-анализ

Товарная группа

1

2

3

4

5

6

Итог

Кумулята

Процент

кумуляты

9

Кирпичи

23,4

12,5

4,3

7,4

17,3

19,43

84,33

46,7

4,91

А

1

Строительные смеси «Выравнивающие»

4,5

4,3

14,6

6,8

19,7

18,4

68,3

106

11,15

А

8

Строительные смеси «Облицовочные»

29,1

14,3

19,4

14,2

19,5

17,3

113,8

174,3

18,33

А

4

Строительные смеси «Напольные»

2

21,4

1,4

23,2

9,3

13,6

70,9

245,2

25,79

А

12

Лакокрасочная продукция «Краски»

1,3

19,4

8,3

5,3

7,4

5

46,7

318,6

33,51

А

3

Лакокрасочная продукция «Лаки »

18,3

8,4

4,6

14,3

8,4

19,4

73,4

399,9

42,06

А

5

Лакокрасочная продукция «Олифы, шпатлевки и грунтовки»

6,3

13,2

1,8

16,3

5,2

16,5

59,3

483,2

50,82

В

6

Кровельные материалы

7,4

6,4

13,4

18,3

16,3

21,5

83,3

567,53

59,69

В

2

Герметик, жидкие гвозди

13,5

5,2

2,5

19,4

18,3

22,4

81,3

656,53

69,05

В

10

Гипсокартон

11,3

13,4

18,4

9,3

20,3

17,4

90,1

746,63

78,52

В

11

Малярный инструмент

31,5

7,4

7,3

10,5

19,3

14,4

90,4

837,03

88,03

В

7

Ручной инструмент

18,4

8,4

17,4

16,3

18,1

10,4

89

950,83

100,00

С


Для проведенияXYZ-анализа была осуществлена группировка продуктов в порядке возрастания коэффициента вариации объемов продаж по периодам (табл. 4). К категории X относят продукты, которые характеризуются стабильной величиной потребления (коэффициент вариации до 10%). Категория Y - это продукты, коэффициент вариации которых находится в пределах от 10 до 25%. К ним относятся продукты 11, 10, 1, 5, 6, 2. Необходимо создание запасов готового продукта. Продукты категории X в наших товарных линиях не представлены.

Таблица 2.7 ‑ XYZ-анализ

Товар

1

2

3

4

5

6

Итог

СКО

14,06

0,19

y

9

Кирпичи

23,4

12,5

4,3

7,4

17,3

19,43

84,33

2,65

11,38

0,21

Z

1

Строительные смеси «Выравнивающие»

4,5

4,3

14,6

6,8

19,7

18,4

68,3

2,39

18,97

0,16

Y

8

Строительные смеси «Облицовочные»

29,1

14,3

19,4

14,2

19,5

17,3

113,8

3,08

11,82

0,21

Z

4

Строительные смеси «Напольные»

2

21,4

1,4

23,2

9,3

13,6

70,9

2,43

7,78

0,25

Z

12

Лакокрасочная продукция «Краски»

1,3

19,4

8,3

5,3

7,4

5

46,7

1,97

12,23

0,20

Z

3

Лакокрасочная продукция «Лаки »

18,3

8,4

4,6

14,3

8,4

19,4

73,4

2,47

9,88

0,22

z

5

Лакокрасочная продукция «Олифы, шпатлевки и грунтовки»

6,3

13,2

1,8

16,3

5,2

16,5

59,3

2,22

13,88

0,19

y

6

Кровельные материалы

7,4

6,4

13,4

18,3

16,3

21,5

83,3

2,63

13,55

0,19

y

2

Герметик, жидкие гвозди

13,5

5,2

2,5

19,4

18,3

22,4

81,3

2,60

15,02

0,18

y

10

Гипсокартон

11,3

13,4

18,4

9,3

20,3

17,4

90,1

2,74

15,07

0,18

y

11

Малярный инструмент

31,5

7,4

7,3

10,5

19,3

14,4

90,4

2,74

14,83

0,18

y

7

Ручной инструмент

18,4

8,4

17,4

16,3

18,1

10,4

89

2,72

14,06

0,19

y


Наложение результатов анализа XYZ на данные ABC-метода образовывает 9 групп товаров (табл. 2.8), для каждой из них необходимо использовать свои методы управления. Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных ресурсов фирмы и установление на этой основе приоритетов в структуризации бизнес-процессов.

Таблица 2.8 ‑ Совмещение результатов ABC и XYZ анализов

A

B

C

X

-

-

-

Y

11, 10, 1, 5, 6, 2

7

Z

9, 8, 4, 12, 3

Группа AX отсутствует. Для ресурсов категории BY (товары 11, 10, 1, 5, 6, 2) применяются укрупненные методы планирования, поддерживаются запасы готовой продукции. Товары CY ( 7) – кандидаты на снятие с производства.

2.2. Порядок и особенности организации закупочной деятельности на предприятии

В таблице 2.9 приведена характеристика поставщиков предприятия по критериям надежность цена и качество. Данные приведены по данным предоставленным товароведом предприятия. Выбор данных критериев был сделан на основе консультаций с товароведом.

Таблица 2.9 - Характеристика поставщиков по критериям цена

Поставщики

Цена

ООО «ДМС»

средняя

ООО ФФ

высокая

ООО «ДРГ»

низкая

ООО «АФ»

высокая

ООО «Дар»

высокая

ООО «Вега»

высокая

ООО «Сабо»

средняя

ООО «СТРОЙМАРКТ»

высокая

ООО «ГФ»

средняя

ООО «ПРФ»

средняя

ООО «Лера»

средняя

ООО «Вега»

высокая

ООО «Ротонда»

средняя

ООО "ПЦ"

низкая

ООО «Сторн»

средняя

ХКТ

средняя

В таблице 2.10 приведена характеристика поставщиков по критериям срок доставки.

Таблица 2.10 - Характеристика поставщиков по сроку

Поставщики

Срок доставки

Условия оплаты

Условия доставки

ООО «ДМС»

1 день

фиксированные

своим транспортом

ООО ФФ

1 день

зависят от объемов

транспортом поставщика, цена включена

ООО «ДРГ»

2 дня

гибкие

своим транспортом

ООО«АФ»

1 день

фиксированные

транспортом поставщика, цена не включена

ООО «Дар»,

2 дня

фиксированные

своим транспортом

ООО «Вега»

1 день

гибкие

транспортом поставщика, цена включена

ООО «Сабо»

1 день

фиксированные

своим транспортом

ООО «СТРОЙМАРКТ»

1 день

зависят от объемов

транспортом поставщика, цена не включена

ООО «ГФ»

1 день

фиксированные

транспортом поставщика, цена включена

ООО «ПРФ»

1 день

гибкие

своим транспортом

ООО «Лера»

1 день

зависят от объемов

транспортом поставщика, цена не включена

ООО «Вега»

2 дня

фиксированные

своим транспортом


Для определения рейтинга каждого поставщика приведем критерии оценки поставщиков в таблице 3.11.

В компании процесс предпринимательской деятельности включает следующие под процессы:

1.определение потребности в закупке товарно-материальных ценностей;

2.выбор поставщиков;

3.содействие поставщикам в улучшении СМК;

4.оценка и выбор поставщика;

5.оформление договора;

6.доставка сырья и материалов;

7.входной контроль;

8.хранение и выдача.

Рассмотрим подробнее описанные процессы.

1.Подпроцесс «Определение потребности в закупке товарно-материальных ценностей».

Анализ динамики товарных запасов ООО «Стройматериал-СПБ» за 2014 – 2018 годы приведен в таблице 2.11.

Таблица 2.11 - Анализ динамики товарных запасов ООО «Стройматериал-СПБ» за 2014- 2018 годы

Товарная группа

Запасы на конец года

Изменения

Темпы прироста, %

2014 год

2017 год

2018 год

2017/

2014

2018/

2017

2018/

2014

2017/

2014

2018/

2017

2018/

2014

Кирпичи

65

86

84

21

-2

19

32,31

-2,33

29,23

Строительные смеси

40

38

66

-2

28

26

-5,00

73,68

65,00

Лакокрасочная продукция

47

156

182

109

26

135

231,91

16,67

287,23

Шифер

62

140

59

78

-81

-3

125,81

-57,86

-4,84

Прочие строительные материалы

21

60

14

39

-46

-7

185,71

-76,67

-33,33

Итого

235

480

405

245

-75

170

104,26

-15,63

72,34

На основании данных таблицы 2.11 видно, что товарные запасы в 2017 году выросли на 245 тыс. руб. или на 1-4,26% за счет роста запасов по всем видам товаров, а в 2018 году уменьшились на 75 тыс. руб. или на 15,63% за счет уменьшения запасов кирпичей, шифера и прочих строительных материалов.

В целом за анализируемый период товарные запасы предприятия выросли на 170 тыс. руб. или на 72,34%, так как в 2017 году прирост запасов был больше, чем уменьшение некоторых видов запасов в 2018 году.

Анализ структуры товарных запасов приведем в таблице 2.12.