Файл: «Пробелы в законодательстве и способы их восполнения».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что касается случаев использования приема аналогии права, то по оценке как отечественных, так и зарубежных правоведов, такое юридическое средство, несмотря на прямое разрешение кодексами его использовать в правоприменительной деятельности, в практике встречается достаточно редко.[153]

Вызвано это, вероятно, тем, что данная разновидность приема урегулирования правоотношений при обнаружении законодательных пробелов может быть использована только при невозможности применения в правоприменительной практике аналогии закона.

Обычно если компетентные органы обозначают свою правовую позицию, исходя из общего духа права и принципов, которые в законе не закреплены, то в юридических документах, распоряжениях, постановлениях они указывают, что руководствуются принципами справедливости, гуманности, законности, равенства, доброй совести, соблюдения прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Также при решении юридических дел органы правосудия ссылаются на принципы определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм, открытости, объективности, беспристрастности поддержания доверия к действиям публичной власти.

В качестве примера можно привести действовавший до 17 марта 2017 года Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265. В соответствие с пунктом 1.1 указанного документа, исходя из правовых позиций, предусмотренных Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П, до внесения изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» при определении сроков, в течение которых организации должны по требованию прокурора предоставить статистическую информацию, справки, другие документы, необходимо руководствоваться принципом разумности.[154] Причем по определению Суда бремя доказывания разумности этих сроков лежит на прокуроре.[155]

Безусловно одно, правоприменителям, вынужденным прибегать в юридической практике к различным видам правовых приемов, в особенности к методам аналогии, непозволительно забывать о верховенстве закона, и при рассмотрении индивидуальных споров и конкретных дел следует руководствоваться в первоочередном порядке конституционными принципами, чтобы не допустить юридических ошибок и нарушения законности.

Вывод к главе 2

Наличие лакун в нормативной базе не позволяет обеспечить полноценное функционирование системы права, поэтому в практике правотворчества и правоприменения возникают ситуации, требующие восполнить или преодолеть образовавшийся пробел. И хотя некоторые теоретики в области юриспруденции придерживаются концепции беспробельности права, реальная жизнь показывает ошибочность таких убеждений: сегодня можно утверждать, что отсутствие нужных правоположений обнаруживается не только в источниках права стран с континентальной правовой системой.


Задачи правоприменения НПА и проблемы правового восполнения и преодоления юридических лакун тесно взаимосвязаны и требуют большого внимания как в теоретическом, так и практическом плане.

Сложнее всего приходится органам правосудия, которые на практике применяют положения, заложенные правотворцами в законодательные акты. Именно они являются теми, кто одними из первых сталкиваются с погрешностями законодательства, выявляют имеющиеся в НПА изъяны и лакуны.

Важным механизмом, помогающим ввести единообразие в правоприменительной практике, является процедура официального толкования и разъяснения положений законов, возложенная на высшие судебные инстанции, правовая позиция которых обязательна для исполнения всеми вплоть до выхода в свет соответствующих законодательных актов.

Приемы аналогии (в особенности аналогия закона – часто используемая в судебной практике) являются легальными и эффективными средствами правоприменительного преодоления и в последующем законодательного восполнения пробелов в правовом регулировании, но пользоваться такими приемами необходимо с большой осторожностью, в частности, такие методы совершенно недопустимы в уголовном праве.

Следует еще раз особо подчеркнуть, что правоприменительные органы (включая суды) выявленный законодательный пробел устранить не могут, так как никто не вправе присваивать полномочия конституционных органов власти, установленные Конституцией РФ и иными законами.[156] Ликвидировать имеющуюся юридическую лакуну вправе только уполномоченный на то правотворческий орган.

Заключение

Теория права, опирающаяся на научные исследования, и практика правотворчества и правоприменения – все это огромная база для устранения недостатков в теоретических концепциях, а также для выявления и последующей ликвидации юридических лакун в системе законодательства.

Проведенный анализ приводит к выводу, что многие материи в правовой сфере находятся в тесном взаимодействии. Так, существующие дефиниции юридических лакун, приведенные в трудах отечественных исследователей права, не охватывают в полной мере всех характерных особенностей данной правовой категории и не отражают глубокого смысла этого явления в праве. Подобная неопределенность определений, подмена понятий, отсутствие единого научного подхода у отечественных правоведов в отношении систематизации и классификации правовых дефектов и юридических лакун, формируют разные правовые взгляды на природу пробельности и запутывают юристов, опирающихся в практике не только на действующую нормативную базу, но и на теоретические знания. В итоге противоположные убеждения на применение механизмов установления и восполнения пробелов, расплывчатость и двойственность формулировок существенно затрудняют работу компетентных органов, уполномоченных восполнять законодательные пробелы.


В любом случае, профессиональный подход требует изучения различных точек зрения. Обратившись к правовой мысли предыдущих десятилетий и к взглядам современников, можно найти много идей по значимой проблеме – обнаружению и ликвидации в нормативной базе погрешностей и пробелов. Одни из воззрений хоть и не совершенны по форме, но наиболее предпочтительны, другие требуют доработки и переосмысления. Однако, даже в случае если какие-то теории оказываются спорными, мимо них нельзя пройти: ведь, в конечном счете, цель дискуссий, касающихся вопросов установки имеющихся сходств и различий между разнообразными концепциями, попытаться синтезировать различные подходы и устранить заблуждения в данной области права.

Еще один ключевой момент в практике правотворчества и реализации права, на котором акцентируют внимание многие эксперты в области юриспруденции, - динамично меняющиеся отношения в обществе, влияющие на качественное состояние законодательства. Чтобы избежать негативных последствий при урегулировании правоотношений в обществе и обеспечить соблюдение юридических гарантий субъектов права, нужно постоянно адаптировать работу правотворческих и правоприменительных органов под эти изменения, анализируя и обобщая практику (в особенности судебную), своевременно выявляя и оперативно устраняя правовые пробелы и коллизии. Согласованные действия этих структур помогут решить проблемы в законодательстве.

Такой подход поможет в первую очередь органам правосудия, ведь именно они одними из первых сталкиваются в своей работе с несовершенствами нормативных актов (хотя законодатели и стараются не допустить их появления еще на стадии подготовки закона). Зачастую действовать им при разрешении конкретных дел приходится вслепую – при отсутствии в действующем законодательстве соответствующих норм.

Как известно, судебный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении дела и оставить без соответствующего реагирования ситуации, которые прямо не урегулированы НПА. Поэтому при обстоятельствах, когда при разрешении индивидуального случая, конкретного спора установлено, что в действующей системе выявлена юридическая лакуна, и в то же время в законодательстве есть прямое указания на то, с помощью каких правовых средств следует урегулировать правоотношения, тогда орган правосудия вынужден воспользоваться легальными методами. Юридической наукой выработаны, в частности, такие приемы как аналогия закона и аналогия права – эти правовые механизмы призваны помочь правоприменителям защитить права и законные интересы граждан, преодолеть обнаруженные пробелы.


Преимущество рассмотренных правовых приемов, хотя и играющих второстепенную роль в восполнении юридических лакун, - предоставление возможности органам правосудия и органам публичной власти самостоятельно (без обращения за разъяснениями к правотворческому органу) оперативно принимать меры по преодолению выявленных законодательных пробелов и обнаруженных правовых недостатков при разрешении в правоприменительной практике индивидуальных случаев и конкретных жизненных обстоятельств.

Важную роль по временному устранению законодательных погрешностей и лакун также играют подзаконные нормативные акты Президента РФ и конкретизирующие акты судов высшей инстанции, которые повышают эффективность правоприменения, дают возможность правильно толковать нормы законодательства при рассмотрении конкретных правовых ситуаций, снижают риск судебных ошибок.

Однако ни Президент, ни Конституционный и Верховный Суды не вправе подменять законодательные органы, а значит, они не уполномочены ликвидировать выявленные лакуны. Полностью устранить обнаруженные законодательные пробелы можно путем вынесения вопроса на референдум или с помощью издания законодательным органом соответствующего нормативно-правового акта.

Помимо способов «борьбы» с пробельностью, указанных в законодательстве и научных трудах, важно принимать превентивные меры – например, периодически проводить мониторинг и анализ законодательства, в процессе которого не только выявлять правовые изъяны и дефекты, но и устанавливать причинно-следственные связи, влияющие на появление лакун в праве.

Формирование точных и конкретных определений, общих теоретических правил и практических алгоритмов поможет выработать эффективные способы реализации права и механизмы устранения правовых дефектов. Следовательно, такой подход позволит правильно урегулировать однотипные пробельные случаи, а также не допустить злоупотреблений правом и нарушений законности, предотвратить неоднородность решений выносимых судами по схожим делам.

Стоит подчеркнуть, что применение в правотворческой и правоприменительной деятельности широко описанных в специальной юридической литературе методик, утвердившихся (проверенных на практике) и зарекомендовавших себя правовых приемов и механизмов, а также синтез полученных знаний и накопленного опыта – всё это обеспечит единство практики применения законодательной базы, что позволит правоприменителям стоять на защите конституционных прав и интересов граждан, охранять безопасность и правопорядок.


Библиографический список

Нормативные правовые акты

законопроекты и другие официальные документы,

в том числе материалы судебной практики

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=2062553732006955410137123708&cacheid=1BD107512ACB2497D0DCC29700709050&mode=splus&base=LAW&n=2875&rnd=0.30303895334176456#011072789989621312 (Дата обращения к ресурсу: 02.09.2018)
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=218210&dst=1000000001#09315289524714991 (Дата обращения к ресурсу: 20.10.2018)
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=2062553732006955410137123708&cacheid=0470A6E77B41EA76577424B521476C0E&mode=splus&base=LAW&n=303524&rnd=0.30303895334176456#01522105317907123 (Дата обращения к ресурсу: 24.10.2018)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=294692&dst=4294967295&cacheid=35143974863E68B0CF2F83ABE17FC387&mode=rubr&req=doc&rnd=EF8E6378A04DAFE98DC2854B07641421#05701521815659896 (Дата обращения к ресурсу: 27.10.2018)
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=185582362306303328715950294&cacheid=F9125D33082B1E44654CC63D376AE9BD&mode=splus&base=LAW&n=302961&dst=100036&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04#09127450593643374 (Дата обращения к ресурсу: 01.11.2018)
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=342945636024027718745327875&cacheid=F7EA60221830FB453553558BDCA851CA&mode=splus&base=LAW&n=304353&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04#03860362537020656 (Дата обращения к ресурсу: 03.11.2018)
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?n=308854&from=308854-15180-diff&req=doc&base=LAW&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04#06627963625650457 (Дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.10.2018, недействующая: с изменениями, не вступившими в действие на момент написания работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?n=299963&from=308854-17022-diff&req=doc&base=LAW&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04#0955382304913853 (Дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)
  9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304169&rnd=FE19EFD4A48F8EE9266F68BF1BA80A61&dst=100428&fld=134#05896322099137807 (Дата обращения к ресурсу: 01.11.2018)
  10. Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=207915&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04&dst=100534&fld=134#021763304720800525 (Дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)
  11. Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304058&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04&dst=100020&fld=134#042967175312508266 (Дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)
  12. Федеральный закон от 29.06.2015 N 195-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=6935350006892112842398275&cacheid=64C136C7C9D2366D45B46330DE0D5ABB&mode=splus&base=LAW&n=181856&rnd=FE19EFD4A48F8EE9266F68BF1BA80A61#0895903622953079 (Дата обращения к ресурсу: 01.11.2018)
  13. Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=40048267002903842456124397&cacheid=7A0BFCC1ACC79BF87F875318E0CA504E&mode=splus&base=LAW&n=35654&rnd=EF8E6378A04DAFE98DC2854B07641421#09215526905606641 (Дата обращения к ресурсу: 10.11.2018)
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом». (В том числе Особое мнение Судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, не согласного с решением Конституционного Суда РФ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=161826386804502720384416752&cacheid=1D93D227E73FABD632157078F411BE8D&mode=splus&base=LAW&n=10305&rnd=FF1DA5FE3BB96ED8CDC4FF630EA6C15C#046887252893148945 (Дата обращения к ресурсу: 21.10.2018)
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.04.2018 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296038/#dst100051 (Дата обращения к ресурсу: 25.10.2018)
  16. Определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 N 76-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Миронова Юрия Николаевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=16075729409665421279459121&cacheid=249C8D7DD7A242078219B8A19DD5F9DB&mode=splus&base=LAW&n=60482&rnd=FE19EFD4A48F8EE9266F68BF1BA80A61#06829996969554384 (Дата обращения к ресурсу: 02.11.2018)
  17. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной" [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=93661575102610390266671294&cacheid=3118FD4AB532675E690E68B481E7EDA8&mode=splus&base=LAW&n=137857&rnd=FD7556C301DA3EF5003B966FB7546F04#09303937028695703 (Дата обращения к ресурсу: 27.10.2018)
  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=177648348405573110027142729&cacheid=AB65DB560C2F9C879E1B833454F07B4F&mode=splus&base=LAW&n=286361&rnd=FE19EFD4A48F8EE9266F68BF1BA80A61#03640297935060193 (Дата обращения к ресурсу: 03.11.2018)
  19. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства, регулирующего особенности налогообложения банков» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=23550&fld=134&dst=1000000073,0&rnd=0.28244391341454533#038044520423460293 (Дата обращения к ресурсу: 02.11.2018)
  20. Письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123 [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=132048360406164970880764515&cacheid=7CC5D16ABC5347783057C8F1648A74B2&mode=splus&base=QUEST001&n=115009&rnd=30F5511DEB4AF27E86F8221BC5FFC78D#04985402196295885 (Дата обращения к ресурсу: 04.11.2018)
  21. Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 N 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=470991103727638204441428&cacheid=21977219B7ADE72EDBE99ADCAB486535&mode=splus&base=LAW&n=181809&rnd=FE19EFD4A48F8EE9266F68BF1BA80A61#024168584381667224 (Дата обращения к ресурсу: 06.11.2018)
  22. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=127365&dst=1000000001 (Дата обращения к ресурсу: 28.07.2018)
  23. Проект Федерального закона N 96700088-2 «О нормативных правовых актах Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.11.1996) [Электронный ресурс] – Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=72&dst=100065%2C1 (Дата обращения к ресурсу: 28.07.2018)
  24. Вопросы по оформлению и представлению отчетности на застрахованных лиц («Сведений о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М и «Сведений о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ). [Электронный ресурс] URL:http://www.pfrf.ru/branches/spb/info/~otvet/3324 (Дата обращения к ресурсу: 29.09.2018 г.)