Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика оперативно-розыскных мероприятий
§ 1. Понятие и классификация ОРМ
§ 2. Содержание видов оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий
§ 1. Основания для проведения ОРМ
Глава 3. Выявление нарушений в сфере закупок и ответственность за них
Вызывает возражение и позиция А. Земсковой в части проведения «отождествления с использованием служебно-розыскных собак по изъятым с места происшествия и полученным из других мест в процессе расследования вещественным доказательствам». По ее мнению, «такое отождествление личности бывает вполне надежным источником доказательств»[37]. Однако отождествление личности служебно-розыскными собаками не предусмотрено УПК и не может рассматриваться в качестве источника доказательств.
Содержание и результаты оперативного отождествления оформляются рапортом или справкой оперативного работника. Допускается также оформление результатов соответствующего оперативно-розыскного мероприятия объяснением гражданина, участвующего в нем в качестве опознающего.
- Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в визуальном, слуховом и ином способе контроля оперативным работником или по его поручению другим субъектом оперативно-розыскной деятельности соответствующих объектов в целях выявления следов преступления, орудий и предметов преступлений, разыскиваемых лиц, а также получения иной оперативно значимой информации, обеспечивающей решение задач предупреждения и раскрытия преступлений.[38]
Существуют три вида обследования: гласное, негласное и зашифрованное.
Для принятия решения о проведении гласного обследования сотрудник подразделения органа внутренних дел, правомочный осуществлять оперативно-розыскную деятельность[39], располагающий сведениями о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства Российской Федерации, в случае, если не имеется достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт.
Гласное обследование проводится с привлечением с их согласия двух незаинтересованных лиц (представителей общественности) для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия.
Перед началом гласного обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись. Если в ходе обследования будут применены технические средства, то участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.[40]
При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения. Кроме того, могут быть изъяты предметы и документы.[41]
Если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены ему по почте заказным почтовым отправлением.
Аналогично производится изъятие электронных носителей информации и передача копий изъятой информации лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации, или обладателю содержащейся на них информации.[42]
О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю. К рапорту прилагаются протокол (в случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов) и материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи в случае использования их в ходе проведения обследования.[43]
В исключительных случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации, проведение обследования допускается в ночное время[44].
Негласное обследование проводится сотрудником оперативного подразделения с привлечением при необходимости в установленном порядке оперативно-технических подразделений органов внутренних дел. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного осмотра объектов производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении этого мероприятия.
К участию во всех видах обследования целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками отыскания соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио-, видеоконтроля и т.п. Результаты деятельности специалиста подробно фиксируются в справках, актах, составляемых по окончании обследования, с точным указанием технических характеристик примененных и внедренных технических средств фиксации информации.[45]
Негласное обследование жилого помещения предполагает особую процедуру, поскольку оно связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Поэтому этот вид обследования в соответствии проводится только на основании судебного решения.[46]
Результаты негласного обследования оформляются справкой или рапортом при его проведении сотрудником оперативного подразделения, актом – при проведении обследования с участием других лиц и специалистов, с приложением соответствующих планов - схем и изъятых предметов. Если при оперативном осмотре использовались специальные технические и иные средства фиксации, к указанным документам прилагаются физические носители информации.
При зашифрованном обследовании оперативный сотрудник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к органам внутренних дел. В ходе этого вида оперативного обследования используются возможности скрытоносимых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Обнаруженные в ходе обследования следы, а также предметы и документы, имеющие значение для раскрытия преступления, могут использоваться в доказывании по уголовным делам после их процессуального оформления в соответствии с требованиями УПК РФ.[47]
- Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение оперативно-значимой информации путем негласного просмотра (перлюстрации) почтовой, телеграфной корреспонденции и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.[48]
Поскольку это мероприятие вторгается в сферу охраняемых конституционных прав граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений[49], его проведение возможно только на основании судебного решения, выносимого на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа внутренних дел, осуществляющего ОРД[50].
В случае безотлагательного проведения указанного мероприятия оно может быть проведено без судебного решения, но с обязательным письменным уведомлением суда в течение 24 часов после начала проведения и с получением судебного решения в течение 48 часов.[51]
Контроль почтовых отправлений может носить разовый характер и длящийся, устанавливаемый на срок до 6 месяцев[52].
Результаты всех видов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений оформляются справками. При необходимости к ним прилагаются отснятые копии, ксерокопии, фотографии, образцы для исследования (если контролю подвергалось содержание посылки). При этом образцы могут быть направлены на исследование в криминалистические лаборатории.[53]
Свои тактические особенности имеет контроль почтовых отправлений, досмотр посылок, бандеролей и их передача в условиях учреждений ФСИН РФ. Порядок их осуществления регламентируется УИК РФ[54].
- Прослушивание телефонных переговоров – оперативно-розыскное мероприятие, проводимое только на основании соответствующего судебного решения и состоящее в конспиративном (негласном) прослушивании и аудиозаписи содержания телефонных переговоров, ведущихся по каналам телефонной связи, в целях получения оперативно-значимой информации для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Прослушивание телефонных переговоров как оперативно-розыскное мероприятие охватывает получение оперативно значимой информации независимо от вида используемого канала телефонной связи. К основным видам телефонной связи относятся: проводные линии, радиотелефонные каналы, каналы сотовой, космической связи и др.[55]
Тайна телефонных переговоров провозглашается конституционным правом[56], ограничение которого допускается только на основании судебного решения[57].
В исключительных случаях при возникновении угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов[58]. Прослушивание телефонных переговоров устанавливается на срок до шести месяцев, однако при необходимости по судебному решению этот срок может быть продлен.
Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.[59]
Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.[60]
- Снятие информации с технических каналов связи – это ОРМ, заключающееся в получении открытой (незашифрованной) информации, передаваемой по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, селекторные и радиорелейные каналы передачи данных, компьютерные сети и др.)[61], проводимое на основании судебного решения[62].
Снятие информации с технических каналов связи проводится сотрудниками подразделений специальных технических мероприятий (ПСТМ). Результаты снятия информации с технических каналов связи оформляются при проведении лично сотрудником оперативного подразделения справкой или рапортом; при участии других лиц, в том числе специалиста - актом. При снятии информации с компьютерных сетей необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа.[63]
- Оперативное внедрение – это ОРМ, заключающееся в легендированном вводе (продвижении) сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействий, в криминальную среду и объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач ОРД.[64]
Оперативное внедрение всегда сопряжено с высокой степенью риска внедряемого лица. В связи с этим важнейшим условием проведения данного мероприятия является согласие субъекта оперативно-розыскной деятельности на подобное внедрение. При этом необходимость согласия на внедрение в равной степени распространяется как на штатных сотрудников оперативных аппаратов, так и на лиц, оказывающих содействие этим аппаратам на конфиденциальной основе.[65]
Другое важнейшее условие оперативного внедрения сопряжено с обеспечением легендированности внедрения. Реализация этого условия предполагает использование документов, зашифровывающих личность внедряемого лица, а также ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность[66]. Несмотря на допустимость и высокую эффективность оперативного внедрения, субъект оперативно-розыскной деятельности, внедренный в преступную среду, не может принимать участия в совершении преступлений и уголовный закон не предусматривает для таких лиц никаких исключений.