Файл: "Учетная политика для целей налогообложения".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо указать:

  1. организация использует право на освобождение от налогообложения соответствующих операций;
  2. организация отказывается от права на освобождение от налогообложения соответствующих операций.

Следует отметить, что перечень операций, освобождаемых от налогообложения, периодически изменяется. Их состав за соответствующий год указан в п. 1-3 ст. 149 НК РФ.

Порядок ведения раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых налогом операций

Во всех случаях, когда налогоплательщик наряду с облагаемой НДС деятельностью совершает необлагаемые операции, он должен вести раздельный учет.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ раздельный учет «входного» НДС ведется в следующих случаях:

- при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (п. 4 ст. 149 НК РФ);

- когда налогоплательщик применяет различные налоговые ставки при реализации (передаче, выполнении, оказании, в том числе для собственных нужд) товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 153 НК РФ);

- при одновременной реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база, по которым исчисляется в общеустановленном порядке, и реализация товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

- при одновременной реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по которым исчисляется в общеустановленном порядке, и реализация товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

- по операциям реализации товаров (работ, услуг) как на внутреннем рынке, так и на экспорт (п. 10 ст. 165 НК РФ).[54]

Порядок отнесения сумм «входного» НДС на затраты по производству и реализацию товаров (работ, услуг) или принятия этих сумм к вычету определяется в ст. 170 НК РФ.

Суммы налога по товарам (работам, услугам), в том числе основные средства и нематериальным активы, имущественные права, используемые при осуществлении облагаемых и освобожденных от налогообложения операций, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для конкретного вида деятельности.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.


С 1 января 2008 года налоговый период по НДС в соответствии со статьей 163 НК РФ устанавливается как квартал. В связи с указанным обстоятельством с 1 января 2008 года определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по данным текущего налогового периода. Соответственно, распределение сумм налога, предъявленных налогоплательщикам начиная с 1 января 2008 года по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, также производится по данным текущего налогового периода.[55]

При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика сумма налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественные права, не подлежит вычету и не включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц).[56]

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик вправе не применять положения о раздельном учете в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. Следует помнить, что налогоплательщик должен отразить данное право в учетной политике в целях налогообложения.[57]

Таким образом, организации могут избежать необходимости ведения раздельного учета.

При этом все суммы налога, предъявленные такими налогоплательщиками продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 НК РФ, то есть на основании счетов-фактур и после принятия на учет указанных товаров.

Для распределения сумм «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении облагаемых и не облагаемых налогом операций, целесообразно отражать «входной» НДС по указанным товарам (работам, услугам) на отдельном субсчете «Суммы НДС, подлежащие распределению» к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Сумма НДС, учитываемая по дебету указанного субсчета по окончании налогового периода, распределяется между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями в пропорции, определяемой в вышеизложенном порядке.[58]


В учетной политике для целей налогообложения указывается выбранный организацией способ раздельного учета «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Кроме того, в учетной политике организации для осуществления раздельного учета целесообразно указать:

- перечень товаров (работ, услуг), используемых для проведения операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению;

- перечень операций, которые освобождены от налогообложения;

- перечень операций, облагаемых налогом по ставке 18, 10 и 0 %

Изменения в учетной политике для целей налогообложения в 2017 году

Поскольку налоговое законодательство постоянно меняется, к началу нового финансового года организации должны пересмотреть учетную политику для целей налогообложения и внести в нее изменения. В 2017 годах было принято несколько Федеральных законов, внесших поправки в Налоговый кодекс РФ.

Изменения в начислении амортизации основных средств

Для организаций, применяющих общую систему налогообложения, добавлена возможность закрепить в шаблон учетной политики для целей налогообложения положения НК РФ, определяющие лимит стоимости амортизируемого имущества.

В 2017 году значительно увеличился лимит стоимости основных средств. В настоящее время основные средства в налоговом учете признаются амортизируемыми, если они стоят свыше 100 000 рублей и срок их эксплуатации больше 12 месяцев. Новый лимит действителен для имущества, введенного в эксплуатацию с 2016 года.[59]

В соответствии с пунктом 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

С 1 января 2017 года организации будут определять амортизационные группы и сроки амортизации для основных средств в соответствии с новым Классификатором. Поправки к Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. №1 вносятся Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2016 г. №640.

Министерство финансов России в своем письме от 6 октября 2016 г. № 03-05-05-01/58129 пояснило, что внесение изменений в Классификацию, не является основанием для изменения срока полезного использования основных средств, установленного в соответствии с прежней редакцией Классификации на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества. При определении объектов налогообложения по налогу на имущество также применяется Классификация основных средств, действовавшая на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.


В отношении основных средств, принятых к учету с 1 января 2017 года, применяется новая Классификация с учетом внесенных изменений.

Соответствующие изменения вносятся в учетную политику для целей налогообложения.

Резерв по сомнительным долгам

Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке п. 3 ст. 266 НК РФ. За счет резерва можно включить во внереализационные расходы задолженность ненадежных контрагентов, что означает, что вы заплатите меньше налога на прибыль.

С 1 января 2017 года организации имеют право создавать резерв по сомнительным долгам на сумму больше, чем в 2016 году. Изменения в Налоговом кодексе РФ были внесены Федеральным законом от 30 ноября 2016 года №405-ФЗ.

С начала 2017 года действует положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

До 2017 года вариативности нет: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.[60]

Раздельный учет

С 1 января 2017 года вступает в силу Закон от 3 июля 2016 г. № 244-ФЗ, который закрепляет механизм налогообложения НДС за услуги, оказываемые иностранными организациями через Интернет. В статье 148 НК РФ указывается, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя. Перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.

Поскольку в 2017 году при предоставлении интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российский продавец перестанет платить НДС, поскольку эта операция не облагается НДС. В этом случае он будет вынужден вести раздельный учет по НДС.[61]

Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. По разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.

При этом налогоплательщик вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В этом случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.


В учетной политике для целей налогообложения необходимо закрепить следующее:

- порядок ведения раздельного учета НДС;

- применяет ли организация правило 5%, если «да», то порядок определения совокупных расходов (письмо ФСН России от 22.03.2011 № КЕ-4-3/4475 (п. 1)).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей курсовой работе поставленная цель достигнута, и были выполнены все необходимые задачи.

Подведя итог, можно сделать вывод, что правильная организация учетной политики для целей налогообложения является одним из основных направлений оптимизации налоговых платежей, увеличения прибыли.

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Целью налогового учета является правильное исчисление налоговых обязательств налогоплательщика, поэтому учетная политика необходима для установления правил, на основании которых можно определять налоговые обязательства соответствующего налогового периода.

Поэтому целесообразно отразить в учетной политике для целей налогообложения способы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операциям организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего налогового периода. Не следует включать в учетную политику для целей налогообложения объекты, которые в организации отсутствуют.

Сформированная учетная политика для целей налогообложения с учетом вышеуказанных требований, принимается организацией в виде отдельного акта, утвержденного приказом руководителя организации, и подлежит применению не только в течение налогового периода, но и также в течение длительного времени, т.е. нескольких налоговых периодов.

Утвержденная учетная политика работает гораздо эффективнее, если она тщательно продумана и решает задачи:

- выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве;

- отказ от метода учета по умолчанию, если налогоплательщик хочет использовать альтернативный вариант, предусмотренный налоговым законодательством;

- сближение бухгалтерского и налогового учета и, соответственно, сокращение работы бухгалтера;

-минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов.