Файл: "Учетная политика для целей налогообложения".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

  1. общие и организационно-технические вопросы;
  2. методологические аспекты.

Общие и организационно-технические вопросы организации налогового учета:

  • распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;
  • применение аналитических регистров налогового учета;
  • технология обработки учетной информации.

В этот раздел также включены основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

  • срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;
  • перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов;
  • порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями.

Во втором разделе представлены способы (методы) ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов.[11]

Достоверно составленная учетная политика для целей налогового учета имеет большое значение для корректного исчисления налога на прибыль, с одной стороны, и для минимизации налоговых платежей предприятия в бюджет, повышения рентабельности капитала – с другой.

Правильно выбранная методика способов и методов налогового учета приобретает особую важность в связи с тем, что за нарушение правил исчисления налогов организация несет ответственность в соответствии с действующим законом.[12]

Таким образом, оптимально разработанная учетная политика для целей налогообложения решает несколько задач:

- обеспечение эффективности налогообложения, поскольку использование разных методов учета дает иной экономический результат;

- выбор оптимальных методов налогового учета для организации, позволяет на законных основаниях приблизить налоговую нагрузку к безопасному порогу;

- сокращение риска споров с налоговыми органами. Чем подробнее в учетной политике декларированы правила ведения учета, которые не противоречат нормам действующего законодательства, тем труднее инспекторам оспорить правомерность их применения;


- гармонизация налогового и бухгалтерского учета, повышает эффективность работы бухгалтерского отдела, сводя к минимуму расходы и усиливая импульс наглядности.[13]

Как уже отмечалось, принятая учетная политика для целей налогообложения должна применяться организацией не только в течение налогового периода, но и также в течение длительного времени из года в год, т.е. нескольких налоговых периодов.

Под применением учетной политики необходимо понимать использование избранных организацией методов определения налоговой базы в течение налогового периода с целью формирования полной и достоверной информации об объектах налогообложения, исчисления и уплаты налогов.[14]

Учетная политика для целей налогообложения не представляется в налоговую инспекцию при представлении бухгалтерской или налоговой отчетности. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют специальные указания по поводу включения налоговой учетной политики в состав отчетности. Однако налоговая учетная политика может быть представлена заинтересованным лицам не только в составе отчетности, но и по требованию этих заинтересованных лиц, в частности налоговых органов.

Согласно приведенному выше понятию - «учетная политика для целей налогообложения», можно сказать, что основная задача которую необходимо решить организации при составлении учетной политики, является выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Таким образом, при формировании учетной политики для целей налогообложения, организация должна руководствоваться рядом положений Налогового кодекса РФ, который содержит по отдельным объектам различные способы (методы) налогового учета, а также предполагает решение отдельных вопросов самостоятельно, поэтому выбор соответствующих учетных способов (методов) должны быть зафиксированы в отдельном документе.

Грамотно и обоснованно сформированная учетная политика для целей налогообложения позволит организациям законно оптимизировать налоговые платежи и сможет поспособствовать устранению многих спорных практических фактов хозяйственной жизни. Кроме того, в случае возникновения споров с налоговой службой и невозможностью досудебно разрешить их в пользу организации, в суде учетная политика для целей налогообложения послужит решающим аргументом в пользу правомочности действий организации.[15]


Изменение учетной политики для целей налогообложения

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Таким образом, бухгалтер не должен ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ.

Согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам в учетной политике организации могут производиться в случаях:

- изменение законодательства о налогах и сборах (обязательное изменение учетной политики);

- изменение применяемых организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики).

Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения, связанных с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должно быть введено с начала нового налогового периода (как правило, с 1 января).

При изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу указанных изменений. Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ.[16]

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (статья 313 главы 25 НК РФ).[17]

При этом все изменения должны быть отражены в соответствующем организационно-распорядительном документе организации. Поэтому при изменении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, внесенные в уже действующую учетную политику организации.

Таким образом, можно изменять учетную политику для целей налогообложения в течение года только в двух случаях – при изменении законодательства о налогах и сборах и при начале нового вида деятельности. Иных оснований Налоговым кодексом не предусмотрено. Все изменения и дополнения должны утверждаться приказом (распоряжением) руководителя.


Особенности формирования учетной политики для целей налогообложения на производственных предприятиях

Основные элементы учетной политики для целей налогообложения

В учетную политику для целей налогообложения целесообразно включать следующие основные элементы:

- порядок ведения налогового учета по каждому налогу, в том числе формы регистров налогового учета;

- порядок раздельного налогового учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых налогами по разным ставкам;

- порядок раздельного налогового учета фактов хозяйственной жизни, облагаемых и не облагаемых налогами;

- порядок формирования налоговой базы по каждому налогу (налогу на прибыль, НДС, налог на имущество, транспортный налог, налог на доходы физических лиц, налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной системе налогообложения и др.).[18]

Условно все элементы в учетной политике для целей налогообложения можно разделить на три группы:

  1. основные элементы;
  2. специальные элементы;
  3. дополнительные элементы.

Основные элементы используются в учетной политике для целей налогообложения всех налогоплательщиков по разным налогам и предусмотрены налоговым законодательством.

Специальные элементы учетной политики для целей налогообложения определяются для налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности или ведущих специфические операции.

Например, банки – это способ определения резервов на возможные потери по ссудам; профессиональные участники рынка ценных бумаг по операциям с ценными бумагами – метод определения доходов и расходов; налог на добычу полезных ископаемых у добывающих организаций - метод определения количества добытого полезного ископаемого и т.д.

Дополнительные элементы учетной политики являются факультативными, так как в этой группе содержатся такие элементы учетной политики, которые не определяются законодательством. Тем не менее, закон предусматривает альтернативные нормы, которые позволяют налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.


В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые налогоплательщику необходимы для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они принадлежат к основной группе. В случае возникновения новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.[19]

Содержание элементов основной группы в учетной политике для целей налогообложения определяется в соответствии с редакцией Налогового кодекса РФ, которая будет действовать в планируемом году. Налогоплательщик самостоятельно разрабатывает и утверждает элементы учетной политики, установленные Налоговым кодексом.

Один из способов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Выбор варианта зависит от условий деятельности налогоплательщика.

Для упорядочения процесса разработки учетной политики все элементы целесообразно разделить на разные группы в отношении конкретных налогов. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета.

Регистрами налогового учета могут быть:

- регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами;

- регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно.

Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета – с использованием компьютерной техники либо ручным способом.[20]

Примерный перечень основных элементов учетной политики для целей налогообложения представлен в Приложении 1.

На основании этого Приложения и рассмотрим отдельные моменты формирования учетной политики для целей налогообложения по общему налоговому режиму – налог на прибыль организации и налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль

Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Налог на прибыль организаций – прямой налог, которым облагается прибыль, полученная налогоплательщиком.[21]

Методы признания доходов и расходов