Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общая численность сотрудников Секретариата составляет бо­лее 50 тыс. человек, являющихся гражданами свыше 170 стран.

Весь персонал Секретариата ООН делится на четыре катего­рии: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслужи­вания, хозяйственно-технических служб. Основная часть должно­стей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического пред­ставительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и числен­ности населения.

Генеральный секретарь ООН. Возглавляет Секретариат и яв­ляется главным административным должностным лицом Генераль­ный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомен­дации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддер­жанию международного мира и безопасности. С 1 января 2007 г. на должность Генерального секретаря ООН вступил Пан Ги Мун (Ю.Корея).

В ООН существует также множество специализированных учреждений: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная организация гражданской авиации, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.
Заключение.
Подводя итог, можно отметить, что международные организации играют большую роль в международных отношениях. Значительная часть международных проблем, а особенно такие важные как поддержание международного мира и безопасности, входит в компетенцию самой значительной международной организации - ООН и ее специализированных органов. Устав ООН предъявляет требования к международным организациям в экономическое, социальной, культурной и других специальных областях, независимо от того, являются они универсальными или региональными. В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН в решении различных проблем.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что международные организации являются вторичным субъектом международного права, так как правосубъектность проистекает от правосубъектности государств. Государства на основании договора признают необходимость создания той или иной международной организации
, порядок ее функционирования, компетенцию, задачи и т.д. Именно государства, путем создания международной организации на основе учредительного документа не только наделяют международную организацию правами и обязанностями, но и ограничивают ее правоспособность. Но тем не менее международные организации играют большую роль в развитии и укреплении международных отношений.

ООН является самой важной и основной международной организаций, роль которой в современном мире трудно переоценить. Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотрудничества. Как было рассмотрено в лекции, ООН создана, как это определено в ее Уставе, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов: 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действия наций в достижении этих общих целей.


Лекция № 4. Международно-правовые вопросы населения и территории
План.
Введение.

Вопрос 1. Международно-правовые вопросы гражданства.

Вопрос 2. Право убежища.

Вопрос 3. Понятие и виды территорий в международном праве.

Вопрос 4. Государственная территория и ее составные части.

Вопрос 5. Международные реки.

Заключение.

Литература.

Введение.
Под населением чаще всего понимают со­вокупность индивидов, проживающих в данный момент на терри­тории того или иного государства.

Население любого государства состоит из следующих катего­рий: граждан данного государства, иностранцев (так называемых обычных иностранцев, т. е. не пользующихся иммунитетами и привилегиями) и лиц без гражданства. Есть некоторые промежу­точные категории, но они входят в одну из перечисленных основ­ных категорий (например, лица, имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соответствующих государств).

Если исходить из того, что международное право не ока­зывает непосредственного регулятивного воздействия на населе­ние (в целом, на какие-либо его категории и отдельных лиц), это не будет означать, однако, что оно никак не затрагивает населе­ния. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо и косвенно относящихся к населению, в частнос­ти по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав челове­ка, режима иностранцев. И даже те нормы международного права, которые прямо не посвящены населению, оказывают воздействие на его правовое положение. Обязывая государства действовать определенным образом по отношению друг к другу, международ­ное право влечет за собой обязанность государства предпринимать те или иные действия и в сфере его внутренней жизни, в том числе принимать правовые акты, касающиеся положения населе­ния.

Споры по территориальным вопросам, а также разграничение территорий по принадлежности издавна относились к числу важных и деликатных международных проблем, которые на протяжении всей истории приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам даже на территории одного государства (Югославия, СССР, Ангола и др.).

В прошлом законным способом получения территории считались насильственный захват
, занятие «ничейной территории», приобретательская давность и другие способы, которые запрещены современным международным правом. Современное международное право полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств, отрицает приобретательскую давность. В настоящее время основным принципом правомерного разграничения территории является выбор народа, проживающего на этой территории.

В настоящее время в международном праве уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории.

В лекции мы рассмотрим понятие территории, виды территорий, состав и юридическую природу государственной территории, изучим порядок установления и изменения государственной границы, а также проанализируем режим использования международных рек.
Вопрос 1. Международно-правовые вопросы гражданства.
Гражданство - это устойчивая право­вая связь физического лица с государством, выражающаяся в со­вокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданст­во называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда граж­данина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

В законодательстве некоторых государств существуют различ­ные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монар­хической формой правления все еще встречается термин «поддан­ство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терми­нов, обозначающих принадлежность лица к государству.

Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом.

Гражданство регулируется в принципе внутренним законода­тельством государства. Возможно отсутствие закона о гражданст­ве в каком-либо государстве. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, рег­ламентация гражданства — внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты граж­данства устанавливаются внутренним законодательством государ­ства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.


Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рож­дения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике госу­дарств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство различных государств по этому вопросу основывается на одном из двух при­нципов: либо на праве крови (jus sanguinis), либо на праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения: право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придержи­вается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, ко­торые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях ис­ходят и из права почвы.

Право почвы свойственно законодательству США и латино-американских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Натурализация (укоренение) — инди­видуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применя­ется, но в теории международного права он общепризнан. Нату­рализация — добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике такие случаи известны. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предос­тавить иностранцам, проживающим длительное время на их тер­ритории, свое гражданство.

Натурализация осуществляется обычно в большинстве госу­дарств с учетом определенных условий, предусмотренных в зако­не. Важнейшие условия — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, на­пример имущественные.