Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общая численность сотрудников Секретариата составляет более 50 тыс. человек, являющихся гражданами свыше 170 стран.
Весь персонал Секретариата ООН делится на четыре категории: специалисты, сотрудники полевой службы, общего обслуживания, хозяйственно-технических служб. Основная часть должностей специалистов подлежит распределению среди государств-членов на основе принципа справедливого географического представительства с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения.
Генеральный секретарь ООН. Возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. С 1 января 2007 г. на должность Генерального секретаря ООН вступил Пан Ги Мун (Ю.Корея).
В ООН существует также множество специализированных учреждений: Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Международная организация гражданской авиации, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.
Заключение.
Подводя итог, можно отметить, что международные организации играют большую роль в международных отношениях. Значительная часть международных проблем, а особенно такие важные как поддержание международного мира и безопасности, входит в компетенцию самой значительной международной организации - ООН и ее специализированных органов. Устав ООН предъявляет требования к международным организациям в экономическое, социальной, культурной и других специальных областях, независимо от того, являются они универсальными или региональными. В частности, их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН в решении различных проблем.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что международные организации являются вторичным субъектом международного права, так как правосубъектность проистекает от правосубъектности государств. Государства на основании договора признают необходимость создания той или иной международной организации
, порядок ее функционирования, компетенцию, задачи и т.д. Именно государства, путем создания международной организации на основе учредительного документа не только наделяют международную организацию правами и обязанностями, но и ограничивают ее правоспособность. Но тем не менее международные организации играют большую роль в развитии и укреплении международных отношений.
ООН является самой важной и основной международной организаций, роль которой в современном мире трудно переоценить. Создание ООН явилось крупным политическим достижением в области межгосударственных отношений и международного сотрудничества. Как было рассмотрено в лекции, ООН создана, как это определено в ее Уставе, в целях: 1) поддерживать международный мир и безопасность; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов: 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования действия наций в достижении этих общих целей.
Лекция № 4. Международно-правовые вопросы населения и территории
План.
Введение.
Вопрос 1. Международно-правовые вопросы гражданства.
Вопрос 2. Право убежища.
Вопрос 3. Понятие и виды территорий в международном праве.
Вопрос 4. Государственная территория и ее составные части.
Вопрос 5. Международные реки.
Заключение.
Литература.
Введение.
Под населением чаще всего понимают совокупность индивидов, проживающих в данный момент на территории того или иного государства.
Население любого государства состоит из следующих категорий: граждан данного государства, иностранцев (так называемых обычных иностранцев, т. е. не пользующихся иммунитетами и привилегиями) и лиц без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они входят в одну из перечисленных основных категорий (например, лица, имеющие двойное гражданство, входят в число граждан соответствующих государств).
Если исходить из того, что международное право не оказывает непосредственного регулятивного воздействия на население (в целом, на какие-либо его категории и отдельных лиц), это не будет означать, однако, что оно никак не затрагивает населения. Имеется ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо и косвенно относящихся к населению, в частности по вопросам гражданства, выдачи преступников, прав человека, режима иностранцев. И даже те нормы международного права, которые прямо не посвящены населению, оказывают воздействие на его правовое положение. Обязывая государства действовать определенным образом по отношению друг к другу, международное право влечет за собой обязанность государства предпринимать те или иные действия и в сфере его внутренней жизни, в том числе принимать правовые акты, касающиеся положения населения.
Споры по территориальным вопросам, а также разграничение территорий по принадлежности издавна относились к числу важных и деликатных международных проблем, которые на протяжении всей истории приводили к войнам между государствами, острым межнациональным конфликтам даже на территории одного государства (Югославия, СССР, Ангола и др.).
В прошлом законным способом получения территории считались насильственный захват
, занятие «ничейной территории», приобретательская давность и другие способы, которые запрещены современным международным правом. Современное международное право полностью отрицает всякую возможность насильственного изменения территории государств, отрицает приобретательскую давность. В настоящее время основным принципом правомерного разграничения территории является выбор народа, проживающего на этой территории.
В настоящее время в международном праве уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории.
В лекции мы рассмотрим понятие территории, виды территорий, состав и юридическую природу государственной территории, изучим порядок установления и изменения государственной границы, а также проанализируем режим использования международных рек.
Вопрос 1. Международно-правовые вопросы гражданства.
Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.
В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления все еще встречается термин «подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.
Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом.
Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либо государстве. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства — внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.
Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
Приобретение гражданства в результате рождения — самый обычный способ его приобретения. Законодательство различных государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: либо на праве крови (jus sanguinis), либо на праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы — по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения: право почвы — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.
Право почвы свойственно законодательству США и латино-американских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
Натурализация (укоренение) — индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация — добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике такие случаи известны. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные.