Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


различными: статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в силу считается датой создания организации. Международные организации могут быть созданы и в упрощен­ном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. К такой практике неоднократно прибегала ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.

2) Создание материальной структуры организации;

3) Созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации. В этих целях наиболее часто используются специальные подготовительные органы. Подготовительные органы учреждаются на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяются состав органа, его компетенция и функции. Деятельность такого органа направлена на подготовку проектов правил процедуры будущих органов организации, проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся ко всем вопросам этой повестки дня, и др.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске
Вопрос 2. Правовая природа международных организаций, их компетенция, полномочия и функции.
Для того, чтобы выполнять свою роль Организация должна обладать определенной правосубъектностью. В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой основы природы международной организации существенным является то, что ее цели принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу. Государства, создавая МО, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая аза ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права. Этим государства создают новый субъект международного права. Но это не означает их уравнивания с государствами – основными субъектами МП. Объем их правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер. Их правосубъектность является вторичной и производной от правосубъектности государств. Она содержится в учредительном документе организации.


Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Основные черты правоспособности МО:

- признание их субъектом МП;

-право заключать договора;

-участие в создании норм МП;

-право обладать привилегиями и иммунитетами;

- способностью учас­твовать в дипломатических сношениях;

- субъекты международного права международные органи­зации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности;

- наделяются также правом наби­рать персонал на контрактной основе. Это не представители госу­дарств, а международные должностные лица, подчиняющиеся ис­ключительно международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах;

- каждая международная организация располагает финансовы­ми средствами, которые складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются исключительно в общих интере­сах организации.

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения конкретных целей и задач, наделяется ими зафик­сированной в учредительном акте определенной компетенцией. По мнению большинства юристов, компетенция международной организации — это объект или сфера ее предметной деятель­ности, а также полномочия, которыми наделяется организация для выполнения возложенных на нее задач.

Функции международной организации - внешние проявления процессов ее деятель­ности по выполнению возложенных на нее задач (например, регу­лирующие, контрольные, оперативные и другие функции). При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.

Компетенция международной организации, так же как и ее правосубъектность, имеет договорную основу и ограничена дого­ворными рамками.

МО состоит из органов - это составная часть международной организации, ее струк­турное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определен­ной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внут­ренней структурой и имеет определенный состав; разработан по­рядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.



Положения о компетенции международной организации в це­лом тесно связаны с компетенцией ее органов. Компетенция орга­на международной организации определяется в учредительном акте или в иных международных соглашениях и носит договорный характер. Она не может быть произвольно изменена без согласия государств — членов международной организации, выраженного в соответствующей форме.

Органы международной организации можно классифициро­вать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентс­кие, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пле­нарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограничен­ного состава.

Для характеристики органов международных организаций возможно применение и других критериев, например иерархия органов (главные и вспомогательные), периодичность заседаний (постоянные и сессионные) и др.

Решения международных организаций принимаются их органа­ми. Процесс принятия решения 1) начи­нается с проявления инициативы, исходящей от государства, от группы государств, от органов или должностных лиц международ­ной организации.

2)Следующий этап формирования решения — внесение пробле­мы в повестку дня органа, принимающего решение.

После внесения вопроса в повестку дня он либо 3) обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий или комитетов.

Решающим этапом принятия решения является 4) голосование.

Решения могут приниматься единогласно, простым или квали­фицированным большинством.

Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство – только присутствующих и голосующих.
Вопрос 3. Организация Объединенных Наций (ООН).
ООН — универсальная международная организация, создан­ная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.


На 1 января 2000 г. членами ООН являлись 188 государств. Государств — нечленов ООН осталось немного. Это Швейцария, Ватикан, государство Океании — Тувалу. Что касается Швейцарии, то в ней дважды состоялся общенациональный референдум относи­тельно членства в ООН (второй раз — 16 марта 1986 г.). Большин­ство населения страны высказалось против вступления Швейцарии в ООН, считая, что членство в ООН может ущемить принцип по­стоянного нейтралитета, которого Швейцария придерживается с 1815 года. Дальнейший рост числа членов возможен не только за счет государств-нечленов, но и в случае деколонизации еще оставшихся колониальных владений и зависимых территорий. Среди них можно назвать колониальные владения Великобритании (например, Бермуд­ские острова, ряд островов в Вест-Индии), так называемые «замор­ские департаменты» и «заморские территории» Франции (Реюньон, Гваделупа, Мартиника и др.). Как правило, государства-члены учреждают при Организации свои постоянные представительства.

Хотя Устав ничего не говорит о возможности выхода из Органи­зации, однако такое право принадлежит каждому члену ООН как суверенному государству. В январе 1965 года Индонезия вышла из ООН, а в сентябре 1966 года возобновила свое участие в ее деятель­ности.

Значение Устава ООН состоит в том, что он не только являет­ся конституционным документом, регулирующим жизнедеятель­ность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирова­ния системы коллективной безопасности, равной для всех госу­дарств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гумани­тарной и иных областях. На основе Устава ООН возникла развет­вленная система многосторонних договоров, заключенных в рам­ках ООН.

Особенность Устава ООН состоит и в том, что сами главные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и др.) могут толковать и дают на практике толкование положений Уста­ва ООН, относящихся к их сфере деятельности. Устав ООН пред­усматривает, что, когда обязательства государств по Уставу ООН окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН. Тем самым Устав ООН является фундаментом прогрессивного развития и кодификации международного права.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея
, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея— совеща­тельный представительный орган, в котором представлены все государства — члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена ря­дом весьма важных функций, и прежде всего в рассмотрении кар­динальных вопросов мировой политики: укрепления международ­ного мира, смягчения международной напряженности, сокращения вооружений и разоружения, создания условий для развития дру­жественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея упол­номочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Ус­тава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам — членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рас­сматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, науч­но-технической и иныхобластях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сес­сии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные (с 1946 по 1997 г. их было 19) и чрезвычайные специ­альные (с 1946 по 1997 г. их было 10) сессии. В ходе регулярной сессии Генеральной Ассамблеи проводятся заседания пленума Ге­неральной Ассамблеи, Генерального комитета, Комитета по про­верке полномочий и шести главных комитетов: Первого (вопросы разоружения и безопасности), Второго (экономические и финансо­вые вопросы), Третьего (социальные и гуманитарные вопросы), Четвертого (специальные политические вопросы и вопросы деко­лонизации), Пятого (административные и бюджетные вопросы) и Шестого (правовые вопросы). Предварительная повестка дня оче­редной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, чис­ленности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам при­нимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Решения по другим вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, кото­рые подлежат решению большинством в 2/3 голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голо­совании. По некоторым важным вопросам, таким как выборы непостоянных членов Совета Безопасности, выборы членовЭКОСОС, Совета по Опеке, прием новых членов в ООН, назначение Гене­рального секретаря ООН, приостановление прав и привилегий членов Организации, исключение из Организации ее членов, бюд­жетные вопросы и другие административно-технические вопросы, Генеральная Ассамблея принимает обязательные решения. По ос­тальным, в том числе связанным с поддержанием международного мира и безопасности, Генеральная Ассамблея принимает резолю­ции и декларации, имеющие рекомендательный характер.