Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства — не члены ООН, имеющие постоянных наблюдате­лей при ООН (Ватикан) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Орга­низация освобождения Палестины и представители ряда междуна­родных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС, СНГ и др.).

Совет Безопасности. Это орган, состоящий из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «непостоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (п. 2 ст. 23).

Решения по процедурным вопросам в Совете Безопасностисчитаются принятыми, если за них поданы голоса не менее любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим во­просам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения — и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом. Воздержание от голосования вето не является.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотруд­ничества государств.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложи­лись вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире, к которым привлека­лось внимание или которые выносились на рассмотрение Совета Безопасности.

Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Так, Совет неодно­кратно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида.

Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения, например того, что обстановка в том или ином районе земного шара представляет собой угрозу или нарушение междуна­родного мира и безопасности.

Наиболее часто используемым приемом, применяемым Сове­том Безопасности, является призыв к государствам — сторонам в конфликте, другим органам ООН. Так, Совет Безопасности неод­нократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. в ходе рас­смотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ира­но-иракского конфликта, положения в Анголе, Грузии, в Таджи­кистане и вдоль таджикско-афганской границы.


Важное место в деятельности Совета занимают методы установления фактичес­ких обстоятельств споров и конфликтов, расследование причин и фактической стороны военных столкновений между государства­ми. В одном только 1992 году было направлено свыше 20 миссий по установлению фактов, в том числе в Молдову, Нагорный Ка­рабах, Грузию, Таджикистан.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнять функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти методы использо­вались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948 года Совет Безопасности стал прибегать к такому ме­тоду, как направление групп военных наблюдателей и миссий по наблюдению за выполнением требований о прекращении огня условий соглашений о перемирии, политическом урегулировании и т.д.

Совет Безопасности использовал и такой метод, как непосред­ственное урегулирование споров и конфликтов между государства­ми и внутри них, определение условий достижения независимости народами, борющимися за свою свободу.

В ходе этой деятельности был разработан набор инструмен­тов, самыми важными из которых являются превентивная дипло­матия и поощрение к миру (миротворчество); операции по поддер­жанию мира; миростроительство; разоружение и санкции.

Превентивная дипломатия — это действия политического, дипломатического, международно-правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сто­ронами, недопущение их перерастания в конфликты и ограниче­ние масштабов конфликтов после их возникновения.

Поощ­рение к миру (миротворчество) — действия, направленные на то, чтобы побудить враждующие стороны установить контакты, про­вести переговоры, прийти к взаимоприемлемым договоренностям и на этой основе добиться преодоления и мирного урегулирования конфликта.

Операция по поддержанию мира — совокупность предпринима­емых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по це­лям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрас­тного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потен­циальных или существующих конфликтов, проводимых в соответ­ствии с мандатом Совета Безопасности или региональных органи­заций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержание или восстановление мира.



Разоружение — совокупность мер, направленных на то, чтобы остановить неограниченные по­токи вооружений и распространение оружия массового уничтоже­ния, сбор, обеспечение сохранности и уничтожение обычного ору­жия, в частности стрелкового, введение эмбарго на поставки оружия, разоружение вооруженных групп, разминирование и др. Такого рода акции предпринимались Советом Безопасности на основе соглашений о всеобъемлющем мирном урегулировании при проведении своих операций в Сомали, Анголе, Камбодже и др.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал и такой инструмент, как санкции — экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудитель­ные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осу­ществляемые государствами по решению Совета Безопасности с целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий, представляющих собой угрозу, наруше­ние мира или акт агрессии.

Совет Безопасности активно использовал в своей миротворчес­кой деятельности и такой инструмент, как постконфликтное миро-строительство, — совокупность действий государств и междуна­родных организаций, направленных на устранение коренных поли­тических, экономических, социальных, гуманитарных и иных при­чин спора, приведшего к вооруженному конфликту, предотвраще­ние возобновления конфликта, выявление и поддержка структур, предназначенных для укрепления мира и восстановления важней­ших элементов инфраструктуры и гражданских институтов госу­дарства.

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода: рекомендации, которые не налагают на государства юридических обязательств и юридически обя­зательные решения, выполнение которых обеспечивается принуди­тельной силой всех государств - членов.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функцио­нировать непрерывно и осуществлять «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Со­вета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребы­вания ООН.

Международный Суд. Он состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц вы­соких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъ­являемым в их странах для назначения на высшие судебные до­лжности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кан­дидату достаточно получить 8 голосов. Кандидатуры для избра­ния в Суд выдвигаются национальными группами членов Посто­янной Палаты Третейского Суда (по 4 члена в каждой группе). МестопребываниеСуда — Гаага.


Помимо судебной Международный Суд осуществляет и кон­сультативную юрисдикцию. Согласно ст. 96 Устава ООН, Гене­ральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специ­ализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея мо­жет дать в любое время разрешение на это, могут также запраши­вать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Международный Суд призван стать одним из ключевых ком­понентов в стратегии мирного разрешения споров и разногласий между государствами и обеспечения правопорядка и законности в мире. Международный Суд, являющийся по Уставу ООН главным судебным органом ООН, содействовал решению спорных между­народных проблем.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уста­вом (ст. 61), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым боль­шинством голосов присутствующих и участвующих в голосова­нии.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и соци­альной деятельности ООН и ее 15 специализированных учрежде­ний, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономичес­ких и социальных проблем глобального и межотраслевого харак­тера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом. Боль­шая работа в рамках ЭКОСОС проводится по подготовке иссле­дований, составлению докладов по международным вопросам в экономической, экологической и социальной областях, в сфере культуры, образования, здравоохранения, поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод.

В круг ведения ЭКОСОС входят созыв многочисленных между­народных конференций, подготовка для представления Генераль­ной Ассамблее проектов конвенций по различным вопросам межго­сударственного сотрудничества, проведение переговоров со специализированными учреждениями относительно соглашений, определяющих их взаимоотношения с ООН. Совет наделен полно­мочиями согласовывать деятельность специализированных учреж­дений посредством консультаций с ними и делать рекомендации таким учреждениям, а также Генеральной Ассамблее и членам ООН.


ЭКОСОС проводит организационную сессию в Нью-Йорке в начале года и основную сессию летом каждого года поочередно в Женеве и Нью-Йорке.

ЭКОСОС активно занимается и такими проблемами, как меж­дународное сотрудничество в областях информатики и энергети­ки, обеспечение чистой водой, продовольствием, борьба с курением, наркотиками, с ВИЧ/СПИДом, содействие решению вопросов торговли и окружающей среды, народонаселения, предупреждения Преступности и уголовного правосудия.

Совет по Опеке. Состоит в настоящее время из 5 членов (Рос­сия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных террито­рий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Респуб­лика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея.

В 1994 году с истечением срока действия Соглашения об опеке для последней подопечной территории Тихоокеанские острова и приемом Палау в качестве 185-го члена в ООН Совет по Опеке завершил выполнение своей задачи, возложенной на него в соот­ветствии с Уставом ООН в отношении всех 11 территорий, кото­рые были включены в систему опеки. В этой связи Совет по Опеке внес поправки в свои правила процедуры, и в будущем он будет созываться только тогда, когда этого потребуют обстоятельства, и там, где это представляется наиболее уместным.

Секретариат ООН. Одним из главных органов ООН является Секретариат. Он состоит из Генерального секретаря и такого пер­сонала, который может потребоваться для Организации. Он об­служивает другие органы ООН и проводит практическую работу по претворению в жизнь программ деятельности и решений, одоб­ренных этими органами, обеспечивает конференционное обслужи­вание всех главных и вспомогательных органов ООН. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддер­жанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и про­ведение международных конференций по проблемам мирового значения (например, Конференции по морскому праву), составле­ние обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разо­ружение, развитие, права человека. В функции Секретариата вхо­дят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Най­роби, Бангкоке и других городах