Файл: Оценка эффективности существующего механизмов формирования бюджета и контроля исполнения бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации бюджетного управления на предприятии

1.1. Функции и методы бюджетирования

1.2. Особенности строительной организации, их влияние на организацию системы бюджетирования

1.3. Система бюджетов строительной организации и ее особенности обусловленные видом деятельности

2. Анализ и совершенствование механизма формирования и контроля исполнения бюджетов в ООО «ПО «Элером»

2.1. Общая характеристика, а также управленческий и стратегический анализ ООО «ПО «Элером»

2.2. Анализ формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3. Разработка предложений по совершенствованию формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3.1. Совершенствование формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3.2. Процедура контроля исполнения бюджетов в строительной организации

Заключение

Список использованных источников

21. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М.: Прогресс. – 2018. – С. 23-28.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Современная управленческая технология, используемая, как на российских, так и на зарубежных предприятиях, позволяющая анализировать текущие финансовые показатели и прогнозировать их на будущее – технология бюджетирования.

Многие руководители, в частности руководители нефтегазовых предприятий, до сих пор не осознают важности и необходимости бюджетирования. Но в последнее время термин «бюджетирование» широко используется и привлекает внимание как модная управленческая технология.

Ключевая цель формирования системы бюджетирования - это управление экономикой, финансами и финансовым состоянием предприятия на основе координации деятельности всех структурных подразделений на достижение единой, количественно определенной цели.

Наиболее важный результат бюджетирования - это координация всех аспектов деятельности предприятия. Особую ценность представляет собой организация бюджетирования на предприятии в современных кризисных условиях. Кризисная ситуация в России сегодня характеризуется снижением покупательской способности населения, нехваткой финансовых ресурсов предприятия, снижением выручки от реализации, и, соответственно, чистой прибыли.

Таким образом, бюджетирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Ключевым элементом бюджетирования выступает бюджет – количественное выражение организационных прогнозов в физическом и денежном выражении, характеризующий стандартизированный документ с определенной структурой статей на определенный промежуток времени. Основой реализации бюджетирования на предприятии выступает бюджет.

Бюджет представляет собой план, отражающий потенциальные источники финансирования предприятия и направления их использования в предстоящем периоде. Бюджет состоит из бюджета капитальных затрат, бюджета денежных средств предприятия и прогнозного баланса.

Степень теоретической разработанности исследования. В ходе написания работы были использованы теоретические разработки и исследования бюджетирования таких авторов, как И.А. Бланк, Ю.М. Березкин, И.П. Хоминич, Н.В. Гунько, Т. Гранди и др. материалы периодической печати, электронные ресурсы.

Периодические издания в области бюджетирования на генподрядных предприятиях представлены журнальными и газетными статьями М.Г. Ананидзе, Е.А. Елсаковой, Н.С. Ярыгиной, Е.А. Курносовой, А.В. Пихтаревой и др. В данных работах отражены методы и инструменты разработки и реализации бюджетирования компании.


Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию формирования и контроля исполнения бюджетов в генподрядной строительной организации ООО «ПО «Элером».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организации бюджетного управления на предприятии и особенности генподрядной организации, их влияние на организацию системы бюджетирования.

2. Исследовать концептуальный подход к разработке и внедрению системы бюджетирования в организации.

3. Изучить систему бюджетов генподрядной строительной организации и ее особенности обусловленные видом деятельности.

4. Предложить рекомендации по разработке и внедрению системы бюджетирования в организации.

5. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и практики производственно-финансового планирования ООО «ПО «Элером».

6. Разработать мероприятия по внедрению системы бюджетирования в ООО «ПО «Элером».

Объектом исследования в курсовой работе выступает бюджетирование ООО «ПО «Элером», предметом – проблемы формирования и контроля исполнения бюджетов строительной организации ООО «ПО «Элером».

Теоретической базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая литература в области планирования и бюджетирования.

Методическая база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный анализ показателей, прогнозирование.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы организации бюджетного управления на предприятии

1.1. Функции и методы бюджетирования

Финансовое планирование есть планирование всех направлений доходов и расходов денежных средств для обеспечения деятельности предприятия. Показателем уровня развития и формализации данной функции является система бюджетирования. То есть бюджеты представляют собой совокупность управленческих планов [4, c.68].

В практике распространено деление планирования и планов по временному признаку на долгосрочное - свыше одного года, текущее (квартальное) и оперативное (месяц с разбивкой на декады, недели или дни).


В процессе достижения поставленных целей организации сталкиваются с различными проблемами, инструментом решения которых выступает бюджетирование [8, c.47].

В книге «Бюджетирование: шаг за шагом» авторы делят процесс бюджетирования на три сегмента - планирование, разработку и контроль бюджетов, то есть деятельность в рамках этапов планирования и осуществления бюджета. Бюджетирование, это процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. Таким образом, бюджетирование - процесс составления планов показателей деятельности предприятия и контроля за их исполнением [12, c.98].

Бюджетирование взаимозависимо с системой мотивации персонала. Внедрение эффективной системы мотивации персонала положительно скажется на работу системы бюджетирования. Это связанно с уровнем мотивации сотрудников на выполнение утвержденных бюджетов. Поэтому следует внедрять систему мотивации параллельно системе бюджетирования или раньше неё.

Сущность бюджетирования состоит в разработке системы планов производственно-финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, а также контроля за выполнением этих планов и использования корректирующих воздействий на различные отклонения. В информационном отношении - это система, объединяющая результаты процессов планирования, анализа, учета и контроля стоимостных показателей деятельности организации [3, c.117].

Бюджетирование состоит из трех основных элементов: планирование, учет и контроль.

Составление бюджетов – это одна из главных задач управленческого учета. Система учета позволяет накапливать сохранять и в последствии использовать точные данные о ресурсах организации, ее подразделениях, видах продукции или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию у руководителей и работников появляется возможность получать достоверную информацию и сравнивать результаты деятельности с намеченными целями [8, c.52].

Бюджетирование играет огромную роль в управленческом учете. Она отражает движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, позволяет с легкостью использовать соответствующие показатели финансовой деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.


Очень важно контролировать использование бюджета. Бюджетный план представляет собой набор показателей или критериев, процесс исполнения которых должен быть под жестким контролем, что позволит оценить деятельность организации на любом этапе, путем сопоставления фактических данных с плановыми показателями [15, c.137].

Мониторинг и контроль исполнения бюджета как управленческий инструмент позволяет судить о динамическом состоянии объекта и выявлять недостатки в его развитии; дает возможность оценивать внутренние и внешние препятствия развитию объекта; принимать обоснованные и своевременные экономические и управленческие решения.

Мониторинг и контроль исполнения бюджета как инструмент стратегического управления признается эффективным, если он отвечает следующей совокупности требований [4, c.77]:

1) характеризуется стратегической направленностью – содействует реализации стратегических целей, приоритетов, задач и обеспечивающих их плановых мероприятий;

2) осуществляется своевременно: не слишком поздно для производства корректирующих действий и не слишком часто, чтобы не перегружать систему стратегического управления;

3) является экономичным; экономичность означает сокращение ресурсных расходов при сохранении надлежащего качества управления; при отборе показателей мониторинга необходимо учитывать стоимость их расчета, при этом количество показателей не должно быть слишком большим: согласно лучшим практикам компаний – не более 80–100 показателей.

Во время контроля использования бюджета управленческий учет использует различные способы анализа текущего состояния. В зависимости от цели анализа различают: перспективный, оперативный и ретроспективный бюджетный анализ [9, c.45].

Перспективный бюджетный анализ позволяет оценить процесс деятельности с позиции перспективы его развития и использования бюджетов. Его целью является изучение способов достижения стратегических и тактических целей организации и реальность их исполнения [5, c.45].

Исходя из вышесказанного можно сказать, что бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает адаптивность предприятия к изменениям факторов внутренней и внешней среды, снижает возможность ошибок в управлении, формирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем, обеспечивает мотивацию специалистов и более ответственный подход к принятию решений. Это позволяет ему занять одно из ключевых мест в процессе становления организации и ее будущем существовании [6, c.32].


Бюджетирование тесно связано с управленческим учетом и является составной частью его системы. Экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры затрат и результатов. Бюджетирование - это процесс определения таких параметров, планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период времени. Когда параметры заданы, необходим учет и контроль их исполнения, составляющий основу управленческого учета и анализа [14, c.112].

1.2. Особенности строительной организации, их влияние на организацию системы бюджетирования

Строительная отрасль обладает определенными особенностями: высокая степень государственного регулирования отрасли, ресурсоемкость, продолжительность инвестиционного цикла, уникальность строительных проектов, составление проектно-сметной документации. В связи с этим выделим особенности бюджетирования, вытекающие отсюда [9, c.85]:

1. Особенность бюджетов заключается в том, что планирование необходимо производить не только по статьям бюджета, но и в привязке к конкретному проекту. Каждый проект реализуется в соответствии с графиками строительства и сметами [16, c.78].

2. Бюджеты затрат на строительство аналогичны строительной смете проекта. Степень детализации статей бюджета зависит от индивидуальных потребностей менеджеров для принятия решений.

3. В системе управленческого учета и бюджетирования необходимо вести учет не только в разрезе статей доходов, расходов, ЦФО и проектов.

4. Необходимо учитывать участие в проектах субподрядных организаций работы, производимые собственными силами.

5. Необходимо учитывать ограниченность материальных и трудовых ресурсов, планировать своевременную поставку материалов.

На уровень финансового планирования генподрядной организации оказывает влияние ряд факторов, подразделяемые на внешние и внутренние. Внешние факторы – не зависят от уровня эффективности деятельности компании. При желании их устранения, если они носят отрицательный характер, руководство компании не может оказать на них значительное влияние [14, c.93].