Файл: Оценка эффективности существующего механизмов формирования бюджета и контроля исполнения бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации бюджетного управления на предприятии

1.1. Функции и методы бюджетирования

1.2. Особенности строительной организации, их влияние на организацию системы бюджетирования

1.3. Система бюджетов строительной организации и ее особенности обусловленные видом деятельности

2. Анализ и совершенствование механизма формирования и контроля исполнения бюджетов в ООО «ПО «Элером»

2.1. Общая характеристика, а также управленческий и стратегический анализ ООО «ПО «Элером»

2.2. Анализ формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3. Разработка предложений по совершенствованию формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3.1. Совершенствование формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

3.2. Процедура контроля исполнения бюджетов в строительной организации

Заключение

Список использованных источников

21. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. – М.: Прогресс. – 2018. – С. 23-28.

Общая стоимость бюджета очень важна. Он должен содержать все статьи постоянных затрат, каждая из которых рассчитывается с помощью отдельного документа затрат. Этот бюджет является одной из главных причин, так как его баланс определяет точку охвата бизнеса компании в целом [17, c.96].

Чтобы подготовить этот бюджет, очень важно определить базовое распределение накладных (косвенных) затрат, которое может быть основано на принципах бухгалтерского учета и в этом случае должно быть одинаковым для всего предприятия. Для целей управленческого учета должны быть свои собственные стандартные значения распределения. При составлении резервного бюджета определяется объем незавершенного производства, т.е. Объем выполненных заказчиком работ не подтвержден, количество неиспользованных запасов (для которых необходимо произвести инвентаризацию) [15, c.114].

Окончательные бюджеты, устанавливающие критерии планирования, представляют собой финансовые бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет для движения активов и бюджет баланса. Данные, ранее рассчитанные в бюджете продаж и в консолидированном бюджете производства, общих производственных и общих операционных расходов, собираются на счете доходов и расходов, из которого все доходы и расходы с учетом условий платежа переносятся в бюджет движения денежных средств.

Вывод по главе 1

К основным бюджетам предприятия относятся бюджет движения денежных средств (БДДС), бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет по балансовому листу (ББЛ) и инвестиционный бюджет. Все основные бюджеты составляются на год и на квартал с помесячной детализацией.

Все вспомогательные бюджеты (натурально-стоимостные бюджеты) формируются на основе бюджета продаж. Бюджет продаж по реализации составляется отделом реализации; планы реализации по строительству, по прочим видам деятельности готовятся в соответствующих подразделениях и представляются в планово-экономическое управление. При составлении бюджета продаж контролируется соответствие бюджета плановой мощности существующим плановым объемам поставки. На основании бюджета продаж формируются планы производственных, вспомогательных, управляющих подразделений.


2. Анализ и совершенствование механизма формирования и контроля исполнения бюджетов в ООО «ПО «Элером»

2.1. Общая характеристика, а также управленческий и стратегический анализ ООО «ПО «Элером»

Компания, о которой идёт речь в настоящей работе, начала свою деятельность в 2005 году, когда к проектной группе разрабатывающей и патентующей новые технологии эксплуатации и ремонта оборудования метрополитена примкнула группа квалифицированных инженеров-монтажников, наладчиков сетей и автоматики, имевшая к тому времени серьёзный опыт работы на объектах подземного пассажирского транспорта.

Услуги компании оказались немедленно востребованы. Ежегодно проектировались и воплощались в жизнь новые объекты для станций и перегонов. Как во многих других молодых компаниях недостаток финансового планирования и учета затрат компенсировался только энтузиазмом. С 2015 по 2017 годы компания резко, в 8 раз увеличила свой годовой оборот за счёт входа в программу реконструкции метрополитена и расширения сферы своей профессиональной деятельности. Основными работами стали возведение конструкций навесов, воплощение новых архитектурных решений на станциях и в переходах. При этом всё яснее становилось то, что отсутствие систем планирования, бюджетирования и учета неизбежно приведет к перебоям в снабжении объектов, ставит под угрозу само существование компании в целом. Механизм формирования программы закупок такого масштаба не был разработан. Не было и ответа на вопросы - какие затраты, какие сроки необходимы для производства строительных работ. На предприятии стали возникать угрозы задержек заработной платы. Тогда и было принято решение о разработке и внедрении систем бюджетирования, планирования, контроля и учета. После проведения внешнего аудита в компании были образованы экономическое и финансовое подразделения, департамент учета строительных работ.

На рис. 2 представлена организационная структура компании. В данную структуру включены высший руководящий состав предприятия и функциональные подразделения.

Зам. ген. директора по строительству

Зам. ген. директора по коммерции


Зам. ген. директора по персоналу и административным вопросам

Главный бухгалтер

Начальник строительства

Отдел маркетинга

Делопроизводство, секретари

Бухгалтер

Строительные рабочие

Отдел сбыта

Отдел кадров

Кассир

Генеральный директор

Рис. 2. Организационная структура ООО «ПО «Элером»

На процесс ценообразования компании существенное влияние качества управления имуществом и источниками их финансирования. Для оценки был проведен анализ в следующей последовательности:

- анализ динамики состава имущества и источников их формирования;

- анализ ликвидности имущества и текущей платежеспособности компании;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ деловой активности.

Таблица 1

Анализ состава имущества и источников его формирования

Размещение имущества

2016 год

2017 год

2018 год

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

1. Внеоборотные активы

49265

49

56355

50

60778

45

2. Оборотные активы - всего

51705

51

57481

51

74299

55

- запасы и затраты

17658

34

17763

34

21295

41

-НДС

666

1

666

1

602

1

- дебиторская задолженность

21663

42

20861

40

27455

53

- финансовые вложения

3301

6

4206

8

4534

9

- денежные средства

8457

16

13978

27

20407

40

-прочие оборотные активы

23

0

8

0

6

0

3. Собственный капитал

44017

44

40713

36

41921

31

- уставный капитал

35362

80

35362

80

35362

80

-добавочный капитал

184

0

184

0

184

0

-резерв капитал

674

2

674

2

674

2

-нераспределенная прибыль

832

2

-172

0

1066

2

4. Долгосрочные обязательства

17514

17

30950

27

41584

31

-земные средства

14087

80

28089

160

37124

212

-прочие обязательства

3427

20

2860

16

4461

26

5.Краткосрочные обязательства

39438

39

42174

37

51572

38

-заемные средства

11131

28

10396

26

12373

31

-кредиторская задолженность

27079

69

30281

77

36559

93

-доходы будущих периодов

753

2

838

2

2640

7

ИТОГО

100969

100

113836

100

135077

100


В таблице 1 представлен анализ состава имущества и источников его формирования. Имущество предприятия увеличилось в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 34107,8 тыс. руб. или на 33,8%, а по сравнению с 2017 годом – на 21241,1 тыс. руб. или на 18,7%.

В целом рост имущества предприятия обеспечен за счет роста внеоборотных активов на 11513,7 тыс. руб. или на 23,4%, а также оборотных активов – на 22594,1 тыс. руб. или на 43,7%.

Собственный капитал предприятия снизился в 2018 году на 2096,6 тыс. руб. или на 4,8%, долгосрочные обязательства возросли на 24069,9 тыс. руб. или на 137,4%, а краткосрочные обязательства возросли на 12134,5 тыс. руб. или на 30,8%.

Также стоит отметить, что в течение анализируемого периода валюта баланса имеет тенденцию к росту от 100 969 тыс. руб. до 135 077 тыс. руб. Стоит отметить, что доли внеоборотных и оборотных активов примерно равны, и это обуславливается особенностями сферы деятельности компании. В течение анализируемого периода доля дебиторской задолженности примерно одинакова и варьируется от 42% до 53% в структуре оборотных активов. Также положительную оценку даёт запас прочности компании, который рассчитывается как разность оборотных активов и краткосрочных обязательств, в анализируемом периоде он увеличивается с 12 267 тыс. руб. до 22 727 тыс. руб. Доля долгосрочных обязательств в валюте баланса в течение анализируемого периода имеет тенденцию к росту, что в будущем может привести к проблемам с финансовой устойчивостью компании. Также это подтверждает доля собственного капитала, так как она в течение данного периода снижалась с 44% до 31%. Доля краткосрочных обязательств в валюте баланса в течение большего времени превышала долю долгосрочных обязательств, что также свидетельствует о возможных проблемах с финансовой устойчивостью компании, но к концу 2018 года их доли сравнились, это означает, что руководители компании стараются повысить финансовую устойчивость.

В таблице 2 представлен анализ имущества компании по ликвидности и обязательств по срочности погашения.

Таблица 2

Динамика активов по степени ликвидности и обязательств по степени срочности оплаты.

Показатель, тыс.руб.

2016 год

% к итогу

2017 год

% к итогу

2018 год

% к итогу

Наиболее ликвидные активы (А1)

11780

11,67

18191

15,98

24947

18,47

Быстрореализуемые активы (А2)

21663

21,46

20861

18,33

27455

20,33

Медленно реализуемые активы (А3)

18324

18,15

18429

16,19

21897

16,21

Труднореализуемые активы (А4)

49265

48,79

56355

49,51

60778

45,00

Наиболее срочные обязательства (П1)

11131

11,02

10396

9,13

12373

9,16

Краткосрочные пассивы (П2)

27079

26,82

30281

26,60

36559

27,07

Долгосрочные пассивы (П3)

17514

17,35

30950

27,19

41584

30,79

Постоянные пассивы (П4)

44770

44,34

41551

36,50

44561

32,99

Текущие обязательства (ТО)

38209

40677

48932


На протяжении всего анализируемого периода наблюдалось увеличение доли наиболее ликвидных активов с 12% в 2016 году до 18% в 2018 году, это связано со снижением долей остальных групп в структуре баланса особенно труднореализуемых активов. Наибольшую долю обязательств имеют постоянные пассивы, но в течение анализируемого периода они снижалась с 44% в 2016 году до 33% в 2018 году, это связано с увеличением доли долгосрочных пассивов с 17% в 2016 до 31 % в 2018. Остальные группы пассивов оставались относительно неизменными в структуре баланса.

2.2. Анализ формирования и контроля исполнения бюджетов в строительной организации

Организацией разработана совокупность бюджетов, которая включает следующие формы:

  1. Форма к БДРП – форма дохода и расхода по Бюджету объекта, в которой приведены расшифровки по статьям затрат в денежном выражении;
  2. Форма №1 «Выручка к БП» - форма Бюджета, в которой отражается плановая выручка по контракту с учетом понижающих коэффициентов (генподрядное снижение и пр.), а так же прочие компенсационные поступления от Заказчика;
  3. Форма №2 «МТР к БП» - форма Бюджета, в которой отражается потребность в МТР, которая выражается в физическом и денежном объеме;
  4. Форма №3 «УПО к БП» - форма, в которой отражаются работы в денежном выражении, выполняемые силами субподрядной/ными организацией/ми;
  5. Форма №4 «ФОТ к БП» - форма, в которой приведена плановая численность рабочих, необходимых для выполнения работ, которые будут выполняться собственными силами и плановый фонд оплаты труда производственного персонала;
  6. Форма №5 «МиМ к БП» - форма, в которой приведена плановая потребность в физическом и денежном выражении использования машин и механизмов, необходимых для выполнения работ на объекте;
  7. Форма №6 «Охрана к БП» - форма, в которой отражается плановая потребность постов охраны в количественном и денежном выражении;
  8. Форма №7 «Энергоресурсы к БП» - форма, в которой отражается плановая потребность в использовании (подключении) электроэнергии.

Бюджет доходов и расходов по проекту формируется следующим образом.

Тендерный отдел, после получения информации о планируемом заключении контракта, передает информацию (ПСД, сумма контракта, условия контакта, техническое задание и пр.) следующим службам: сметный отдел (СО), производственно – технический отдел (ПТО), планово – экономический отдел (ПЭО), техническому директору, директору по строительству, а так же прочим заинтересованным службам.