Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моральный климат определяет нормы и правила поведения в коллективе. Нарушение установленных норм влечет за собой такие социальные санкции, как избегание общения, утрата доверия, отказ от совместной деятельности.

Эмоциональный климат характеризует внутреннее состояние сотрудников. Именно в этой сфере наиболее вероятны конфликты и противоречия. Анализ эмоционального климата позволит предотвратить возможные проблемы межличностного и делового общения.

Значительная доля сотрудников компании занята в обслуживании потенциальных и действующих клиентов. Это специалисты центра обработки вызовов, менеджеры по продажам, специалисты расчетного отдела. Для данной категории сотрудников в компании разрабатываются и реализуются специальные тренинги, позволяющие снять эмоциональное напряжение, эффективно разрешать конфликтные ситуации, устранять противоречия в общении с клиентами[14].

Для оценки эффективности использования социально-психологических методов в ЗАО «ТКС» службой персонала компании регулярно проводится исследование удовлетворенности сотрудников процессом работы, системой мотивации, взаимоотношениями в коллективе. Для этого используются методы анкетирования, в том числе и электронного, социометрии, выборочного и сплошного опроса, анализ динамики кадров, неформальной культуры в коллективе.

Социально-психологический климат компании нестабилен. Особенно это прослеживается в клиентской службе, там, где высока текучесть персонала. Опросы персонала выявляют проблему несовершенства системы мотивации. Так, например, по результатам опроса, проведенного в 2017 году, 62,8% сотрудников вспомогательных подразделений заявили, что система мотивации нуждается в доработке[15]. Это может быть связано с тем, что сотрудники вспомогательных подразделений имеют достаточно стабильный уровень оплаты труда, который не зависит от изменения объемов работ. Тревожным сигналом является и то, что 25% сотрудников клиентской службы не удовлетворены системой мотивации. Это является одной из первых причин высокой текучести кадров в данном подразделении.

Специфика деятельности компании заключается в том, что некоторые сотрудники работают удаленно, либо имеют разъездной характер работы. В отношении данных сотрудников так же применяются социально-психологические методы, позволяющие им чувствовать себя частью большой компании, быть включенными в общую информационную и коммуникативную среду. Для этих целей используется корпоративная почта, общие рассылки с новостями компании, поздравление с днем рождения и значимыми событиями по внутренним коммуникационным каналам, группы в социальных сетях, общие корпоративные мероприятия.


Большое внимание в компании уделяется профессиональному росту и развитию сотрудников. Для этой цели используются различные формы обучения: тренинги, практикумы, обучение на рабочем месте, наставничество. Предоставление возможности профессионально расти в пределах компании, воспринимается большинством сотрудников дополнительным конкурентным преимуществом данного работодателя относительно других предложений на рынке. После обучения сотрудники проходят оценку знаний, умений и навыков в виде аттестации, анализа результатов деятельности, тестирования.

Оценка профессионального уровня для линейного персонала и сотрудников подразделений, работающих с клиентами, проводится непосредственно после обучения и через три месяца после него. Результаты оценки позволяют определить качество обучения, способность сотрудника применять полученные знаний на практике, уровень мотивации и заинтересованности сотрудника в повышении профессиональных компетенций.

Так же в компании ведется анализ результатов работы подразделений и компании в целом. По итогам анализа назначается дополнительная премиальная часть всем сотрудникам подразделения или компании. Это позволяет сплотить коллектив, укрепить внутренние связи, поддержать командный дух.

Не исключены из системы оценки и руководители. Каждый квартал подводятся итоги работы подразделений, на основании которых руководители могут рассчитывать на дополнительное вознаграждение. Профессиональное развитие руководителей осуществляется в процессе реализации прямых обязанностей, так как руководителям приходится решать задачи различной степени сложности, большинство из которых не стандартны и требуют внедрения новых подходов. Возможность проявить свои профессиональные знания и способности в решении сложных задач так же является инструментом социально-психологического управления персоналом.

Социально-психологические методы управления включают использование санкций и поощрений сотрудников (табл. 2.5).

Социально-психологические санкции являются действенным инструментом управления внутриорганизационными связями и определяют ориентиры качеству работы. Примером санкций является: утрата доверия, игнорирование взаимодействия, снижение качества взаимодействия (конфликтность). Поощрения способствуют укреплению корпоративного командного духа, формированию благоприятного и продуктивного климата внутри компании. Такими поощрениями являются: благодарность, поддержка, уважение, лояльность персонала.


Таблица 2.5. Социально-психологические санкции и поощрения в системе управления персоналом ЗАО «ТКС»

Группа персонала

Санкции

Поощрения

Технические работники

Утрата доверия, нежелание работать совместно, изгнание из коллектива

Благодарность, поддержка в коллективе, признание заслуг и ценности работы.

Специалисты

Утрата доверия, уважения, снижение количества и качества коммуникаций

Благодарность, поддержка, уважение в коллективе, возможность профессионального роста и развития внутри компании

Руководители среднего звена

Утрата доверия, уважения, бойкотирование распоряжений

Поддержка, уважение, признание заслуг, лояльность персонала.

Руководители высшего звена

Снижение управляемости коллектива, бойкотирование распоряжений.

Уважение, признание заслуг, поддержка, лояльность персонала

Анализ системы мотивации персонала в ЗАО «ТКС» позволил выявить ряд проблем, снижающих эффективность трудовой деятельности, а именно:

  • жесткое нормирование и стандартизация труда повышает социально-психологическую напряженность, провоцирует конфликты в коллективе и снижает уровень удовлетворённости процессом и результатами труда;
  • затраты на поддержание системы мотивации постоянно растут, часто, опережая рост доходов и производительности труда;
  • из-за большого количества регламентирующих документов персонал затрудняется в четком определении уровня оплаты труда и дополнительных мер стимулирования, что провоцирует рост недовольства среди сотрудников;
  • зачастую система мотивации воспринимается как работа отдела персонала и бухгалтерии по расчетам с сотрудниками, руководители недостаточно внимания уделяют мотивации персонала, так как загружены решением других задач;
  • использование современных способов организации труда, в частности, гибкого графика, определяемого производственной необходимостью, требует совершенствования инструментов контроля трудовой деятельности, что также влияет на затраты организации;
  • широкое использование негативной мотивации (штрафных санкции, снижение премиальной части), часто, преобладание её над позитивной мотивацией, что повышает текучесть персонала;
  • недостаточное внимание к профессиональному обучению и развитию рядового персонала, в частности, обучению на рабочем месте: процесс обучения отдан под полную ответственность самого сотрудника, руководитель и наставник иногда просто не знают, как обучать нового сотрудника, и не имеют достаточного времени для применение мотивирующих воздействий.

Для преодоления обозначенных проблем рекомендуются следующие мероприятия.

  1. Повышать комплексность и гибкость системы мотивации труда, адаптировать её с учетом изменений внешней и внутренней организационной среды. Это означает, что система мотивации должна пересматриваться не только в зависимости от решения руководства (1 раз в 3 года), но и в зависимости от эффективности работы организации. Так, например, компания совершила прорыв, когда увеличила количество сотрудников, работающих удаленно. Здесь были задействованы такие мотивы, как стремление к комфортным условиям труда, экономия средств и времени на дорогу в офис и из офиса, возможность обеспечить высокий уровень дохода, проживая в маленьком городе. Сейчас такая мотивация в компании становится менее эффективной. Среди удаленных сотрудников наблюдается высокая текучесть. Многим не хватает общения с коллегами и руководителями. Поэтому предлагается для удаленных сотрудников периодически проводить совместные мероприятия, встречи (выездные или в формате видеоконференций, вебинаров), обсуждать сложности трудовой деятельности, совместно вырабатывать оптимальные решения.
  2. Учитывать индивидуальные характеристики (способности, мотивы) персонала при реализации программы обучения. Не все сотрудники могут самостоятельно и через интернет (электронные обучающие курсы) освоить необходимые знания и умения, нуждаются в дополнительной внешней мотивации (теория X). Причем, таких сотрудников – большинство. Это не означает, что таких сотрудников не стоит брать на работу. Необходимо внедрить более эффективную систему взаимодействия с такими сотрудниками, основанную на регулярном контроле, сочетании санкций и поощрений в системе мотивации.
  3. Разработать на основе нормативов, принятых в компании ключевые показатели эффективности. Отличие ключевых показателей эффективности от нормативов в том, что они оценивают уровень эффективности, результативности труда сотрудника, а не просто дают количественную оценку работы. Для большей части сотрудников норматив является условной планкой, которую постоянно повышают, чтобы снизить уровень оплаты труда. Показатель эффективности воспринимается как условие, выполняя которое сотрудник участвует в достижение результата всей организации. Достижение показателя эффективности требует от сотрудника стремлений, возможно, каких-то новых знаний и навыков, т.е. способствует развитию и повышению профессионального уровня. Это дополнительно мотивирует сотрудника, повышает его заинтересованность в качестве работы.

В таблице 2.6 сопоставлены нормативы и показатели эффективности, показано, как изменится мотивация труда от внедрения КПЭ

Таблица 2.6. Изменение нормативов на ключевые показатели эффективности сотрудников ЗАО «ТКС».

Нормативы

КПЭ

Мотивация

  1. Длительность обработки входящего вызова
  2. Длительность исходящего вызова
  3. Время восстановления работы системы
  4. Время полного устранения неисправности
  5. Время обработки заявки
  6. Количество обработанных договоров в день

95-100% задач выполнено в соответствии с нормативом

100% премии

85% задач выполнено в соответствии с нормативом.

5% отклонений вызваны техническими причинами (сбоем в работе техники, сложностью решаемой ситуации)

100% премии

80% задач выполнено в соответствии с нормативом

5-10% - личными причинами

80% премии

70-79% задач выполнено в соответствии с нормативом

50% премии

Менее 70% задач выполнено по нормативу

0% премии

Использование KPI позволяет привести в соответствие результаты работы сотрудника и уровень оплаты труда, повысить прозрачность и объективность распределения дополнительного материального вознаграждения (премии). Так, например, по предлагаемой схеме 100% премии получают сотрудники, у которых более 95% задач выполнено в соответствии с нормативом. В системе мотивации необходимо учесть тот факт, что нарушение нормативов может быть вызвано объективными причинами, например, сбоем в работе техники. Тогда такая причина оформляется в форме заявки технической службе. Если сотрудник не подал заявку на решение технических проблем, считается, что отклонение от норматива вызвано личными причинами.

Также сотрудник может обнаружить, что не выполняет нормативы из-за недостаточного уровня профессионализма. Тогда он обращается к руководителю с просьбой направить на дополнительное обучение или стажировку. Это способствует профессиональном развитию персонала.

Таким образом, анализ системы мотивации в ЗАО «ТКС» показал, что в организации функционирует комплексная система, включающая экономические, административные и социально-психологические методы воздействия на трудовую деятельность. Сложность системы мотивации ЗАО «ТКС» вызвана большой численностью персонала, наличием штатного и внештатного (удаленного) персонала, необходимостью оптимизировать затраты на персонал. Основная проблема системы мотивации ЗАО «ТКС» связана с постоянным ростом затрат, в том числе, на подбор, обучение и адаптацию персонала. Решение проблем в системе мотивации современной организации носит комплексный характер и направлено на оптимальное сочетание затрат на мотивацию труда и ожидаемых результатов в виде повышения производительности труда.