Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании (Теоретические основы формирования организационной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На втором этапе исследования в ходе персонального интервьюирования коллектива УО МГАТК. Мнения записывались, систематизировались в единое описание:

Здание колледжа имеет неповторимый внешний вид. Вся территория колледжа имеет обустроенный опрятный внешний вид.

Немало внимания уделяется внутреннему оформлению учебных корпусов, кабинетов, лабораторий, общежитий.

Рабочие кабинеты оборудованы персональными компьютерами, оргтехникой, телевизорами, телефонной связью.

Учреждение образования «Жировичский государственный аграрно-технический колледж» имеет свой логотип, гимн.

Педагогический коллектив колледжа имеет высокий уровень образования и квалификации.

За высокие показатели в трудовой деятельности осуществляется премирование работников и установление надбавок стимулирующего характера, выделяется материальная помощь.

В колледже осуществляется содействие организации отдыха, санаторно-курортного лечения работающих, организации дополнительных медицинских осмотров работников, связанных с опасными и вредными условиями труда.

Организовывается оказание помощи в решении бытовых проблем пенсионерам колледжа.

В УО МГАТК регулярно проводят мероприятия, которые стали традицией и неотъемлемой частью жизни коллектива.

Учреждение имеет три общежития, столовую, кафе, магазин, спортивный комплекс, библиотеку, дом культуры, музей.

Учащиеся и сотрудники колледжа придерживаются делового стиля одежды.

Доставка работников колледжа осуществляется собственным автотранспортом, бесплатно.

Для участников образовательного процесса колледжа характерен высокий уровень речевой культуры, использование профессиональной лексики, обращение к коллегам по имени и отчеству.

У руководителей колледжа превалирует демократический стиль управления персоналом.

Основными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях среди работников колледжа выступили такие, как: настойчивость, компромисс и сотрудничество.

Для участников образовательного процесса характерны выраженная и умеренная степень конфликтности.

Уровень психологического климата в организации оценен в 5-7 баллов.

На этапе изучения типа организационной культуры в Жировичском аграрно-техническом колледже была определена определённая сбалансированность в сочетании признаков разных культур с преобладанием иерархическая культура. Согласно модели К. Камерона и Р. Куина УО МГАТК - учреждение, которое фокусирует внимание на поддержании гибкости взаимоотношений, заботе о людях и добром отношении к обучающимся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева И. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента. БХВ-Петербург.- 2012 г.- 212 с.
  2. Архангельский Г. Корпоративный тайм-менеджмент. Энциклопедия решений. Альпина Паблишер.- 2015 г.- 212 с.
  3. Беликова И. Организационная культура. Учебное пособие. / И. Беликова.- АГРУС.-2013 г.- 213 с
  4. Бехар Г. Дело не кофе. Организационная культура /Г. Бехар.- Альпина паблишер.- 2014 г.- 192 с.
  5. Вайншенк С. Законы влияния. Как побудить людей делать то, что Вам нужно. / С. Вайншенк.- Манн, Иванов и Фербер -2013 г.- 272 с.
  6. Гудкова Т.Д. Особенности организационной культуры российских компаний Проспект- 2016 г.- 168 с.
  7. Демин Д. Организационная культура. 10 самых распространенных заблуждений / Д. Демин.- Альпина паблишер.- 2012 г.- 144 с.
  8. Изотов В Организационная культура. Стратегии и способы ее формирования / В. Изотов // Работа и зарплата. – 2011. – № 4. – с. 34–39.
  9. Канаева А.О. Организационная социальная политика. Теория и практика управленческих решений / А.О. Канаева.- СпбГУ.- 2013 г. – 364 с
  10. Кандария, И. А. Формирование организационной культуры в организации [Электронный ресурс] / И. А. Кандария // http://www.magistr-mba.ru/tree_articles_24-65.html. – Загл. с экрана.
  11. Колесников А.В. Организационная культура современных организаций. Курс лекций./ А.В. Колесников.- Альфа-Пресс.- 2011 г.- 265 с.
  12. / П. Лексиони.- Манн, Иванов и Фербер. – 2013 г.- 196 с.
  13. Лукаш Ю. Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты. / Ю. Лукаш.- Флинта.- 2012 г.- 218 с.
  14. Макеев В. Организационная культура как фактор эффективной деятельности организации Ленанд.-2015 г.- 248 с.
  15. Макота Е. Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренинга? / Е. Макота.- Грифон.- 2013 г.- 208 с.
  16. Марченко М.А. Никитина О.А. Организационная культура как инструмент достижения целей предприятия // Культура и образование. – Февраль 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1360 (дата обращения: 01.02.2014)
  17. Миронов Е. Прагматика сотрудничества. Технологии сотрудничества в менеджменте. / Е. Миронов.- Речь.- 2013 г.- 208 с
  18. Пономарев А. Управление бизнесом. Психология успеха. / А. Пономарев. – АВ Паблишинг.- 2013 г.- 212 с.
  19. Рычкова А Организационная культура современной компании. Генезис и тенденции развития / А. Рычкова.- БУК.- 2015 г.- 165 с.
  20. Шапиро С Организационное поведение / С. Шапиро.-КноРус.- 2012 г.- 352 с.
  21. Шевченко А.А. Новгородов А.С. Корпоративные мероприятия как один из элементов организационной культуры, повышающий лояльность сотрудников // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 471-477.
  22. Шейн Э Организационная культура и лидерство / Э. Шейн.- Альпина паблишер.- 2012 г.- 182 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Рисунок 1. Взаимосвязь субкультур

Приложение Б

Рисунок 1. Основные формы существования корпоративных ценностей по Д.А. Леонтьеву

Приложение В

Рисунок 1. Корпуса УО МГАТК

Рисунок 2. Логотип колледжа

Приложение Г

Рисунок 1. Организационная структура управления УО МГАТК

Приложение Д

Определение стиля управления персоналом (адаптированный вариант экспертной методики В.П.Захарова)

Назначение методики: Методика состоит из 16 групп утверждения, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. Методика направлена на определение стиля управления. Порядок тестирования содержится в инструкции.

Инструкция: Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих качества менеджера как руководителя. Каждая группа состоит из трёх утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему представлению об исследуемом руководителе. Отметь выбранное утверждение знаком «+» под соответствующе буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух или более руководителей, сравните их по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей) и отметь ваше мнение о каждом разными знаками: +, -, 1 и т.д.

Опросник

А

Б

В

1. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему.

Старается все решать вместе с подчиненными, а лично решает только самые срочные и оперативные вопросы

Некоторые важные дела разрешаются фактически без участия менеджера, его функции выполняют другие работники.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, требует, но никогда не просит

Приказывает так, что хочется выполнить

Приказывать не умеет

3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами

Менеджеру безразлично, кто работает у него заместителем, помощником

Он добивается безотказного исполнения и подчинения у заместителей, помощников

4. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу.

В службе не заинтересован, подходит к делу формально

Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе.

5. Наверное, он консервативен, так как боится нового

Инициатива со стороны подчиненных менеджером не принимается

Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно

6. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней

Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть

Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает

7. Складывается впечатление, что менеджер боится отвечать за свои действия.

Ответственность распределяет между собой и подчиненными

Менеджер единолично принимает решения или отменяет их

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками

Подчиненные не только советуют. Но могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами, но не с рядовыми подчиненными

Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть

Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных

10. Всегда обращается к подчиненным вежливо. Доброжелательно.

В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие

По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.

11. В критических ситуациях менеджер плохо справляется со своими обязанностями

В критических ситуациях менеджер, как правило, переходит на более жесткие методы управления.

Критические ситуации не изменяют стиля его управления.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Если то-то не знает, то не боится этого показать, обращается за помощью к другим.

Он не может действовать сам, а ждет «подталкиваний» со стороны, указаний сверху.

13. пожалуй, он не очень требовательный человек.

Он требователен, но одновременно и справедлив

О нем можно сказать. Что он бывает слишком строгим, придирчивым

14. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал

Всегда строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом

Контролирует работу от случая к случаю

15. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок

Часто делает подчиненным замечания, наказывает их.

Не может влиять на состояние дисциплины

16. В присутствии менеджера персонал все время находится в напряжении.

С руководителем работать интересно

Подчиненные предоставлены сами себе.


Обработка и интерпретация результатов:

Проводится на основе сопоставления данных в бланке ответов с ключом. По доминированию совпадающих ответов, соответствующих тому или иному стилю руководства. Делается заключение о наличии ведущего или смешанного стиля руководства.

Ключ

А

Б

В

А

Б

В

1

А

Д

Л

9

А

Д

Л

2

А

Д

Л

10

Д

Л

А

3

Д

Л

А

11

Л

А

Д

4

А

Л

Д

12

А

Д

Л

5

Л

А

Д

13

Л

Д

А

6

Д

А

Л

14

Д

А

Л

7

Л

Д

А

15

Д

А

Л

8

Д

Л

А

16

А

Д

Л

Авторитарный стиль (директивный) –А – Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Либеральный стиль (пассивное невмешательство) – Л. снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Демократический (коллегиальный) стиль. – Д. требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремления делегировать полномочия и разделить ответственностью демократичность в принятии решений.

Полученные результаты

Стиль

Директор

Заместитель директора по УР

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по АХД

Зав.отделением энергетического обеспечения с/х

Зав. отделением механизации с/х

Зав. заочным отделением

Авторитарный

4

10

11

6

7

2

4

Либеральный

0

1

2

1

2

3

6

Демократический

12

5

3

9

7

11

6


Приложение Е

Оценка стратегий поведения в конфликте по Дж. Г. Скотт

Инструкция: Заполняя таблицу, представьте себе своё обычное поведение в конфликтных ситуациях. Проранжируйте стратегии по четырём указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырёх колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

Приспособление (Я стараюсь во всём уступать, идти навстречу партнёру)

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5.

Заполненная таблица даст наглядное представление о том, какой из стилей используется чаще всего, какой лучше всего, какой чаще приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен. Это может быть один и тот же стиль («любимый») или разные стили. Любой результат даст информацию для размышлений.

Приложение Ж

Самооценка конфликтности

Тест позволяет оценить степень собственной конфликтности.

Тест содержит шкалу, которая будет использована для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Оценивается каждое утверждение левой и правой колонки. При этом кружком необходимо отметить на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда – 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

1. Рветесь в спор

7 6 5 4 3 2 1

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего

3. Считаете, что добьётесь своего, если будете рьяно возражать

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что если будете возражать, то не добьётесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

7 6 5 4 3 2 1

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7 6 5 4 3 2 1

Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряжённую обстановку

7 6 5 4 3 2 1

В напряжённой обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

7 6 5 4 3 2 1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

7 6 5 4 3 2 1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

7 6 5 4 3 2 1

9. Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7 6 5 4 3 2 1

10. Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины.