Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Факторы и силы инновационного развития экономики региона
1.1. Регион как основа инновационного развития
1.2. Факторы создания и развития инновационной инфраструктуры региона
1.3. Условия и факторы, влияющие на целевые установки инновационного развития региона
ГЛАВА II. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
2.1. Стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне
2.2. Методы стимулирования развития инновационной деятельности в регионе
Исследования в этой области проводятся либо по отдельным показателям, либо имеют обобщённый характер (относительно основных проблем инноваций). Поэтому перспективными являются исследования по обоснованию факторов, определяющих функционирование социально-экономических систем по результатам эффективной инновационной деятельности этих систем.
На сегодняшний день можно выделить высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способный влиять на инновационное управление.
Уровень инновационности региона формируется в результате взаимодействия многих факторов. Общепринято считать, что всё многообразие факторов, воздействующих на формирование инновационной среды, может быть сведено к четырём группам:
- социально-экономические условия развития региона;
- инновационный потенциал;
- человеческий капитал;
- управленческий потенциал.
В настоящее время предложено множество методических подходов к разработке интегральных показателей инновационного развития: нормированный интенсивный показатель, территориальный показатель, мировой показатель.
Однако значительная часть из них рассчитывается экспертным путём, что затрудняет их сбор и применение на практике. Ещё одна проблема такого подхода к оценке инновационного развития - отсутствие обоснованной прогнозной оценки. Поэтому выявление основных закономерностей и тенденций развития инноваций как вектора социально-экономического развития является первостепенной задачей в условиях реализации национальных проектов в сфере инновационного развития.
Сложность выявления таких факторов заключается, во-первых, в их многомерности; во-вторых, в трудности нахождения значимых факторов воздействия; в-третьих, в объективной оценке этих факторов; в-четвёртых, в учёте динамики социально-экономической системы в связи с протекающими изменениями внешней и внутренней среды социально-экономической деятельности региона[4].
Все факторы инновационного развития представляют собой экономические ресурсы регионов, следовательно, они участвуют во внутрихозяйственном обороте как структурные элементы региональной экономики. На уровне управления инновационными ресурсами по-разному реагируют на любые воздействия со стороны субъектов управления, и здесь очень важно выявить характер этого воздействия, степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономических систем.
Классификация факторов, влияющих на инновационное развитие региона, представлена в таблице 1.
С целью унификации все социально-экономические показатели функционирования региона можно условно разделить на блоки, в результате чего анализ региональных экономических подсистем становится возможным для любого субъекта Российской Федерации.
Таблица 1
Факторы влияния на уровень инновационного развития региона, разбитые по социально-экономическим группам
Группы факторов |
Наименование |
|
1 |
2 |
|
Демографичес-кие |
|
|
Экономические |
|
|
Финансовые |
|
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Трудовые |
|
Социальные |
|
Инвестици-онные |
|
Уровень жизни населения |
|
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Образовательные |
|
Инновационные |
|
Экологические |
|
Жилищные |
|
Природные |
Урожайность в растениеводстве. |
Для универсальности факторы инновационного развития, как прямые, так и косвенные, представлены по группам социально-экономических показателей, в результате чего становится возможным управленческий подход.
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов[5]:
- во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;
- во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.
Таким образом, инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Только в этом случае возможно эффективное осуществление управляющего воздействия со стороны федеральных, региональных и муниципальных структур управления.
Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
Модернизация экономики региона возможна только через стимулирование инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний должно признаваться одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
Субъекты Российской Федерации многочисленны и неоднородны по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта.
На сегодняшний день выделяются несколько механизмов регионального стимулирования инновационного развития:
1. Недоиспользованные возможности. Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, однако данные разработки не могут решить наиболее актуальные проблемы и соответственно остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.
2. Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Существует множество различных программ, о которых будет сказано ниже (различаются эти программы по уровню создания, т.е. действие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях). Данный механизм является наиболее широко используемым.
3. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. Создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информационная поддержка это основные направления возможной деятельности региональных властей, которое может помочь в инновационном развитии.
В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих региональному инновационному развитию:
- осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
- прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти;
- налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития;
- формирование научных, технологических и инновационных парков;
создание инкубаторов малого инновационного бизнеса;
- образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из госсектора в промышленность;
- организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.
Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступенька инновационной деятельности развития всей страны.
Таким образом, региональным властям необходимо осуществлять следующие меры по поддержке изобретательской, инновационной деятельности на местах:
- подвергать вычетам в размере понесенных налогоплательщиком убытков суммы налога, уплаченные им при реализации продукции, работ и услуг, цена которой снижена по сравнению с ценой в предыдущем налоговом периоде за счет использования в продукции, работах и услугах изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;
- применять налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для заслуженных изобретателей СССР и РФ, уплачивающих в данном регионе региональный налог;
- освободить от уплаты долю налога на прибыль предприятий и организаций, приходящуюся на региональный налог, полученную в течение первых пяти лет благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности и другого.