Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования в этой области проводятся либо по отдельным показателям, либо имеют обобщённый характер (относительно основных проблем инноваций). Поэтому перспективными являются исследования по обоснованию факторов, определяющих функционирование социально-экономических систем по результатам эффективной инновационной деятельности этих систем.

На сегодняшний день можно выделить высокий потенциал региональных и муниципальных механизмов социально-экономической политики, способный влиять на инновационное управление.

Уровень инновационности региона формируется в результате взаимодействия многих факторов. Общепринято считать, что всё многообразие факторов, воздействующих на формирование инновационной среды, может быть сведено к четырём группам:

- социально-экономические условия развития региона;

- инновационный потенциал;

- человеческий капитал;

- управленческий потенциал.

В настоящее время предложено множество методических подходов к разработке интегральных показателей инновационного развития: нормированный интенсивный показатель, территориальный показатель, мировой показатель.

Однако значительная часть из них рассчитывается экспертным путём, что затрудняет их сбор и применение на практике. Ещё одна проблема такого подхода к оценке инновационного развития - отсутствие обоснованной прогнозной оценки. Поэтому выявление основных закономерностей и тенденций развития инноваций как вектора социально-экономического развития является первостепенной задачей в условиях реализации национальных проектов в сфере инновационного развития.

Сложность выявления таких факторов заключается, во-первых, в их многомерности; во-вторых, в трудности нахождения значимых факторов воздействия; в-третьих, в объективной оценке этих факторов; в-четвёртых, в учёте динамики социально-экономической системы в связи с протекающими изменениями внешней и внутренней среды социально-экономической деятельности региона[4].

Все факторы инновационного развития представляют собой экономические ресурсы регионов, следовательно, они участвуют во внутрихозяйственном обороте как структурные элементы региональной экономики. На уровне управления инновационными ресурсами по-разному реагируют на любые воздействия со стороны субъектов управления, и здесь очень важно выявить характер этого воздействия, степень влияния и степень реакции со стороны социально-экономических систем.


Классификация факторов, влияющих на инновационное развитие региона, представлена в таблице 1.

С целью унификации все социально-экономические показатели функционирования региона можно условно разделить на блоки, в результате чего анализ региональных экономических подсистем становится возможным для любого субъекта Российской Федерации.

Таблица 1

Факторы влияния на уровень инновационного развития региона, разбитые по социально-экономическим группам

Группы факторов

Наименование

1

2

Демографичес-кие

  1. Средняя продолжительность жизни всего населения;
  2. Средняя продолжительность жизни мужчин;
  3. Средняя продолжительность жизни женщин;
  4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  5. Ожидаемая продолжительность жизни городского населения;
  6. Ожидаемая продолжительность жизни женщин среди городского населения;
  7. Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения;
  8. Ожидаемая продолжительность жизни женщин сельской местности;
  9. Коэффициент смертности;
  10. Численность молодёжи трудоспособного возраста;
  11. Численность населения в трудоспособном возрасте;
  12. Численность населения старше трудоспособного возраста;
  13. Численность мужчин;
  14. Численность женщин;
  15. Коэффициент демографической нагрузки;
  16. Коэффициент рождаемости.

Экономические

  1. ВРП на душу населения;
  2. Объёмы промышленного производства;
  3. Ввод в действие основных фондов;
  4. Индекс промышленного производства;
  5. Удельный вес промышленной продукции;
  6. Индекс физического объёма оборота розничной торговли;
  7. Валовая прибыль экономики;
  8. Степень износа основных фондов;
  9. Удельный вес крестьянских хозяйств в общем объёме производства сельскохозяйственной продукции;
  10. Рентабельность промышленных предприятий;
  11. Уровень рентабельности проданных товаров;
  12. Удельный вес производства товаров народного потребления.

Финансовые

  1. Валовой региональный располагаемый доход;
  2. Бюджетные региональные доходы;
  3. Бюджетные региональные доходы на душу населения;
  4. Бюджетные региональные расходы;
  5. Бюджетные региональные расходы на душу населения;
  6. Консолидированный региональный бюджет;
  7. Чистая прибыль инновации; валовая прибыль экономики;
  8. Сальдо первичных доходов;
  9. Текущие трансферты; капитальные трансферты.

Продолжение таблицы 1

1

2

Трудовые

  1. Численность экономически активного населения;
  2. Среднегодовая численность мужчин, занятых в экономике;
  3. Среднегодовая численность женщин, занятых в экономике;
  4. Численность занятых в экономике, тысяч человек;
  5. Численность безработных;
  6. Коэффициент потенциального замещения;
  7. Коэффициент "пенсионной нагрузки";
  8. Коэффициент общей нагрузки;
  9. Коэффициент напряжённости на рынке труда;
  10. Коэффициент экономической нагрузки на одного экономически активного;
  11. Коэффициент вакантности.

Социальные

  1. Индекс потребительских цен;
  2. Среднемесячная заработная плата населения;
  3. Среднедушевой доход населения, руб./чел.;
  4. Доля населения с денежным доходом ниже прожиточного минимума;
  5. Число пенсионеров, тыс. чел.;
  6. Число инвалидов, тыс. чел.;
  7. Число мест в стационарных учреждениях социального обслуживания престарелых и инвалидов;
  8. Число детей в домах ребёнка;
  9. Нагрузка на одного социального работника, человек;
  10. Среднемесячный размер льготных выплат, руб.

Инвестици-онные

  1. Инвестиции в основной капитал;
  2. Доля инвестиций в основной капитал промышленного производства;
  3. Инвестиции в основной капитал на душу населения;
  4. Доля государственных инвестиций в основной капитал;
  5. Доля частных инвестиций в основной капитал;
  6. Доля иностранных инвестиций;
  7. Прямые иностранные инвестиции;
  8. Доля инвестиций в нематериальные активы;
  9. Портфельные инвестиции;
  10. Доля инвестиций в нефинансовые активы;
  11. Доля инвестиций в инновации.

Уровень жизни населения

  1. Индекс развития человеческого капитала;
  2. Индекс отдельной продолжительности жизни при рождении;
  3. Индекс уровня образования;
  4. Индекс реального ВВП в расчёте на душу населения;
  5. Личные доходы населения;
  6. Реальные располагаемые доходы населения;
  7. Среднедушевые денежные доходы населения;
  8. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств;
  9. Модальный доход населения;
  10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения;
  11. Коэффициент Джини;
  12. Коэффициент Гатева;
  13. Коэффициент Салаи.

Продолжение таблицы 1

1

2

Образовательные

  1. Уровень образования населения;
  2. Уровень образования женщин;
  3. Число студентов высших учебных заведений на 10000 человек населения;
  4. Число дошкольных учреждений;
  5. Численность учащихся дневных образовательных учреждений;
  6. Уровень образования предпринимателей;
  7. Коэффициент переподготовки специалистов.

Инновационные

  1. Затраты организаций на технологические инновации;
  2. Удельный вес инновационной продукции в общем объёме продукции;
  3. Объём инновационной продукции в общем объёме;
  4. Доля инновационных предприятий;
  5. Доля инноваций, приходящихся на малые предприятия;
  6. Эффективность инновационных разработок;
  7. Коэффициент инновационного развития.

Экологические

  1. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. тонн;
  2. Улавливание и обезвреживание загрязняющих атмосферу веществ, тыс. тонн;
  3. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды;
  4. Удельный вес затрат на экологические мероприятия.

Жилищные

  1. Общая площадь жилья, млн. кв. м (жилищный фонд);
  2. Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м/чел.;
  3. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда;
  4. Число семей, получивших жильё и улучшивших жилищные условия;
  5. Объёмы строительно-монтажных работ;
  6. Темпы роста жилищного строительства;
  7. Ввод в действие объектов социально-культурного назначения;
  8. Ввод в действие образовательных учреждений.

Природные

  1. Земельные ресурсы;
  2. Земельные ресурсы, приходящиеся на одного человека;
  3. Лесные ресурсы;
  4. Лесные ресурсы, приходящиеся на одного человека;
  5. Водные ресурсы; водные ресурсы, приходящиеся на одного человека;
  6. Доля добывающей промышленности в экономике региона;
  7. Удельный вес природных ископаемых, приходящихся на одного человека;

Урожайность в растениеводстве.


Для универсальности факторы инновационного развития, как прямые, так и косвенные, представлены по группам социально-экономических показателей, в результате чего становится возможным управленческий подход.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов[5]:

  • во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;
  • во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

Таким образом, инновационное развитие региона следует рассматривать через факторы социально-экономического функционирования региональной системы в целом. Только в этом случае возможно эффективное осуществление управляющего воздействия со стороны федеральных, региональных и муниципальных структур управления.

Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона

Модернизация экономики региона возможна только через стимулирование инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний должно признаваться одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.

Субъекты Российской Федерации многочисленны и неоднородны по объему и составу инновационного потенциала. Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом регионе должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего субъекта.

На сегодняшний день выделяются несколько механизмов регионального стимулирования инновационного развития:

1. Недоиспользованные возможности. Специфика сложившейся в настоящее время ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические разработки, уникальная научно-производственная база, однако данные разработки не могут решить наиболее актуальные проблемы и соответственно остаются невостребованными. Также необходимо улучшение законодательства, которое регулировало бы все возникающие вопросы относительно интеллектуальной собственности.


2. Правительственные инновационные программы как основа инновационной политики. Существует множество различных программ, о которых будет сказано ниже (различаются эти программы по уровню создания, т.е. действие их происходит на муниципальном, региональном или федеральном уровнях). Данный механизм является наиболее широко используемым.

3. Дополнительные меры поддержки региональных инноваций. Создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции и информационная поддержка это основные направления возможной деятельности региональных властей, которое может помочь в инновационном развитии.

В мировой практике апробирован ряд организационно-экономических мер, способствующих региональному инновационному развитию:

- осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

- прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти;

- налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального инновационного развития;

- формирование научных, технологических и инновационных парков;

создание инкубаторов малого инновационного бизнеса;

- образование под эгидой государства и местных органов исполнительной власти центров по передаче технологий из госсектора в промышленность;

- организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры.

Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступенька инновационной деятельности развития всей страны.

Таким образом, региональным властям необходимо осуществлять следующие меры по поддержке изобретательской, инновационной деятельности на местах:

- подвергать вычетам в размере понесенных налогоплательщиком убытков суммы налога, уплаченные им при реализации продукции, работ и услуг, цена которой снижена по сравнению с ценой в предыдущем налоговом периоде за счет использования в продукции, работах и услугах изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;

- применять налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для заслуженных изобретателей СССР и РФ, уплачивающих в данном регионе региональный налог;

- освободить от уплаты долю налога на прибыль предприятий и организаций, приходящуюся на региональный налог, полученную в течение первых пяти лет благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности и другого.