Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления принадлежит региональным и муниципальным органам управления, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.

Инновационная деятельность традиционно связана с высоким уровнем риска: по статистике, только 10% всех внедряемых разработок имеет коммерческий успех.

Поэтому, в первую очередь на уровне региональных и муниципальных властей необходимо создать и поддерживать систему управления коммерциализацией продуктов НИОКР, ориентированную на работу в рыночных условиях. Такая система позволит раскрыть и стимулировать развитие потенциала российских научных организаций и одновременно способствовать выведению экономики на качественно новый уровень.

На микроуровне инновационная деятельность осуществляется через соответствующие инновационные проекты. Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях науки и техники.

Применение методологии проектного управления является наиболее эффективным подходом к оптимизации процессов реализации инновационных проектов. Она позволяет повысить эффективность работ и добиться необходимых результатов с наименьшими затратами.

Применение данной методологии возможно и обоснованно в современных российских условиях. Это касается не только реализации отдельных инновационных проектов в рамках отдельных организаций, но и программ на межрегиональном, государственном и международном уровнях. Особо следует в этом аспекте выделить необходимость преобразования организационных структур управления (как на уровне предприятий, так и на уровне местного самоуправления и государственного управления).

Эффективность использования подходов проектного управления требует, прежде всего, внедрения и соответствующих структур управления, которые отличаются высокой адаптивностью и самоорганизацией.

При реализации стратегии регионом могут быть использованы следующие рычаги: региональное законодательство, региональные льготы, отвод земли, предоставление аренды и др.

При этом, рассматривая составные части регионального механизма управления инновациями, следует отметить, что для формирования инновационной стратегии важно наличие следующих элементов: маркетинг территории и всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона, маркетинг нововведений типа «Лучший инновационный проект».


Необходимо создание системы взаимообмена и взаимопроникновения нововведений на региональном рынке, заимствование и адаптация нововведений из других регионов, инновационный реинжиниринг предприятий региональной инфраструктуры и др. Ведь общеизвестно, что наиболее значимые и наиболее коммерчески успешные инновации рождаются на стыке рынков и на стыке видов экономической деятельности, формируя, таким образом, под себя новый рынок и новые продукты[16].

Основной характеристикой инновационного развития региона должна стать стратегическая инновационная активность на основе знаний и гибкого взаимодействия организаций.

Конкурентоспособность региона достигается на основе его инновационного развития при наличии набора конкурентных преимуществ, присущих только данному региону. К таким преимуществам, например, могут относиться более высокие уровни производительности труда, квалификации производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп или отдельных предприятий качества и технико-экономических показателей производства изделий, управленческого мастерства и др.

Вместе с тем только само наличие этих детерминантов обусловливает дальнейшее развитие региона: накопление критической массы в одном регионе (географической области) - успех в конкуренции в специфической области - географическая концентрация взаимодействующих компаний в специфических областях (кластер).

Кластер можно определить как совокупность сосредоточенных в одной географической области организаций одной или нескольких отраслей, добровольно взаимодействующих на долговременной основе, получающих за счет этого взаимодействия синергетический эффект, конкурирующих на основе знаний и оказывающих воздействие на инновационное развитие региональной инфраструктуры, социальных и экономических особенностей региона.

Знания становятся главным двигателем инновационного развития региона на основе кластерного подхода. Одно из проявлений современной экономики в том, что производство и использование знаний становится основой деятельности по всей цепи добавленной стоимости, а инновации становятся основой государственных (региональных) и организационных стратегий роста. Создание знаний не ограничивается формальной исследовательской деятельностью, оно включает также использование организациями (в частности, в традиционных отраслях) инновационных способов управления и совершенствования традиционной деятельности, такой как организация производства, логистика, маркетинг, продажи, распространение и отраслевые связи.


Знание представляет собой «силу» кластера, являющейся общей характеристикой для всего структурного образования. Однако в этом случае необходимо говорить о распространении (трансфере) знаний от его создателя к пользователям. При эффективном трансфере знаний сила кластера увеличивается, формируя эффект синергии и создавая «стратегическую ренту».

Поскольку знание является единственным ресурсом, не уменьшающимся в процессе использования, то распространение знаний обеспечивается информационными технологиями, стимулирующими повторное использование знаний. Системы управления знаниями позволяют динамически устанавливать соответствие информации специфическим процессам и беспрецедентным ситуациям. Многие организации оценивают свои информационные активы по их способности переводить информацию на новый уровень, позволяющим компаниям реагировать на требования рынка более эффективно, чем конкуренты.

Для социально-экономического развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия: технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса; постоянный рост числа участников инновационной «цепочки»; институциональная система, ориентированная на инновационное развитие; востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц и национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям также можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития[17]:

- кадровое обеспечение;

- социальные и экологические проблемы инноваций;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства;

- социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности;

- влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д.

Прежде всего эти факторы влияют на инновационное развитие региона через кадровую составляющую и систему образования.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.


ГЛАВА II. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона

2.1. Стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне

Суть инвестиционно-инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационно-воспроизводственного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию его инвестиционного и инновационного потенциала.

В ряду большого количества инновационных барьеров и структурных ограничений, наиболее значимыми, являются высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации российской экономики. При этом пространственные закономерности дифференциации социально-экономического развития распространяются на все территориальные уровни, начиная от федеральных округов, заканчивая муниципальными образованиями. Вместе с тем в ряде регионов отмечается значительное превышение показателя удельного веса организаций, осуществляющих инновации над относительным показателем объема инновационных товаров, работ, услуг, однако с позиций государственных приоритетов значение имеют показатели инновационного производства и прогрессивные сдвиги в технологической структуре экономики.

Одна из особенностей государственного регулирования экономики в России, направленного на создание экономики знаний, заключается в одновременном существовании на региональном уровне государственных программ инвестиционного и инновационного развития, что вызвано причинами, сопряженными с рядом системных проблем.

Во-первых, для России характерно технологическое отставание от экономически развитых стран, которое усилилось в постреформенный период. Радикальные рыночные реформы начала 90-х привели к «обрушению» наукоемкого и высокотехнологичного производства. В результате, в структуре российской экономики закрепилось преобладание производств, соответствующих 3-му и 4-му технологическим укладам, которое можно условно отнести к традиционному.

Во-вторых, между традиционным и инновационным видами производства существуют значительные различия. Инвестиционные процессы связаны с воспроизводством устаревших технологических укладов, в то время как инновационное производство направлено на выведение экономики на более высокий технологический уровень, ориентированный на использование в производственной деятельности научно-технических достижений. Как следствие, управление инвестиционными и инновационными процессами требует применение кардинально отличающихся подходов.


В третьих, российский бизнес тяготеет к вложению средств в быстроокупаемые проекты с умеренным уровнем риска, связанные с широко освоенным производством товаров, работ, услуг, имеющих стабильный спрос на рынке.

Инновации в понимании предпринимателей и бизнесменов пока еще не приобрели статус фактора повышающего конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Отсюда - преобладающая позиция частного сектора, которая выражается в избегании реализации инновационных проектов, подверженных усиленному влиянию систематических и несистематических рисков[18].

Инвестирование в инновации в российском законодательстве регулируется обособленно. В настоящее время в Российской экономике происходит возврат к усилению инновационной составляющей в структуре инвестиций. Так, согласно методологии Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2013 года, в составе инвестиций в основной капитал учитываются также инвестиции в объекты интеллектуальной собственности, регистрируемые Федеральной службой интеллектуальной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, базы данных; программное обеспечение, произведения науки, литературы и искусства, а также затраты на научно-исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы и др.

В настоящее время в России условия инвестирования и порядок правового регулирования зависят от предмета и целей, может быть разделено на две области: регулирование прямых инвестиций и регулирование портфельных инвестиций.

Необходимость такого разделения предопределяется тем, что инвестиционные риски, возникающие при осуществлении прямого капиталовложения, существенно отличаются от рисков портфельного инвестора. В зависимости от того, кто выступает в качестве инвестора, представляется возможным выделить следующие категории инвестиционных правоотношений:

1) государственные инвестиции, осуществляемые за счет государственных бюджетных средств;

2) инвестиции, осуществляемые за счет средств национальных частных инвесторов - физических и юридических лиц Российской Федерации;

3) иностранные инвестиции, осуществляемые за счет средств иностранных физических лиц.

Общественные отношения, которые возникают по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой в сфере инвестиционно-инновационной деятельности, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за свои действия находится в сфере гражданско-правового регулирования, представляя собой инвестиционные правоотношения, которые регулируются законодательными актами той или иной страны, а также принятыми международными нормами. Особенно важно закрепление на нормативно-правовом уровне мер стимулирования потенциальных инвесторов, что позволяет структурировать стимулирующие механизмы и придать им гарантированный характер.