Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Факторы и силы инновационного развития экономики региона
1.1. Регион как основа инновационного развития
1.2. Факторы создания и развития инновационной инфраструктуры региона
1.3. Условия и факторы, влияющие на целевые установки инновационного развития региона
ГЛАВА II. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
2.1. Стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне
2.2. Методы стимулирования развития инновационной деятельности в регионе
Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления принадлежит региональным и муниципальным органам управления, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.
Инновационная деятельность традиционно связана с высоким уровнем риска: по статистике, только 10% всех внедряемых разработок имеет коммерческий успех.
Поэтому, в первую очередь на уровне региональных и муниципальных властей необходимо создать и поддерживать систему управления коммерциализацией продуктов НИОКР, ориентированную на работу в рыночных условиях. Такая система позволит раскрыть и стимулировать развитие потенциала российских научных организаций и одновременно способствовать выведению экономики на качественно новый уровень.
На микроуровне инновационная деятельность осуществляется через соответствующие инновационные проекты. Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях науки и техники.
Применение методологии проектного управления является наиболее эффективным подходом к оптимизации процессов реализации инновационных проектов. Она позволяет повысить эффективность работ и добиться необходимых результатов с наименьшими затратами.
Применение данной методологии возможно и обоснованно в современных российских условиях. Это касается не только реализации отдельных инновационных проектов в рамках отдельных организаций, но и программ на межрегиональном, государственном и международном уровнях. Особо следует в этом аспекте выделить необходимость преобразования организационных структур управления (как на уровне предприятий, так и на уровне местного самоуправления и государственного управления).
Эффективность использования подходов проектного управления требует, прежде всего, внедрения и соответствующих структур управления, которые отличаются высокой адаптивностью и самоорганизацией.
При реализации стратегии регионом могут быть использованы следующие рычаги: региональное законодательство, региональные льготы, отвод земли, предоставление аренды и др.
При этом, рассматривая составные части регионального механизма управления инновациями, следует отметить, что для формирования инновационной стратегии важно наличие следующих элементов: маркетинг территории и всемерное повышение инвестиционной привлекательности региона, маркетинг нововведений типа «Лучший инновационный проект».
Необходимо создание системы взаимообмена и взаимопроникновения нововведений на региональном рынке, заимствование и адаптация нововведений из других регионов, инновационный реинжиниринг предприятий региональной инфраструктуры и др. Ведь общеизвестно, что наиболее значимые и наиболее коммерчески успешные инновации рождаются на стыке рынков и на стыке видов экономической деятельности, формируя, таким образом, под себя новый рынок и новые продукты[16].
Основной характеристикой инновационного развития региона должна стать стратегическая инновационная активность на основе знаний и гибкого взаимодействия организаций.
Конкурентоспособность региона достигается на основе его инновационного развития при наличии набора конкурентных преимуществ, присущих только данному региону. К таким преимуществам, например, могут относиться более высокие уровни производительности труда, квалификации производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп или отдельных предприятий качества и технико-экономических показателей производства изделий, управленческого мастерства и др.
Вместе с тем только само наличие этих детерминантов обусловливает дальнейшее развитие региона: накопление критической массы в одном регионе (географической области) - успех в конкуренции в специфической области - географическая концентрация взаимодействующих компаний в специфических областях (кластер).
Кластер можно определить как совокупность сосредоточенных в одной географической области организаций одной или нескольких отраслей, добровольно взаимодействующих на долговременной основе, получающих за счет этого взаимодействия синергетический эффект, конкурирующих на основе знаний и оказывающих воздействие на инновационное развитие региональной инфраструктуры, социальных и экономических особенностей региона.
Знания становятся главным двигателем инновационного развития региона на основе кластерного подхода. Одно из проявлений современной экономики в том, что производство и использование знаний становится основой деятельности по всей цепи добавленной стоимости, а инновации становятся основой государственных (региональных) и организационных стратегий роста. Создание знаний не ограничивается формальной исследовательской деятельностью, оно включает также использование организациями (в частности, в традиционных отраслях) инновационных способов управления и совершенствования традиционной деятельности, такой как организация производства, логистика, маркетинг, продажи, распространение и отраслевые связи.
Знание представляет собой «силу» кластера, являющейся общей характеристикой для всего структурного образования. Однако в этом случае необходимо говорить о распространении (трансфере) знаний от его создателя к пользователям. При эффективном трансфере знаний сила кластера увеличивается, формируя эффект синергии и создавая «стратегическую ренту».
Поскольку знание является единственным ресурсом, не уменьшающимся в процессе использования, то распространение знаний обеспечивается информационными технологиями, стимулирующими повторное использование знаний. Системы управления знаниями позволяют динамически устанавливать соответствие информации специфическим процессам и беспрецедентным ситуациям. Многие организации оценивают свои информационные активы по их способности переводить информацию на новый уровень, позволяющим компаниям реагировать на требования рынка более эффективно, чем конкуренты.
Для социально-экономического развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия: технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса; постоянный рост числа участников инновационной «цепочки»; институциональная система, ориентированная на инновационное развитие; востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц и национальной инновационной системы в целом.
К перечисленным условиям также можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития[17]:
- кадровое обеспечение;
- социальные и экологические проблемы инноваций;
- формирование инновационной инфраструктуры;
- преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства;
- социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности;
- влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и т.д.
Прежде всего эти факторы влияют на инновационное развитие региона через кадровую составляющую и систему образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально-экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.
ГЛАВА II. Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона
2.1. Стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне
Суть инвестиционно-инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационно-воспроизводственного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию его инвестиционного и инновационного потенциала.
В ряду большого количества инновационных барьеров и структурных ограничений, наиболее значимыми, являются высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации российской экономики. При этом пространственные закономерности дифференциации социально-экономического развития распространяются на все территориальные уровни, начиная от федеральных округов, заканчивая муниципальными образованиями. Вместе с тем в ряде регионов отмечается значительное превышение показателя удельного веса организаций, осуществляющих инновации над относительным показателем объема инновационных товаров, работ, услуг, однако с позиций государственных приоритетов значение имеют показатели инновационного производства и прогрессивные сдвиги в технологической структуре экономики.
Одна из особенностей государственного регулирования экономики в России, направленного на создание экономики знаний, заключается в одновременном существовании на региональном уровне государственных программ инвестиционного и инновационного развития, что вызвано причинами, сопряженными с рядом системных проблем.
Во-первых, для России характерно технологическое отставание от экономически развитых стран, которое усилилось в постреформенный период. Радикальные рыночные реформы начала 90-х привели к «обрушению» наукоемкого и высокотехнологичного производства. В результате, в структуре российской экономики закрепилось преобладание производств, соответствующих 3-му и 4-му технологическим укладам, которое можно условно отнести к традиционному.
Во-вторых, между традиционным и инновационным видами производства существуют значительные различия. Инвестиционные процессы связаны с воспроизводством устаревших технологических укладов, в то время как инновационное производство направлено на выведение экономики на более высокий технологический уровень, ориентированный на использование в производственной деятельности научно-технических достижений. Как следствие, управление инвестиционными и инновационными процессами требует применение кардинально отличающихся подходов.
В третьих, российский бизнес тяготеет к вложению средств в быстроокупаемые проекты с умеренным уровнем риска, связанные с широко освоенным производством товаров, работ, услуг, имеющих стабильный спрос на рынке.
Инновации в понимании предпринимателей и бизнесменов пока еще не приобрели статус фактора повышающего конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Отсюда - преобладающая позиция частного сектора, которая выражается в избегании реализации инновационных проектов, подверженных усиленному влиянию систематических и несистематических рисков[18].
Инвестирование в инновации в российском законодательстве регулируется обособленно. В настоящее время в Российской экономике происходит возврат к усилению инновационной составляющей в структуре инвестиций. Так, согласно методологии Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2013 года, в составе инвестиций в основной капитал учитываются также инвестиции в объекты интеллектуальной собственности, регистрируемые Федеральной службой интеллектуальной собственности, включая изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, базы данных; программное обеспечение, произведения науки, литературы и искусства, а также затраты на научно-исследовательские опытно-конструкторские и технологические работы и др.
В настоящее время в России условия инвестирования и порядок правового регулирования зависят от предмета и целей, может быть разделено на две области: регулирование прямых инвестиций и регулирование портфельных инвестиций.
Необходимость такого разделения предопределяется тем, что инвестиционные риски, возникающие при осуществлении прямого капиталовложения, существенно отличаются от рисков портфельного инвестора. В зависимости от того, кто выступает в качестве инвестора, представляется возможным выделить следующие категории инвестиционных правоотношений:
1) государственные инвестиции, осуществляемые за счет государственных бюджетных средств;
2) инвестиции, осуществляемые за счет средств национальных частных инвесторов - физических и юридических лиц Российской Федерации;
3) иностранные инвестиции, осуществляемые за счет средств иностранных физических лиц.
Общественные отношения, которые возникают по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой в сфере инвестиционно-инновационной деятельности, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за свои действия находится в сфере гражданско-правового регулирования, представляя собой инвестиционные правоотношения, которые регулируются законодательными актами той или иной страны, а также принятыми международными нормами. Особенно важно закрепление на нормативно-правовом уровне мер стимулирования потенциальных инвесторов, что позволяет структурировать стимулирующие механизмы и придать им гарантированный характер.