Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что первое десятилетие XXI века обозначило ряд важных проблем в существовании современных государств, главными из которых стали определение собственного места в глобализирующемся мире и выработка эффективной государственной политики в кризисных и посткризисных условиях.

Поступательный прогресс во всех сферах жизни общества в настоящее время практически невозможен без» новых научных идей, инноваций, их технологической проработки и воплощения в новые продукты. Посредством разработки и реализации механизмов государственной инновационной политики усиливается взаимодействие научной и производственной сфер общества.

Стимулирование всесторонней инновационной активности различного рода субъектов производственной сферы напрямую связано с формированием развернутой системы устойчивых мотиваций, с созданием действенных политических механизмов и процедур, способных гарантировать экономическую и социально-политическую эффективность инновационной деятельности. В этих условиях на государство ложится дополнительная ответственность за качество реализуемой политики, степень ее инновационности или деструктивности.

Цель настоящего исследования - на основании комплексного изучения подходов к разработке и реализации государственной инновационной политики Российской Федерации обосновать оптимальные механизмы ее совершенствования в современных условиях.

Исходя из цели, поставленной в работе, определены основные задачи

исследования:

    1. рассмотреть регион как основу инновационного развития;
    2. изучить факторы создания и развития инновационной инфраструктуры региона;
    3. исследовать условия и факторы, влияющие на целевые установки инновационного развития региона;
    4. рассмотреть стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности на региональном уровне;
    5. проанализировать методы стимулирования развития инновационной деятельности в регионе;
    6. сформулировать стимулирование формирования и развития базовых элементов и ключевых звеньев инновационной экономики региона.

Объектом исследования, проведенного в настоящей работе, является инновационная политика как целенаправленная деятельность государства по практической реализации механизма повышения уровня социально-экономического развития региона.


Предмет исследования - институциональные и процессуальные механизмы государственно-властной поддержки экономической инновационной деятельности и экономических инновационных инициатив в условиях глобализирующегося политического пространства с учетом специфики современной России.

Наиболее полно проблемы рассмотрены: Васильевым Ю.В., Говядкиным И.Е., Дмитриевой О.Г., Лаптевой С.В., Мальцевой А.А., Митрофановой И.В. и др.

ГЛАВА I. Факторы и силы инновационного развития экономики региона 

1.1. Регион как основа инновационного развития

В современных условиях существует острая необходимость перевода отечественной экономики на инновационный путь развития, усиление ее конкурентоспособности.

Уже устоявшийся ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России, а так же занять достойное положение на мировом рынке. Решение поставленной задачи невозможно без использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.

Инновационное развитие требует организации эффективной системы управления способной объединить ее субъекты в единую структуру для достижения поставленных целей, а так же обеспечивающей выполнение основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, без которых невозможен ни один процесс.

Данная система состоит из нескольких уровней[1]:

- индивидуальный уровень (инновационная деятельность на уровне конкретного человека);

- уровень предприятия (инновационная деятельность одного предприятия);

- региональный уровень (инновационная деятельность на уровне одного региона),

- федеральный уровень (инновационная деятельность в общероссийских масштабах).

При этом согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления.


В настоящее время основным реальными источниками генерирования национальной конкурентоспособности, и создания современной инновационной экономики бесспорно должны стать региональные экономические системы.

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

Региональная экономика - это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой - выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

В связи с различием социально-экономических условий, система управления инновационным развитием не может быть унифицированной для всех субъектов. Программа инновационного развития должна строиться с учетом особенностей для каждого региона в отдельности. Новые требования к наукоемкости производства и выпуск товаров способных составить конкуренцию на мировых рынках, требуют создание локальных альянсов ученых, предпринимателей и власти, одного из важнейших факторов достижения успеха. Пространственная близость создателей "интеллектуального капитала", "технологических ресурсов" и бизнеса принимает решающее значение для успеха инновационной деятельности, поскольку направления научной деятельности и бизнеса должны быть максимально согласованы. Поэтому объединение усилий всех субъектов инновационной деятельности в рамках одного региона является рациональным путём инновационного развития. Государственное регулирование инновационной деятельности (правовое, финансовое) должно быть построено с учетом особенностей региональных экономик. Смещение акцента в управлении инновационным развитием в регион и передача части прав региональным органам власти позволит усилить тенденции к самоорганизации регионов.

В этих условиях важное значение принимает региональный менеджмент, ориентированный на реализацию модели инновационного и устойчивого развития. Такая модель развития предполагает создание условий в регионе для функционирования высокотехнологичного и ресурсосберегающего промышленного производства, обмена знаниями и технологиями между участниками инновационной деятельности на разных уровнях, стимулирование инновационной активности, формирование и совершенствование инновационной инфраструктуры, создание эффективной системы коммуникаций между субъектами инновационной деятельности и так далее.


С позиции функционального подхода процесс управления инновационным развитием региона складывается из выполнения ряда действий, называемых управленческими функциями. Можно выделить четыре первичные, или общих функций (планирование, организация, мотивация, и контроль), которые объединяются в единую систему связующей функцией координации. Первичные функции располагаются последовательно в виде "круга управления", а связующая или функция координации внутри круга. Соединительные линии между всеми функциями указывают на то, что они взаимосвязаны и образуют единую систему управления[2].

Центральной функцией управления инновационным развитием на уровне региона является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности между всеми участниками инновационной деятельности на региональном уровне, путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.

С помощью коммуникаций устанавливается взаимодействие между субъектами, осуществляется маневрирование ресурсами, обмен технологиями, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организации, мотивации и контроля).

Таким образом, для перехода России на инновационные рельсы экономического развития, переход к экономике знаний, необходимо уделить особое внимание управлению инновационным развитием на региональном уровне. Управление инновационным развитием на уровне региона должно децентрализовать сложившуюся систему управления.

Регион должен стать основным ядром координации науки, власти и бизнеса, площадкой для реализации государственной инновационной политики, наделенный необходимыми правами и инструментами.

Факторы, влияющие на инновационное развитие региона и их классификация по уровням управления.

Инновации как ведущее направление социально-экономического развития влияют на качество жизни человека. Реализация приоритетного инновационного развития идёт в основном за счёт внутреннего инновационного потенциала и эффективного управляющего воздействия. Все эти мероприятия, безусловно, направлены на повышение эффективности функционирования инновационной сферы. Но, с другой стороны, ещё не выработаны общие подходы к определению результативности проводимых мероприятий в инновационной сфере. Поэтому вопросы эффективности инновационных преобразований напрямую зависят от особенностей выявленных тенденций и закономерностей, сложившихся в региональных системах.


Исследования факторов и условий развития социально-экономических систем с позиции инновационного подхода позволяют решать следующие задачи:

- поиск наиболее существенных факторов эффективного функционирования региональных систем;

- определение институциональных условий инновационного развития региона;

- выявление взаимосвязи и иерархической структуры факторов, влияющих на инновационное развитие;

- определение оптимальных критериев соотношения научного результата и вложенных средств, то есть выбор условий, при которых можно получить максимальный выход при минимальных затратах (выбор наиболее экономически выгодного сочетания критериев);

- оценка реакции региональных систем на интеграционное воздействие выявленных факторов инновационного развития.

При игнорировании первостепенности решения поставленных задач возникает целый ряд объективных и субъективных препятствий для эффективного развития региона.

Во-первых, это сложности выявления стандартизированных факторов, на основе которых можно было бы судить об ожидаемой эффективности инновационного развития. Связано это с отсутствием универсальной системы факторов регионального инновационного развития, применимой к любым регионам[3].

Во-вторых, это недостатки в разработке инновационных программ с набором адаптационных процедур, корректирующих стандартные ситуации к реальным условиям функционирования структурных единиц региональных систем.

Трудности исследований в этой области можно объяснить нехваткой объективной статистической информации, позволяющей производить соответствующую корректировку.

В-третьих, это дефицит управленческих технологий в инновационной сфере. Речь идёт о специализации и адаптации имеющего управленческого потенциала к инновационным программам развития. Игнорирование этого факта в среднем снижает эффективность инновационной деятельности на 15 - 20 %.

В-четвёртых, это недостаточное обоснование разделения полномочий на региональном уровне в вопросах управления инновационным развитием.

В-пятых, это объективные факторы, порождённые самой инновационной системой: недостаток экономических и управленческих знаний у работников, недостаточное финансирование, не систематизированные данные о региональных инновационных ресурсах.

Следовательно, отсутствие единых оценочных процедур, связанных с объективными тенденциями, происходящими в инновационной сфере, учитывающих региональную компоненту и неполноту статистических данных, не позволяет в полной мере оценить перспективы инновационного развития.