Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что государственная политика в сфере инноваций как на федеральном, так и на региональном уровнях должна согласовываться с другими видами государственной политики в части применения единых инструментов государственного воздействия, сопряженности выбранных курсов.

Активизация и ускорение инновационного развития основывается на поиске эффективных механизмов управления нововведениями во всех сферах экономической, социальной и духовной жизни, что предполагает наличие в регионе определенных элементов инфраструктуры.

В настоящее время формирование инновационной инфраструктуры происходит неравномерно, в отдельных регионах России уже создана разветвленная сеть организаций, стимулирующих инновационную активность, в других – этот процесс находится на начальном этапе.

Более тесное объединение науки, техники и предпринимательства при взаимодействии с органами власти характерно для технополисов, или иначе наукоградов.

В России они специализируются на авиа-, ракетостроении и космических исследованиях, электронике и радиотехнике, автоматизации, машино- и приборостроении, химии, химической физике и создании новых материалов, ядерном комплексе, энергетике, биологии и биотехнологии.

Статус наукограда официально присвоен городам Бийск (Алтайский край), Обнинск (Калужская область), Кольцово (Новосибирская область), Мичуринск (Тамбовская область), Петергоф в Санкт-Петербурге и нескольким населенным пунктам в Московской области: Дубна, Жуковский, Королев, Пущино, Реутов, Троицк, Фрязино, Черноголовка, Протвино.

Еще ряд регионов обладают достаточным потенциалом для формирования технополисов. Для этого, помимо высокого уровня развития научно-технического комплекса регионального центра, необходимо наличие оборудованных и доступных каналов информации, развитой сети коммуникаций, разветвленной транспортной сети и аэропорта.

Авиационный транспорт наиболее приемлем для наукоемких отраслей как с точки зрения обеспечения более быстрого сбыта продукции, так и снабжения необходимыми материалами.

В регионах, где планируется создание технополисов, должна проводиться гибкая политика предоставления льгот, способствующая обновлению производства и открытию новых предприятий, так как в самих технополисах предусмотрено поощрение развития малого бизнеса, предоставляются льготы для рисковых капитальных вложений, а также инвестиций во вновь открываемые предприятия с новейшей технологией или хозяйствующие субъекты, использующие передовую технику[10].


Стимулирование инновационного развития невозможно без консалтинговой составляющей, представленной центрами (офисами) трансфера технологий, а также компаниями, оказывающими консалтинговую помощь в сфере производства, маркетинга, управления.

Основной задачей этих организаций является содействие разработке и коммерциализации проектов, создаваемых инновационными предприятиями региона.

Особую актуальность в большинстве регионов России приобретает формирование финансовой составляющей инновационной инфраструктуры.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, финансирование разработки и внедрения инноваций осуществляется преимущественно за счет собственных средств хозяйствующих субъектов. В результате финансового кризиса банковские кредиты стали более дорогими, да и в целом они являются краткосрочным для развития инновационной деятельности.

Кризис же способствовал сокращению бюджетного финансирования проектов, связанных с модернизацией экономики. В значительной части регионов в силу недостаточности собственных финансовых ресурсов отсутствуют целевые программы инновационного развития территорий, что тормозит их переход на инновационный сценарий развития.

В последнее время на региональном уровне начали создаваться венчурные фонды. В этой связи интересен опыт ведущих стран в этом направлении. Азиатские венчурные инвесторы стремятся вкладывать капитал в более зрелые компании, чем их американские коллеги.

В Японии сконцентрированы самые крупные источники венчурного капитала: корпорации (46%), банки (30%) и страховые компании (10%). Большинство японских венчурных фондов – филиалы больших корпораций. Япония имеет самый большой рынок венчурного капитала в Азии, но индустрия венчурного капитала не развилась в Японии до уровня США.

Среди регионов России можно отметить опыт создания и функционирования венчурных фондов Пермского края, Татарстана, Санкт-Петербурга. В них наработана определенная практика в этом направлении, реализуются инновационные проекты.

Сбыт и управление в рамках инновационной инфраструктуры Важным фактором конкурентоспособности региональных инновационных предприятий является развитая система сбыта.

Наукоемкая продукция отличается от традиционной не только характеристиками, но и механизмом реализации. Новая продукция на начальном этапе жизненного цикла не может продвигаться на рынок классическими методами.

Для решения данной проблемы возможно создание структур коллективного выхода на рынки, обслуживающих сразу группу предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу (технологические брокеры).


Параллельно следует активизировать классические методы продвижения, обладающие высокой эффективностью, такие как выставки инновационной продукции, посредническая деятельность, некоммерческие формы объединений предприятий в целях улучшения системы сбыта, маркетинговый консалтинг.

Нельзя обойтись и без модернизации структуры управления регионом. Для координации инновационной деятельности в системе органов исполнительной власти могут быть созданы[11]:

  • центр инновационного развития, основной задачей которого является сбор, генерирование и разработка целевых программ ведомственного и межведомственного характера, а также координация внедрения в хозяйственную систему технических, технологических и управленческих инноваций;
  • региональный инновационный центр, осуществляющий концентрацию интеллектуального и внедренческого потенциала региона в виде проектов, готовых для массового внедрения в производство.

Для развития инновационной инфраструктуры в российских регионах необходимы следующие действия:

  1. Развитие производственно-технологической инфраструктуры:

- необходимо создание и развитие сети инновационно-промышленных комплексов;

- необходимо создание и развитие высокотехнологических кластеров;

- необходимо создание и развитие технико-внедренческих и промышленно-производственного типа особых экономических зон;

- необходимо обеспечение эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти при управлении элементами производственно-технологической подсистемы,

-необходимо стимулирование малых предприятий к развитию инновационной деятельности.

2. Развитие экспертно-консалтинговой инфраструктуры:

- необходимо создание и развитие сети трансфера технологий обеспечивающих экспертно-консалтинговую поддержку инновационной деятельности и их комплектование квалифицированными кадрами в области коммерциализации разработок;

- необходимо решение проблем бюджетного финансирования и совершенствование деятельности в области патентования, поиска инвесторов, обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность;

-необходимо оказание содействия со стороны государства;

-необходимо создание структур коллективного выхода на рынки наукоемкой продукции.

3. Развитие кадровой инфраструктуры:

- необходимо развитие сети центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в инновационной сфере.


4. Развитие информационной инфраструктуры:

- необходимо создание и поддержка федерально-региональной базы по научно-исследовательским разработкам (НИР), включая информацию о внедрение результатов в хозяйственных оборот, создание специализированных баз данных удаленного доступа по элементам инновационной инфраструктуры;

- необходимо создание и поддержка федерально-региональной базы по услугам сопровождения инновационной деятельности;

- необходима поддержка создания коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах;

- необходимо обеспечение государственной поддержки проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в регионах.

5. Развитие финансовой инфраструктуры:

- необходимо развитие в регионах сети венчурных фондов, гарантийных, и страховых фондов, которые помогут решить проблему обеспечения займов малым инновационным предприятиям в банковской системе;

-необходимо развитие лизинговых схем закупки высокотехнологичного оборудования;

- необходимо развитие системы финансирования Старт-Апов, которые создавались бы на базе лицензии на использование изобретения, и в начале финансировались-бы венчурным капиталом;

-необходимо привлечение финансовых ресурсов крупных производственных предприятий регионов;

-необходимо привлечение к участию инновационных предприятий в международных проектах.

6. Развитие сбытовой инфраструктуры:

-необходимо создание и развитие действенной системы продвижения на рынки наукоемкой продукции при помощи создания структур коллективного выхода на рынки, обладающих квалифицированными специалистами.

Общим условием для развития всех подсистем и элементов инновационной инфраструктуры является совершенствование нормативно-правовой среды, регулирующей деятельность и взаимодействие между собой всех элементов инновационной инфраструктуры, а также осуществление контроля и мониторинга деятельности элементов инновационной инфраструктуры.

1.3. Условия и факторы, влияющие на целевые установки инновационного развития региона

С учетом значительной дифференциации регионов России по уровню инновационного развития и масштабам природоохранной деятельности, обусловленной, в свою очередь, как различием в уровне экономического потенциала регионов, так и особенностями проводимой в них политики, факторы и условия перехода каждого субъекта Российской Федерации носят специфический региональный характер.


Однако, несмотря на все многообразие регионов России, все же можно выделить ряд общих и весьма существенных факторов и условий, оказывающих влияние на саму возможность перехода регионов к устойчивому и инновационному развитию.

При этом следует, прежде всего, остановиться на самом определении понятий «факторы» и «условия», поскольку тонкое лингвистическое различие между ними предполагает и разный экономический смысл каждого из них.

Так, согласно определению, данному в «Словаре русского языка», условия - это обстоятельство, от которого что-то зависит, а также данные, требования, из которых необходимо исходить». Фактор же, согласно «Словарю современных понятий и терминов», определяется как причина, движущая какого-либо процесса или явления, либо его отдельные черты.

Тем самым, под условиями перехода региона к устойчивому и инновационному развитию экономики следует понимать те предпосылки, объективные обстоятельства, без которых этот переход не представляется возможным[12]:

1. Методологические основания - наличие способов организации и осуществления как теоретических исследований в отношении концепции устойчивого развития региональной экономики и ее инновационной направленности, так и практических приемов построения социально-экономических систем, в частности, опыт реализации модели инновационного развития.

2. Методический инструментарий - формирование единой, комплексной и обязательной к применению на всей территории страны методики оценки степени устойчивости и инновационности региональных социально-экономических систем с учетом экологического фактора.

3. Административно-управленческие условия - предполагают совершенствование федеративных отношений, формирование соответствующих федеральных и региональных координационных центров по достижению поставленных целей.

Между тем в России и ее регионах государственная политика в области формирования устойчивого инновационного развития пока еще, к сожалению, не носит единый комплексный характер, а осуществляется разрозненно и невзаимоувязано - в том числе при рассогласованности действий федеральных и региональных органов власти.

В конце 1980-х гг. в отечественной экономической литературе появился термин «устойчивое развитие» (от англ. sustainable development), обозначающий модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.