Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Факторы создания и развития инновационной инфраструктуры региона

Инновационная инфраструктура — это комплексная совокупность условий, факторов и физических объектов, способствующая зарождению, формированию и последующему функционированию инновационного процесса.

Рационально сформированная, эффективно действующая инновационная инфраструктура, помогающая действовать эффективно, не только формирует инновации в регионе, стране, повышая конкурентоспособность производимых продуктов, но и развивает общий уровень жизни населения, повышает его. Поэтому особенно важно формирование и развитие инновационной инфраструктуры как целостной подсистемы экономики региона и механизмов ее государственного регулирования, способствующих генерации, воспроизводству и активному применению научно-технических знаний с целью повышения темпов социально-экономического развития и уровня благосостояния населения.

Что же касается определения понятия эффективности инновационной инфраструктуры, то, как и любая «эффективность», она характеризуется отношением полезных результатов деятельности к затраченным ресурсам. Или, эффективность - это такое состояние системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Инновационная инфраструктура, отвечающая современным требованиям, должна[6]:

- способствовать построению инновационной экономики, основанной на взаимовыгодных отношениях субъектов научно-инновационной, образовательной, производственной и информационной сфер, адекватной стратегическим установкам развития территории (государства, региона);

- оказывать содействие продуктивному взаимодействию процессов зарождения новых знаний, образования и развития инновационной деятельности;

- выполнять возложенные на нее информационную, кадровую, производственную, экономическую и другие функции эффективно.

Воплощение инновационного сценария развития региональной экономики возможно только при условии формирования эффективной инновационной структуры, объединяющей как организации частной формы собственности, так и государственные институты.


Эффективность инновационного процесса в значительной мере зависит не столько от результативности каждого его этапа, сколько от возможностей взаимодействия элементов системы на каждом этапе функционирования. Особенно важна простота и скорость перехода от предыдущего этапа к последующему. Регулятивная задача государства в таком случае - полное вовлечение участников экономического процесса в инновационную среду, от общества до научных, образовательных, государственных институтов и формирование между ними устойчивых связей.

Именно интеграция — основной механизм обеспечения эффективности в данном процессе. Инновационная инфраструктура как механизм интегрирования создает взаимосвязи между элементами инновационной деятельности, обеспечивая ее функционирование.

Инновационное развитие региона, обеспечивающее рост конкурентоспособности экономики, является целенаправленным и управляемым процессом изменений в различных сферах, ориентированным на достижение высокого качества жизни на территории региона с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных потребностей населения и интересов государства. Субъектами этого процесса выступают:

а) федеральные и региональные органы власти и управления;

б) «точки роста» – предприятия и комплексы предприятий, формирующие конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынке территориальные инновационно-промышленные кластеры;

в) население региона.

Существующая инновационная инфраструктура в большинстве регионов в настоящее время не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, а, следовательно, негативно сказывается на экономическом росте как региона, так и общероссийской экономики в целом.

Вместе с тем инфраструктурные ограничения - один из первостепенных сдерживающих внутренних факторов развития инновационной экономики.

В условиях научно-технической революции обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от уровня развития инфраструктуры. При этом создание объектов инфраструктуры и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в них, но увеличивает прибыли промышленных компаний, что обусловливает необходимость финансирования в сохранность и развитие инфраструктуры средств государственного бюджета. При этом объекты инфраструктуры как правило переходят в государственную собственность, поскольку без эффективного содержания и развития инфраструктуры, являющейся своего рода скелетом и основой любой экономики, невозможно эффективное экономическое развитие[7].


Развитие инновационной деятельности и, соответственно, инновационной инфраструктуры в большинстве российских регионов ограничено стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Вместе с тем стагнация обусловлена недостаточной поддержкой создаваемых объектов региональной инновационной инфраструктуры в период их выхода на окупаемость.

В результате соответствующая инфраструктура перестает функционировать либо используется для другого вида деятельности, что порождает такую проблему, как низкая эффективность строительства и эксплуатации объектов инновационной инфраструктуры региона. При этом один лишь упор на создание так называемой инновационной инфраструктуры не превратит экономику в инновационную, если использовать созданную инфраструктуру нецелевым образом или неэффективно.

Фактором, сдерживающим развитие производственно-технологической инновационной инфраструктуры в большинстве регионов России на современном этапе, является устаревание производственных мощностей промышленных предприятий России, изменение структуры станочного парка в сторону использования простейших универсальных станков, сокращение закупки современного специализированного сложного оборудования.

В тоже время объекты производственно-технологической инновационной инфраструктуры требуют существенных временных и финансовых затрат на свое создание и функционирование в сравнении с иными видами инновационной инфраструктуры региона, обладающими высокой мобильностью, незначительными капитальными затратами и высокой степенью адаптивности своей специализации.

Главным «инициатором» создания инновационной инфраструктуры выступает государство. Именно оно создает правовые, организационные и экономические условия и механизмы, которые мотивируют участников процесса заниматься инновационным бизнесом, извлекая из него законно полученную прибыль; используется системный подход, позволяющий полученным с помощью государства знаниям преодолевать практически без разрывов весь сложный путь: от научных исследований и разработок до реализации инноваций, включающих в себя эти знания, на рынке наукоемких товаров и услуг, на рынке интеллектуальной собственности.

Инновационная инфраструктура должна включать производственно-технологическую, финансовую, кадровую и информационную составляющие. Меры государственной поддержки по созданию и комплексному развитию инновационной системы должны, скоординировано осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.


Инновационная система включена в социально-экономическую систему общества, является ее подсистемой. От этой большой системы исходят импульсы в виде востребованности инновационного продукта. Именно социально-экономическая инфраструктура инновационной системы позволяет реализовать открывающиеся технологические возможности и тем самым придает жизненность инновационному процессу. Ее формирование есть одно из выражений появившейся у общества потребности в инновациях. В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них.

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается прежде всего наличием развитой среды «генерации знаний», которая в том числе включает эффективно функционирующую инновационную инфраструктуру.

Учитывая решающую роль государственной поддержки в деле формирования инновационной инфраструктуры в регионах, рассмотрим сущность и содержание государственной поддержки инновационной деятельности и функционирования инновационной инфраструктуры региона как ее составляющей.

Государственная поддержка инновационной деятельности представляет собой совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность[8].

Государственная инновационная политика должна быть направлена на формирование условий для осуществления инновационного процесса, являясь при этом интегративным фактором для науки и бизнеса, вовлекаемых в данный процесс. Государственная инновационная политика обеспечивает поэтапное развитие инновационной отрасли от инициирования спроса на инновационный продукт через создание благоприятного экономического климата для привлечения инвестиций к формированию рынка инноваций.

Региональная инновационная политика, представляет собой эффективный инструмент развития регионального хозяйства, поскольку позволяет усилить конкурентные позиции региональных производителей на внутреннем, национальном и мировом рынках.

Опережающее развитие инновационной инфраструктуры - один из основных принципов государственной поддержки инновационной деятельности, заложенный в Стратегии инновационного развития Российской Федерации.


Государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне осуществляется в рамках региональной промышленной и инновационной политики, направленной на повышение промышленно-производственного, инвестиционного и инновационного потенциала, роста региональной конкурентоспособности.

В период национальных экономических кризисов и спадов значительно возрастает роль государства в сохранении стабильности за счет вмешательства в экономику, что соответствует «кейнсианскому подходу» к государственной экономической политике. Рыночная стабильно развивающаяся экономика предполагает ограниченное вмешательство государства путем применения прямых и косвенных методов воздействия.

К методам прямого государственного воздействия на развитие инновационных отраслей относятся:

  • государственный заказ;
  • федеральные целевые программы реструктуризации;
  • налоговая политика;
  • таможенная политика;
  • кредитование экспорта и организация лизинга дорогостоящей и наукоемкой продукции;
  • защита интеллектуальной собственности;
  • государственные инвестиции;
  • создание при участии государства производств и объектов инфраструктуры;
  • программы предпринимательского стартапа;
  • создание законодательной базы в сфере инновационной деятельности.

Кроме того, налоговая, таможенная и иная политика, направленная на поддержание инноваторов, должна предусматривать законодательно закрепленные права, льготы и прочес для субъектов инновационной деятельности и быть стабильной на протяжении длительного периода, в противном случае государство не сумеет привлечь частный капитал и обеспечить выживание инновационных компаний, прежде всего малых, в жесткой конкурентной борьбе.

К методам косвенного государственного воздействия с целью развития инновационных отраслей относятся[9]:

  • развитие банковской и страховой систем;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата;
  • формирование среды для открытого и эффективного диалога между органами власти, наукой и бизнесом;
  • формирование системы профессионального образования и подготовки кадров;
  • создание стабильных экономических и нормативно-правовых условий хозяйствования;
  • содействие соответствующих государственных органов власти отечественным производителям в расширении рынков сбыта продукции через развитие внутрирегиональной и международной кооперации;
  • развитие экономически обоснованных и технологически обусловленных производственных связей между производителями; программы мобильности.