Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня социально-экономического развития региона (Механизмы стимулирования инновационного развития экономики региона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация региональной политики инновационного развития ориентирована на стимулирование инновационной активности всех элементов региональной экономической системы, которые не всегда готовы к разработке и эффективному взаимодействию в реализации инновационных решений. Роль региональной политики инновационного развития проявляется в возможности моделирования поведения экономических субъектов по использованию инновационных ресурсов в определенных условиях регионального развития, что позволяет реализовать меры, обеспечивающие преодоление элементов отсталости отдельных территорий, где формирование инновационных отношений осуществляется сложно и противоречиво.

Наиболее важны для эффективного стимулирования инноваций в системе взаимодействия органов власти регионального уровня управления и региональных бизнес-структур следующие направления[23]:

- разработка и реализация взаимовыгодных инновационных программ и проектов;

- усиление координации совместной работы в инновационной сфере;

- совместное участие в стимулировании инновационной деятельности на территории региона.

Основополагающим документом перехода региона к инновационному типу должна стать стратегия его социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.

В этом документе разработчик обязан отразить прогноз инновационных потребностей региона, наметить управленческие инновационные проблемы и задачи, выявить факторы, способствующие применению инноваций, и разработать механизм их стимулирования.

В стратегию следует так же включить мероприятия по минимизации вероятных рисков в управлении инновациями, а так же указать приоритетные для региона направления инновационной деятельности, выявить потенциально реализуемые инновационные проекты и возможности участия в них образовательных учреждений региона, определить число задействованных в них предприятий (в том числе малых) и перспективы создания новых рабочих мест и т. д.

Проведение мер по усилению координации обусловлено необходимостью организации эффективного взаимодействия трех основных субъектов инновационного развития (государства, бизнеса, науки) и создания новой системы коммуникационных связей между ними — инновационных сетей.

Для устранения информационного разрыва между субъектами бизнеса, науки и образования региона необходимо создать единый реестр инноваций. В нем будут накапливаться данные об уже имеющихся инновационных проектах и перспективных направлениях исследований. Развитая информационная координация станет первым необходимым инструментом для эффективного использования инновационного ресурса региона.


Поскольку постоянное производство инноваций требует создания системы экономической поддержки этого процесса, то вторым необходимым инструментом для эффективного использования инновационного ресурса региона должна стать финансовая координация между бизнесом, государством и наукой.

В качестве основных направлений стимулирования развития инновационной деятельности на региональном уровне можно выделить следующие:

1.Создание системы заказов на инновационную продукцию:

Региональные бизнес-структуры как представители рынка должны играть роль основных заказчиков перед наукой и органами власти регионального уровня, которые будет выступать координаторами и совместно с бизнес-структурами формировать «пакет заказов» для науки и строить экономику, удовлетворяющую потребностям общества.

2. Формирование системы «власть - бизнес - наука - образование»:

Необходимость ее формирования становится очевидной, если учесть, что основным потребителем образовательных и научных услуг вузов являются региональные бизнес-структуры. То есть, образовательные учреждения становятся не только источником инноваций, но и точкой роста бизнес-концепций новых предприятий.

3. Создание организационной структуры, отвечающую за анализ проблем развития инновационной деятельности на региональном уровне и подготовку предложений по поиску, внедрению и стимулированию инноваций, а также за развитие инновационной инфраструктуры:

В качестве такой структуры может быть создан региональный центр развития промышленного потенциала (РЦРПП) или инновационно-инвестиционный центр (ИИЦ). В его состав должны входить все представители РИС, заинтересованные в развитии промышленного потенциала региона на основе внедрения инноваций. Целями указанной структуры могут стать[24]:

- маркетинговое сопровождение производимой в регионе продукции;

- проведение PR-мероприятий для создания благоприятного имиджа региона;

- сбор информации о технологических новшествах и инновационных разработках, создаваемых в регионе;

- поиск возможных партнеров для предприятий региона, занятых производством инновационной продукции (технологий, услуг и др.).

4. Трансформирование мировоззрения научного сообщества:

Для полноправного участия в инновационной деятельности научным и образовательным учреждениям придется научиться доказывать, что разрабатываемые ими НИОКР экономически эффективны и потенциально выгодны для реализации региональными бизнес-структурами.


5. Трансформирование способов и моделей деятельности региональных органов власти:

Отвечая за успешный переход на инновационные технологические траектории, во взаимодействии с другими участниками инновационной деятельности эти органы часто используют административный ресурс, не совместимый с требованиями времени. Поэтому актуальным направлением реформирования должен стать переход к политике гибкого реагирования на основе партнерских отношений или социального договора. Отсюда появляется возможность тесного и интенсивного общения между партнерами в ходе принятия решений, гибкой коррекции и мониторинга реализации проектов.

Таким образом, стимулирование инновационной деятельности на региональном уровне можно рассматривать как универсальный рецепт успешного взаимодействия органов власти регионального (муниципального) уровня управления, бизнес-структур и научного сообщества. Для того, чтобы данное сотрудничество всегда было взаимовыгодным и успешным необходимо обеспечить эффективное использование инновационного ресурса региона при условии взаимной заинтересованности всех участвующих в инновационном процессе сторон.

2.2. Методы стимулирования развития инновационной деятельности в регионе

Постоянно изменяющиеся требования рынка и потребительских групп формируют предпосылки для возникновения инноваций в самых различных отраслях, при этом система управления должна оперативно реагировать на такие требования и качественно изменять свою организационную структуру с тем, чтобы способствовать совершенствованию методов управления и созданию инновационной продукции, услуг или технологий, с внедрением которых, на рынке расширяется спектр предложения новых продуктов и услуг, востребованных различными потребительскими группами. Указанные обстоятельства позволяют определить природу процесса генерирования, возникновения и развития инноваций как нелинейную.

Такого рода нелинейные процессы описываются следующими организационно-экономическими механизмами:

1) «Петли взаимного усиления», которые подразделяются на благоприятные и неблагоприятные.

Благоприятные петли взаимного усиления появляются в том случае, когда два и более элементов системы влияют друг на друга в положительном направлении. Это означает, что усиление или ослабление одного или нескольких признаков одного элемента, соответственно, влияет на усиление или ослабление одного или нескольких признаков другого или ряда других элементов.


Предложение новой продукции (услуги, технологии) влияет на формирование рынка, на появление новых потребностей, определяет необходимость изменений в организационной структуре управления рынком, чтобы в дальнейшем более точно определять перспективные направления развития инновационной деятельности предприятии и организации на этом рынке. Сущность влияния неблагоприятных петель взаимного усиления может быть выражена через превышение предельно допустимого уровня нагрузки на ресурсные возможности региона. Преодолеть неблагоприятное влияние можно с помощью создания условий для повышения привлекательности инновационной деятельности для различных бизнес-структур, занятых созданием инновационной продукции (услуг, технологий)[25].

В дальнейшем это может повлечь за собой повышение лояльности различных потребительских групп, ориентированных на предлагаемую им инновационную продукцию (услуги, технологии).

Механизм реализации петли взаимного усиления, стимулирующей развитие инноваций представлен на схеме рисунка 2.

Рисунок 2. Петли взаимного усиления, стимулирующие развитие инноваций

В силу увеличения спроса различных потребительских групп к инновационной продукции (услугам, технологиям) предприятия и организации региона будут вынуждены развивать свою предпринимательскую активность в части инновационной деятельности.

Последнее обстоятельство не только позволит расширить предложение инновационной продукции (услуг, технологий) на рынке, но и предоставит возможность различным потребительским группам пользоваться наиболее качественными и полезными по потребительским свойствам и характеристикам продуктами и услугами;

2) «Петли ограничения», которые представляют собой механизмы контроля и ограничения по показателям функционирования.

Для каждого продукта (услуги, технологии) существуют ограничения, которые определяют, какими могут быть пределы того или иного изменения в его очередной модификации.

При этом характер этих ограничений может быть самым разным: физическим, информационным, экономическим, социальным, правовым и др.

В отдельных случаях внедрение инновационной продукции (услуг, технологий) может быть связано с устранением этих ограничений.

В связи с этим основными функциями региональных структур управления развитием инновационной деятельности будут проведение политики выявления таких ограничений и принятие мер по их преодолению, а также оказание комплексной поддержки развитию инновационного предпринимательства:


3) «Механизмы запирания», которые возникают и существуют во многом благодаря наличию внутренних проблем в структурах управления развитием инновационной деятельности в регионах, а также благодаря определенному кругу заинтересованных лиц, представляющих органы исполнительной власти или общественные организации.

Как правило, наличие «механизма запирания» связано с неспособностью системы управления инновационной деятельностью и инновационным развитием адаптироваться к изменениям и требованиям внешней среды в силу внутренних ограничений. К ним можно отнести:

- дефицит кадров соответствующей квалификации;

- ограниченные финансовые возможности и отсутствие дополнительных источников для финансирования;

- низкий уровень маркетинговых исследований;

- отсутствие рыночных технологий и методов менеджмента;

- слабое внедрение в управление эффективных информационных технологий.

Нередко этому способствует деятельность органов исполнительной власти, определяющих политику в области управления развитием инновационной деятельности в регионе, а также влияние различных общественных организаций предпринимателей посредством формируемого ими общественного мнения.

4) «Механизмы задержки во времени», которым характерно проявление циклического поведения системы управления.

Примерами этого являются: принятие на региональном уровне не согласованных между собой решений в части формирования правового поля, утверждение перспективных планов и программ инновационного развития, проведение обследований состояния инновационной сферы, выявление перспектив развития инновационной предпринимательской деятельности и др.

5) «Механизмы отбора», которые являются важнейшим фактором для инновационного развития экономических систем. Они позволяют через структуры частно-государственного партнерства, рыночные структуры и внутренние для региона инфраструктурные образования принимать решения[26]:

- предприятиям и организациям региона - о разработке и внедрении инноваций;

- потребителям - о приобретении инновационной продукции (услуг, технологий), основываясь на своих предпочтениях и восприятиях.

Оценивая уровень представления инновационной продукции (услуг, технологий) на региональных рынках, можно отмстить следующее:

- в настоящее время предложение такой продукции ограничено;

- степень лояльности потребителей к такой продукции (услугам, технологиям) можно охарактеризовать как крайне низкую;