Файл: Роль мотивации в поведении организации. Основы формирования мотивации трудовой деятельности в организациях..pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, значение и проблемы мотивации в современных организациях
1.2. Современные методы управления мотивацией
2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА «OLYMP»
2.1. Краткая характеристика деятельности исследуемого объекта
2.2. Система мотивации трудовой деятельности персонала фитнес клуба
2.3. Анализ степени удовлетворенности сотрудников спортивного клуба «Olymp»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА СПОРТИВНОГО КЛУБА «OLYMP»
3.1. Рекомендации по повышению мотивации
3.2. Разработка системы управления деловой карьерой как фактор стимулирования персонала
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Мотив (лат. Moveo — «двигаю») — это обобщённый образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих большую ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом его деятельности.
Мотивация – это прежде всего процесс побуждения себя и других людей к результативной деятельности для эффективного достижения целей организации. Вопрос формирования мотивационной среды для персонала очень актуален в наше время.
Персонал является ценным ресурсом любой организации. Именно персонал рассматривается в качестве ключевого фактора достижения организационных целей за счет повышения эффективности, качества и производительности труда. Однако использование потенциальных возможностей человеческих ресурсов достигается в условиях эффективного управления ими. Решение этой задачи невозможно без понимания мотивов и потребностей каждого отдельного сотрудника и правильного использования стимулов для работы.
Актуальность проблемы мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, например от точной разработки действенной системы мотивации зависит не только увеличение социальной и творческой активности определённых сотрудников, но и конечные итоги работы компаний, форм собственности и сфер работы. Любая в отдельности модель мотивации существенно выделяется от других не только по форме, но и по содержанию. Это можно считать абсолютно закономерным явлением, так как, в сущности, не может быть единой мотивационной модели, которая имела возможность бы успешно применяться без учета особенности развития каждой организации, а тем более отдельного государства в целом. Проблема мотивации остается самой актуальной, как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время.
Управление человеческими ресурсами было и остается в любом государстве злободневной проблемой, с которой не может сравниться никакая другая проблема, потому что верным разрешением данной проблемы управления трудом в многом станет определяться социально-экономическое становление компаний и стран в целом. При успешном использовании творческого потенциала во многом будет определяться разработкой научно-обоснованных рекомендаций по увеличению производительности работы персонала, которые включают в себя подбор, расстановку и работу сотрудников.
Поэтому ключевое значение в управленческой практике занимают вопросы разработки эффективных систем мотивации персонала.
Объектом исследования в работе выступает фитнес клуб «Olymp». Исследования проводятся на предмет наличия мотивационной среды для персонала организации.
Цель данной курсовой работы: показать, что эффективность трудовой деятельности работника на прямую зависит от мотивационной среды деятельности персонала организации.
Задачи курсовой работы:
- обосновать значение мотивации профессиональной деятельности как ведущего фактора в управлении персоналом фитнес клуба «Olymp»
- проследить как использование современных тенденций влияет на стимулирование трудовой деятельности
Теоретической и методической основой при написании курсовой работы явились труды классиков стратегического менеджмента, российских психологов и ученых по исследуемой проблеме.
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, значение и проблемы мотивации в современных организациях
Особое значение в общей стратегии развития организаций приобретает мотивация трудовой деятельности работника.
О мотивации много говорят, много пишут и много думают. Экономисты - чтобы заставить людей работать больше и эффективнее, писатели и художники - чтобы найти новые сюжеты для своих произведений, следователи, анализируя детали преступления, ищут мотив, ведь без мотива, как известно из детективной литературы, "не бывает преступления" [3].
В общем, без мотивации никуда. Для hr-менеджеров это одно из основных направлений работы. Традиционно мотивацию подразделяют на материальную и нематериальную, хотя это и неверно, на наш взгляд. Мотивация либо есть, либо ее нет, и придумывать отдельно, вне системы, материальные (денежные средства) и нематериальные стимулы смысла не имеет. Человек может хорошо работать потому, что у него хорошая зарплата, а может потому, что ему нравится коллектив, или даже потому, что просто деваться некуда - рабочих мест-то кот наплакал [8].
Сотрудники порой посмеиваются над усилиями hr-специалистов, стремящихся сплотить коллектив и повысить эффективность с помощью различных тимбилдингов, корпоративов, боулингов и прочих увеселительных мероприятий. Им смешно не потому, что неинтересно, а потому, что никакой видимой связи с эффективной работой это не имеет. Другими словами, человек, сходивший на боулинг, будет работать так же, как и не сходивший, хотя это и не умаляет значения корпоративов и других неформальных мероприятий [17].
Строго говоря, управление людьми - это и есть управление их желанием выполнять работу, причем в мотивации принимают участие многие - начиная с уборщицы (ведь она наводит чистоту в помещении, от этого другим сотрудникам комфортнее работать) и заканчивая президентом компании.
То есть к мотивации надо подходить комплексно, не спеша и системно, но это не всегда получается. Хорошо, когда руководство и руководители подразделений понимают важность этого и активно помогают в разработке системы мотивации. Но зачастую бывает так, что hr-менеджера вызывает генеральный директор, говорит, что надо бы разработать хорошую систему мотивации, и отводит на это конкретный срок, скажем, месяц. Что делать в данной ситуации, с чего начать и чем закончить? Целесообразнее всего подойти к проблеме с двух сторон: изучить то, что есть на рынке труда по этой отрасли бизнеса, и посмотреть, что предлагают современные теории мотивации [1].
Самый простой шаг, с которого нужно начать что-то делать, - проанализировать то, что сделано до вас, в других организациях. Во-первых, сами сотрудники ориентируются на рынке труда по вакансиям своего направления, мониторят сайты hh.ru и superjob.ru [19] и рассчитывают на то, что у них будет такой же или похожий компенсационный пакет. Ну а во-вторых, в любой деятельности, прежде чем что-то начинать, нужно изучить опыт предшественников.
Посмотрим, где можно найти нужную нам информацию. В идеале лучше всего получить ее, что называется, "из первых рук", т.е. от самих работников. Для этого можно [15]:
1) побеседовать с сотрудником на его рабочем месте, например в магазине или другой организации, предоставляющей услуги (парикмахерской, кафе и т.д.). Этот вариант больше всего подходит для розницы, сферы обслуживания и т.д.;
2) пригласить на собеседование. Многие компании используют собеседования в качестве метода коммерческой разведки. Сложностей никаких - достаточно дать объявление об имеющейся вакансии в организации и ждать, когда на собеседование придут словоохотливые кандидаты;
Пример 1. Небольшая компания - сеть автомастерских - принимала кандидатов на должности специалистов, в ходе собеседования выясняя систему мотивации конкурентов: оплату за нормо-час, оплату переработок и т.д. Все сведения подвергались анализу, затем создавалась система мотивации для собственных работников [2].
Кандидаты в большинстве своем, видя искренность работодателя и желание принять на работу, достаточно охотно рассказывают о системе мотивации на их нынешнем или прошлом местах работы.
3) довольно много информации содержится в Интернете; это сайты трудоустройства и отзывов о работодателях. Мы уже не раз говорили, что разочарованные сотрудники, как правило, довольно подробно описывают принципы мотивации в организации, где они работали, включая размер заработной платы, соотношение переменных и постоянных частей, льготы для сотрудников и многое другое.
Пример 2. Менеджер по системам стимулирования крупной производственно-торговой компании, обычно изучает, как строится система мотивации в других организациях, с помощью профессиональных форумов.
Если нужно узнать что-то о мотивации системных администраторов или программистов - она просматривает форумы ИТ-специалистов, если надо узнать информацию о мотивации продавцов - просматривает форумы ритейлеров и индивидуальных предпринимателей [6].
При необходимости она знакомится с людьми, общается с ними через социальные сети.
Таким образом, она имеет самые свежие сведения и может применять их в работе.
Полученную информацию целесообразно проанализировать.
Для удобства пользования ее можно представить в виде таблицы (пример для должности менеджера по продажам) [4].
Таблица 1
Сравнительный анализ материальной и нематериальной мотивации [4]
Название организации |
Материальная мотивация |
Нематериальная мотивация |
||||
премия за выполнение плана |
премия за увеличение количества клиентов |
Соотношение премии и оклада в процентах |
Бесплатные тренинги |
Корпоративный транспорт |
Периодические развлекательные мероприятия |
|
Sales-torg |
есть (1,5% от оборота) |
есть (за превышение плана по клиентам) |
50/50 |
есть |
автобус |
организуются и финансируются компанией |
Ромашка |
Есть (фиксированная за выполнение плана) |
есть (за превышение плана по клиентам) |
30/70 |
есть |
нет |
нет |
Главторг |
нет |
нет |
0/100 |
на 30% оплачиваются самими участниками |
нет |
организуются и финансируются сотрудниками |
Имея перед глазами структурированную таким образом информацию, можно приступать к разработке системы мотивации в собственной организации.
Для детального понимания неплохо бы почитать авторов фундаментальных книг по психологии мотивации, педагогике, менеджменту - Х. Хекхаузена, Б. Зейгарник, А.С. Макаренко, К. Левина, Дж. ТейАквадар. Кстати, hr-специалисты далеко не всегда любят обращаться к науке, и совершенно зря. А к психологическим теориям вообще относятся довольно снисходительно, предпочитая измерять все прибылью и оборотом организации.
Чем могут оказаться полезны теории мотивации? Они универсальны и могут быть применимы и при разработке материальной и нематериальной составляющих [5].
Пример 3. В небольшой компании, занимающейся изготовлением полиграфической продукции, сотрудникам повысили заработную плату. Изучили зарплатные предложения на рынке труда и привели доход сотрудников в соответствие с рынком. Но производительность труда не возросла, а наоборот, упала. Стали разбираться с причинами. В компании работали дизайнеры и специалисты по обслуживанию полиграфического оборудования. Задача дизайнеров - проводить предпечатную подготовку макетов [9]. После того как зарплату повысили, а повысили ее и дизайнерам, и специалистам-исполнителям, производительность труда дизайнеров упала, они перестали выполнять свою работу в срок. Оказалось, что, по мнению дизайнеров, их работа требует более высокой квалификации, ведь им нужно знать особенности цветопередачи, работать в специальных программах, уметь рисовать и т.д. Специалистам-исполнителям же достаточно освоить работу на машинах, "знать, какую кнопку нажать". Все эти навыки приобретаются в течение месяца. Зарплату повысили всем одинаково, но дизайнерам - потому что это было продиктовано требованиями рынка труда, а специалистам повысили "на вырост". В связи с этим повышение не дало никакого эффекта [7].
Всего этого не произошло бы, если бы руководство знало теорию справедливости Лаймана Портера и Эдварда Лоулера, согласно которой вознаграждение является вознаграждением, если оно справедливо. К построению системы мотивации, особенно к ее материальной части, нередко подходят утилитарно, как к обслуживанию автомобиля: нет напряжения в бортовой сети, значит, надо зарядить аккумулятор. Низкая зарплата - надо повысить, высокая - надо понизить, при этом зачастую не учитывается то, что человек трудится в коллективе и для него повышение зарплаты далеко не всегда является стимулом к хорошей работе. Он постоянно сравнивает, как поощряют его коллег - как в отделе, так и в других компаниях [14].