Файл: Цель и задачи налогового учета (Теоретические основы налогового учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой. Введение в РФ с 1 января 2002 г. официального налогового учета потребовало дальней­шего совершенствования теории и методологии налоговой составляющей в системе управле­ния финансами современного предприятия. Данные вопросы нашли свое отражение в науч­ных трудах таких российских ученых-экономистов, как Л.И. Малявкина, О.В. Родина, Е.В. Полуянов, Т.В. Севастьянова, А.В. Сошникова, Л.В. Усатова и др. Тем не менее, многие вопросы методологии и организации налогового учета не до конца исследова­ны и продолжают оставаться актуальными для практиков и теоретиков.

Цель курсовой работы заключается в изучении цели и задач налогового учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Определить сущность налогового чета;

- Изучить концепции организации налогового учета;

- Изучить цели и задачи налогового учета;

- охарактеризовать перспективы развития налогового учета.

Объектом исследования выступает учетная политика на предприятии в целях налогообложения.

Предметом исследования выступают цели и задачи налогового учета.

Методологическую основу курсовой работы составляют методы анализа, обобщения, экономический и формально-юридический.

Источниковой базой курсовой работы являются положения Налогового кодекса РФ, подзаконных нормативно-правовых актов, учетная и научная литература.

По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретические основы налогового учета

1.1 Сущность налогового учета

Согласно нормам главы 25 НК РФ, система налогового учета организуется предприятием самостоятельно, исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета. Однако в декабре 2001г. Министерством РФ по налогам и сборам были разработаны рекомендации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации», которые предусматривали 51 форму аналитических регистров налогового учета по пяти группам:


-регистры промежуточных расчетов;

-регистры учета состояния единицы налогового учета;

-регистры учета хозяйственных операций;

-регистры формирования отчетных данных;

-регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

В Рекомендациях налогоплательщикам были предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представлял собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 Кодекса. Однако данную систему внедрить на практике не удалось.

Во-первых, информационное сообщение МНС России от 19.12.2001 «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» не относится к нормативным правовым актам, носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения налогоплательщиком.

Во-вторых, необходимость ведения самостоятельной системы учета в целях налогообложения вызвала у квалифицированных представителей бухгалтерского сообщества резкое неприятие. В своих выступлениях, научных публикациях они критиковали обособление налогового учета от бухгалтерского (финансового) учета.

В частности, руководитель Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаев в свое время предлагал исключить все статьи о налоговом учете начиная с 313-й и по 333-ю. Он писал: «Это дефект гл.25: описание техники сбора данных, присущей для нефтяной отрасли, зачем-то распространили на все виды деятельности. Нужно выбросить из главы всю технику. Беда в том, что мало кто из разработчиков обращает внимание на техническую сторону, потому что они не знают бухгалтерского учета. Отсюда и ляпы»[1].

Отдельные критические замечания высказывались представителями фискальных органов. Например, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса О. Г. Лапина писала: «В целях исполнения требований по порядку исчисления налога на прибыль организациям вменено в обязанность ведение отдельной системы налогового учета, основанной на группировке первичных документов в соответствии с установленными гл. 25 НК РФ правилами (ст. ст. 313, 314 НК РФ). Практика показывает, что ведение параллельной системы учета (наряду с бухгалтерским) приводит не только к дополнительным затратам налогоплательщика, но и к снижению эффективности налогового контроля»[2].


Против введения налогового учета выступали и представители высшей школы. Доцент АЭБ МВД России (филиал, г. Уфа) С.Х. Гелимханова также говорила о недостатках внедре­ния налогового учета: «Во-первых, объем бухгалтерской работы значительно возрастает. Ведь весь массив информации, содержащийся в первичных документах, обрабатывается и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Во-вторых, затрудняется контроль за полнотой и правильностью разнесения первичных документов в налоговом учете (из-за отсутствия двойной записи). При большом документообороте поиск ошибок может превратиться в трудновыполнимую задачу. В результате на средних и крупных предприятиях при отсутствии специаль­ной эффективной системы контроля налоговая база формируется практически «вслепую». Многие предприятия не ведут специальных налоговых регистров и до сих пор формируют налоговую базу путем корректировки бухгалтерской прибыли или отдельных статей расходов и доходов, полученных в бухгалтерском учете. То есть, по сути, продолжает использоваться способ расчета налогооблагаемой прибыли, применявшийся до 2002 г.[3]

Профессор В.Д. Новодворский, экономист Д.Р. Гараев отмечали, что «ведение налогового учета, «оторванного» от бухгалтерского, влечет чрезмерное усложнение системы учета напредприятиях, потере рациональности бухгалтерских процедур и увеличению административных расходов предприятия. При этом, как показывает практика, единственная функция, которую выполняет налоговый учет, - это контрольная»[4].

С мнением вышеперечисленных экономистов был солидарен к.э.н., управляющий партнер Бухгалтерского методологического центра, член Национального совета по стандартам финансовой отчетности И.Р. Сухарев, который указывал, что «у налогоплательщика действительно появилась новая обязанность - создать дополнительную учетную систему в целях налогообложения. Но это приводит только к росту издержек организаций, но не сопровожда­ется освобождением самого бухгалтерского учета от фискальных функций и не способствует повышению качества налогового администрирования»[5].

Хотя введение налогового учета подвергалось жесткой критике со стороны бухгалтер­ского сообщества, принятие законодательных и нормативных актов свидетельствует, что отказа от него не произойдет.

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», введенная Федеральным законом от 24.07.2002г. № 104-ФЗ, где в ст. 346.24 также закреплено требование ведения налогового учета. Таким образом, с 2003 г. понятие налогового учета официально вышло за пределы налога на прибыль организаций.


С 1 января 2007 г. Федеральным законом № 137-ФЗ было введено определение учетной политики для целей налогообложения (ст. 11 НК РФ). Кодекс определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Следует отметить, что требование о составлении налоговой политики содержалось в законодательстве давно, однако ее четкое определение и состав законодательно определен не был. Ценность учетной политики также подтвердили судьи Высшего Арбитражного Суда, которые отметили, что если какой- либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 6845/07).

Итак, общими признаками, позволяющими делать вывод о наличии отдельной системы налогового учета, являются:

    1. Наличие налоговых правил признания и оценки объектов учета имущества и иных хозяйственных операций организации, установленных Налоговым кодексом РФ. В частности, правила налогового учета расходов регламентируются ст. 252 - 270, ст. 272 -273 НК РФ.
    2. Нормативное закрепление в НК РФ понятия «учетная политика организации для целей налогообложения» (ст. 11 НК РФ). Требование к налогоплательщику документировать внутренним документом и публично объявлять принципы его налоговой учетной политики, избранные из альтернативных норм учета отдельных операций, предлагаемых НК РФ. В 25 главе НК РФ, посвященной налогу на прибыль, дается 22 ссылки на учетную политику (п. ст. 248, п. 5 ст. 252, п. 8 ст. 254, п. 10 ст. 259, п. 2 ст. 261, п. 3 ст. 264.1, п. 2 ст. 267, п. 2 ст. 267.1, п. 1 ст. 268, п.п. 6, 8, 9 ст. 280, п. 2 ст. 301, п. 4 ст. 307, ст. 313, ст. 314, ст. 316, п. 1 ст. 318, п. 1 ст. 319, ст. 320, п. 2 ст. 324, п.п. 1, 5 ст. 324.1, п. 2 ст. 339, п. 16 ст. 346.38).
    3. Наличие специального документооборота, позволяющего налоговым органам контролировать соответствие применяемых организацией правил учета объектов и операций нормам НК РФ. Для целей исчисления налога на прибыль к этим документам относятся налоговые регистры, сформированные на основе данных первичных документов бухгалтерского учета и справок бухгалтера, а также декларация по налогу на прибыль.
    4. Требование о хранении документов по налоговому учету в течение четырех лет (пп.8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Для понимания сущности налогового учета и формирования учетной политики следует определиться с основными терминами, использование которых позволит углубить представление о налоговом учете.

Налоговый учет - это разработанная налогоплательщиком с учетом требований действующего законодательства система сбора, группировки и обобщения информации об операциях и имуществе организации с целью определения налоговой базы по конкретному налогу; это внутренняя работа экономического субъекта по учету объектов, подлежащих налогообложению, их показателей с целью определения подлежащего уплате налога и возможности проверки данного процесса внешним пользователем - государством.

Поскольку для налогового учета имеет значение кем он ведется, кто представляет информацию о его ведении, то в качестве его субъекта рас­сматривается именно налогоплательщик. При этом следует отметить, что к сожалению, законодательство напрямую не поименовывает субъекта нало­гового учета, как и не содержит требований к лицу, ведущему налоговый учет. Нам здесь важно разграничить субъект и объект учета для понимания, в связи с чем проявляются неоднозначные термины «налоговый учет», а также дальнейшего определения объекта учета. Как отмечено С.В. Данько, с философской точки зрения, «Нет четких границ между познающим субъек­том и познаваемым объектом, и первый вполне может являться частью вто­рого, а также привносить во второй свое понимание в соответствии с харак­терным для данной эпохи мировоззрением. Кроме того, при постулирова­нии независимости познаваемого предмета от субъекта сам субъект не мо­жет представляться существующим - ведь он как изучаемое явление не яв­ляется независимым от субъекта, то есть от самого себя».

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, а также иные показатели, учитываемые для целей налогообложения в зависи­мости от конкретного подлежащего уплате налога.

Здесь подчеркнем, что при определении является ли объект именно объектом налогового учета, следует детерминировать, имеется ли обязан­ность по уплате налога в отношении объекта, то есть важна цель учета.

Главной задачей налогового учета считается определение сумм плате­жей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определенную дату. Данная задача отличает налоговый учет от иных видов учета, служащих в первую очередь для интересов пользователей.

Налоговый учет выполняет следующие функции: фискальную, регулирующую, информационную и контрольную. Данные функции косвенно указаны в статье 313 НК РФ.